Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИДЖМА — единогласное мнение авторитетных пра­воведов по обсуждаемому вопросу, становящееся пра­вовой нормой, один из источников мусульманского права (фикха). В составе мусульманского права выде­ляют две группы взаимосвязанных норм, первую из которых составляют юридические предписания Кора­на и Сунны, а вторую — нормы, сформулированные на основе И., и умозаключения по аналогии (кийас). В качестве основополагающих рассматриваются нор­мы первой группы. При жизни Мухаммада все спор­ные вопросы решались при его посредничестве и фик­сировались в хадисах. После смерти Пророка в 632 че­тыре первых халифа Абу Бакр, У мар, Усман и Али, как и другие сподвижники Пророка, решая конкретные спо­ры, обращались к Корану и Сунне. В неясных случаях они формулировали новые правила поведения на ос­нове расширительного толкования этих источников, или опираясь на рациональные аргументы. Причем вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному мнению, форми­ровавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако традиция связывает возникно­вение понятия И. с деятельностью «семи факихов Медины», живших во вт. пол. 7 в.: Сайда ибн аль-Мусаййиба, Урвы ибн аз-Зубайра, Абу Бакра ибн Убайда, аль-Касима ибн Мухаммада, Убайдаллаха ибн Абдаллаха, Сулаймана ибн Йасара и Хариджи ибн Зайда. Положение об И. как об одном из источников фикха было сформулировано Мухаммадом аш-Ша- фии (ум. в 820), однако под этим понятием он подра­зумевал только то, что было выработано мединскими факихами. Абу Ханифа выдвинул мнение, что И. мож­но считать единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм признавал только решения спод­вижников Пророка. Некоторые же правоведы счита­ли И. единое мнение только четырех «праведных» ха­лифов. Выделялись следующие категории И.: 1. И. ал-каули («высказанное вслух») — общее решение, принятое при гласном обсуждении; 2. И. аль-амали («практическое») — не обсуждавшееся решение, вы­текающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах; 3. И. ас-сукути («молча­ливое») — решение одного человека, ставшее извест­ным всем и против которого не было сделано каких- либо возражений. Представители отдельных мазхабов относятся к И. по-разному. Ханафиты признавали единогласное мнение только тех сподвижников, хадисы которых он считали достоверными, и И. ал-кау- ли и ал-амали, исходящее от местных муджтахидов. Незначительная часть ханафитов признавала также И. ас-сукути. Маликиты признавали только первые две категории И., исходящие от мединских муджтахи­дов. Шафииты признавали И. по тем же критериям, однако расценивали его как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный источник права. Хан- балиты принимали все три категории И. мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные вы­сказывания и рассматривая все это как единый источ­ник. Т. обр., только в ханафитском мазхабе И. стало пра­вотворческим институтом.

К.Е. Куликова

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz