Шиизм - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ШИИЗМ (от шиат Али — группа [приверженцев] Али) — второе по числу приверженцев (после сунниз­ма) направление в исламе, признающее исключитель­ное право на руководство мусульманской общиной Али и его потомков. Корни раскола мусульманской общи­ны на суннитов и шиитов восходят к самому раннему периоду истории ислама. Практически сразу после смерти Пророка в 632 в общине встал вопрос о харак­тере и преемственности верховной власти. Большая часть общины, основываясь на представлении о необ­ходимости избрания преемника (халифа) Пророка и духовного руководителя (имама) путем консенсуса об­щины, присягнула на верность Абу Бакру, признанно­му впоследствии суннитами первым «халифом правед­ного пути». Однако часть сподвижников Пророка (Сал­ман аль-Фариси, Абу Зарр аль-Гифари и др.) признали присягу Абу Бакру незаконной и выступили за сохра­нение и передачу власти среди представителей «дома Пророка» (ахл аль-бейт). В ходе борьбы за власть в сер. 7 в. образовалась группа сторонников Али (шиат Али), утверждавшая исключительное право его и его потом­ков (Алидов) как ближайших родственников Пророка на руководство мусульманской общиной. Эта группа стала ядром движения, разделившего впоследствии мусульманскую общину на шиитов и суннитов. После восстания 656, в результате которого был убит Усман, восставшие провозгласили Али халифом. Однако дру­гая часть мусульман, во главе со сподвижниками Му-хаммада Талхой и аз-Зубайром и при поддержке вдовы Пророка Аиши, не согласилась с этим и подняла дру­гое восстание, провозгласив халифом аз-Зубайра (став­шего известным в литературе как «антихалиф»). Этот раскол, положивший начало многолетней гражданской войне в халифате, нашел свое продолжение в выступ­лении наместника Сирии Муавии, принадлежавшего, как и Усман, к роду бану умаййа и обвинившего Али в причастности к убийству Усмана. В июле 657 в битве при Сифиине Али, будучи предельно близок к оконча­тельной победе над сирийцами, согласился на предло­женный Муавией третейский суд, лишившись, тем са­мым, возможности закрепить победу. Результатом это­го стал раскол в лагере сторонников Али, приведший к выделению из их числа новой религиозно-политиче­ской группировки хариджитов, которые стали бороться как против Муавии, так и против Али и от рук которых в 661 погиб сам Али. Дальнейшие военно-политичес­кие поражения сторонников Али привели к переме­щению центра их активности в религиозно-богослов­скую сферу. Исключительное право Алидов на руко­водство мусульманской общиной аргументировалось с помощью доктрины имамата, предполагавшей пере­дачу в роду потомков Пророка по линии Али и Фатимы особой Божественной благодати (барака) и скрыто­го знания (батин), делающих их единственно возмож­ными руководителями (имамами) уймы, через которых осуществляется непрерывное Божественное руковод­ство мусульманами. В качестве доказательств привлека­лись аллегорически толкуемые айаты Корана, а также корпус преданий (хадис/хабар), признаваемых только шиитами. Уже при жизни Али кое-кто из его сторонни­ков, в частности Абаллах бен Саба, которому некоторые авторы приписывали обожествление Али, проповедо­вали сакральный характер имамата, утверждая, что Про­рок назначил Али своим духовным преемником (васи). Идея сохранения духовной и политической власти в роду Пророка могла также восприниматься как известная гарантия справедливости этой власти. В условиях ши­рокого недовольства правлением Омеййадов шиитская пропаганда находила поддержку в самых разных слоях населения, прежде всего в неарабских районах халифа­та. Все это в конечном итоге способствовало падению Омеййадов, однако плодами поражения Омеййадов вос­пользовалась другая ветвь родственников Пророка, Аб-басиды. Кроме того, среди самих шиитов началась се­рия расколов прежде всего в связи с вопросами о пере­даче имамата тому или иному потомку Али. Начиная с сер. 8 в. в Ш. выделяются два основных течения, крайнее и умеренное. К первому относят собственно «крайних шиитов» (гулат и др.), которых упрекали в прямом или косвенном обожествлении Али, и исмаилитов, признав­ших законным наследником шестого имама Джафара ас-Садика его сына Исмаила, а поскольку он умер еще при жизни отца, провозгласивших седьмым имамом его сына Мухаммада. К умеренным относятся зайдиты, сто­ронники Зайда бен Али, брата пятого имама Мухаммада аль-Бакира и собственно имамиты, признающие 12 има­мов из рода Али (отсюда их другое название — иснаа-шарийа, от араб, иснаашара — двенадцать), последний из которых, Мухаммад, исчез в малолетнем возрасте ок. 873-874 вскоре после смерти своего отца, 11-го имама аль-Хасана ал-Аскари, уйдя в «малое сокрытие» (аль-гайба ас-сагира). Во время этого сокрытия, продолжавшегося до 940, ограниченный круг людей мог контактировать с ним и выступать в качестве посланцев (суфара, ед. ч. са-фир), транслирующих его волю. После 940, когда умер последний посланец имама, прямой контакт с ним счи­тается прерванным, и наступил период «великого сокры­тия» (аль-гайба ал-кабира), во время которого руковод­ство общиной взяли на себя авторитетные богословы (риджал ад-дин). Согласно классической имамитской доктрине, период «великого сокрытия» продлится до конца времен, когда скрытый имам появится в качестве ожидаемого Мессии (шъ-Махди аль-мунтазар), провоз­вестника Второго пришествия Иисуса Христа (Исааль-Масих) и близкого конца света, призванного восстано­вить истину и справедливость. В контексте исламской истории Ш. имеет значение, выходящее далеко за пре­делы политических проблем первых веков ислама. В классический период истории ислама он стал одним из мощнейших факторов духовной оппозиции, пред­ставлявшей определенную альтернативу общеислам­ским стандартам. В рамках Ш. активно развивалась эзо­терическая мысль (см. Эзотеризм), что по многим пара­метрам сближало его с суфизмом. С другой стороны, Ш. со всей его спецификой сыграл важнейшую роль в формировании культурного облика иранского мира, в котором он получил наибольшее распространение. Не­смотря на политическую оппозиционность, шииты при­знавались мусульманами, однако часто применяли прин­цип «благоразумного скрывания» своих убеждений (такиййа). В настоящее время шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака и Азербайд­жана, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Шиитские общины разной численности су­ществуют в большинстве мусульманских стран. Поли­тическая активность Ш. в исламском мире заметно воз­росла после иранской революции 1979. Современные шиитские богословы предпринимают попытки к сбли­жению между различными направлениями в исламе.

И.Л. Алексеев