Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИДЖМА — единогласное мнение
авторитетных правоведов по обсуждаемому вопросу, становящееся правовой
нормой, один из источников мусульманского права (фикха).
В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм,
первую из которых составляют юридические предписания Корана и Сунны, а вторую
— нормы, сформулированные на основе И., и умозаключения по аналогии (кийас). В качестве основополагающих
рассматриваются нормы первой группы. При жизни Мухаммада
все спорные вопросы решались при его посредничестве и фиксировались в
хадисах. После смерти Пророка в 632 четыре первых халифа Абу Бакр, У мар, Усман и Али, как и другие
сподвижники Пророка, решая конкретные споры, обращались к Корану и Сунне. В
неясных случаях они формулировали новые правила поведения на основе расширительного
толкования этих источников, или опираясь на рациональные аргументы. Причем
вначале решения по таким вопросам выносились сподвижниками по единогласному
мнению, формировавшемуся после консультаций с крупнейшими правоведами. Однако
традиция связывает возникновение понятия И. с деятельностью «семи факихов Медины», живших во вт. пол. 7 в.:
Сайда ибн аль-Мусаййиба, Урвы ибн аз-Зубайра, Абу Бакра ибн Убайда, аль-Касима ибн Мухаммада, Убайдаллаха ибн Абдаллаха, Сулаймана ибн Йасара и Хариджи ибн Зайда. Положение об
И. как об одном из источников фикха было
сформулировано Мухаммадом аш-Ша- фии
(ум. в 820), однако под этим понятием он подразумевал только то, что было
выработано мединскими факихами.
Абу Ханифа выдвинул мнение, что И. можно считать
единогласное мнение любой авторитетной группы. Ибн Хазм
признавал только решения сподвижников Пророка. Некоторые же правоведы считали
И. единое мнение только четырех «праведных» халифов. Выделялись следующие
категории И.: 1. И. ал-каули («высказанное вслух») —
общее решение, принятое при гласном обсуждении; 2. И. аль-амали
(«практическое») — не обсуждавшееся решение, вытекающее из одинаковых решений
и действий при одинаковых обстоятельствах; 3. И. ас-сукути
(«молчаливое») — решение одного человека, ставшее известным всем и против
которого не было сделано каких- либо возражений. Представители отдельных мазхабов относятся к И.
по-разному. Ханафиты признавали единогласное мнение
только тех сподвижников, хадисы которых он считали достоверными, и И. ал-кау- ли и ал-амали, исходящее от
местных муджтахидов. Незначительная часть ханафитов признавала также И. ас-сукути.
Маликиты признавали только первые две категории И.,
исходящие от мединских муджтахидов.
Шафииты признавали И. по тем же критериям, однако
расценивали его как дополнение к Корану и Сунне, а не как самостоятельный
источник права. Хан- балиты
принимали все три категории И. мединских муджтахидов, присоединяя к этому их отдельные высказывания
и рассматривая все это как единый источник. Т. обр., только в ханафитском мазхабе И. стало правотворческим
институтом.
К.Е. Куликова