Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИДЖТИХАД (букв.старание, усердие, прилежа­ние) — понятие в мусульманском праве, обозначаю­щее индивидуальное рассуждение вообще, а в более узком смысле использование способа суждения по аналогии (кийас). Специалист, который занимается И., называется муджтахид. Индивидуальное суждение, произвольное или тщательно продуманное и упоря­доченное, использовалось на ранних этапах развития мусульманской школы права. Позже понятие «И.» приобрело более узкий смысл — «специальная оцен­ка, право решения специалиста» (такая трактовка И. сохранилась в наши дни в мединской школе права). Суть И. заключается в том, чтобы на основе Корана и Сунны сформулировать ответ на не имеющий готово­го решения вопрос, который соответствовал бы нор­мам мусульманского права. В течение первых двух с половиной веков существования ислама любой му­сульманский богослов или специалист в области свя­щенного права мог самостоятельно вырабатывать решение юридических проблем. В период интенсив­ного развития мусульманского права, начиная при­мерно с 9 в., появляется идея, согласно которой круг муджтахидов должен быть ограничен выдающимися богословами прошлого. Поднимается вопрос о том, что все значимые вопросы в области мусульманского права должны быть сначала тщательно изучены и обсуждены, а затем уже установлены в конечном виде. Примерно в это же время происходит т. наз. «закры­тие дверей И.», и И. становится привилегией основа­телей богословско-правовых школ (мазхабов) и их последователей. В обязанности муджтахида входит свободное владение араб, языком, превосходное зна­ние Корана и Сунны, а также норм мусульманского права. Помимо этого, муджтахид должен обладать ма­стерством извлечения юридических норм из перво­источников, знать обычаи и традиции мусульман, быть справедливым, мудрым и честным. Основными цент­рами И. были Мекка, Медина, Куфа, Басра, Дамаск и Бейрут, где находились виднейшие богословы, прак­тиковавшие И. Основными противниками метода И. были захириты и хашавиты.

И.А. Царегородцева