Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ШИИЗМ
(от шиат Али — группа
[приверженцев] Али) — второе по числу приверженцев (после суннизма)
направление в исламе, признающее исключительное право на руководство
мусульманской общиной Али и его потомков. Корни раскола мусульманской общины
на суннитов и шиитов восходят к самому раннему периоду истории
ислама. Практически сразу после смерти Пророка в 632 в общине встал
вопрос о характере и преемственности верховной власти. Большая
часть общины, основываясь на представлении о необходимости избрания преемника
(халифа) Пророка и духовного руководителя (имама) путем консенсуса общины,
присягнула на верность Абу Бакру, признанному впоследствии суннитами первым
«халифом праведного пути». Однако часть сподвижников Пророка (Салман
аль-Фариси, Абу Зарр аль-Гифари и др.) признали присягу Абу Бакру незаконной и
выступили за сохранение и передачу власти среди представителей «дома Пророка»
(ахл аль-бейт). В ходе борьбы за власть в сер. 7 в. образовалась группа
сторонников Али (шиат Али), утверждавшая исключительное право его и его потомков
(Алидов) как ближайших родственников Пророка на руководство мусульманской общиной.
Эта группа стала ядром движения, разделившего впоследствии мусульманскую общину
на шиитов и суннитов. После восстания 656, в результате которого был убит
Усман, восставшие провозгласили Али халифом. Однако другая часть мусульман, во
главе со сподвижниками Му-хаммада Талхой и аз-Зубайром и при поддержке
вдовы Пророка Аиши, не согласилась с этим и подняла другое восстание,
провозгласив халифом аз-Зубайра (ставшего известным в литературе как
«антихалиф»). Этот раскол, положивший начало многолетней гражданской войне в халифате,
нашел свое продолжение в выступлении наместника Сирии Муавии, принадлежавшего,
как и Усман, к роду бану умаййа и обвинившего Али в причастности к убийству
Усмана. В июле 657 в битве при Сифиине Али, будучи предельно близок к окончательной
победе над сирийцами, согласился на предложенный Муавией третейский суд,
лишившись, тем самым, возможности закрепить победу. Результатом этого стал
раскол в лагере сторонников Али, приведший к выделению из их числа новой
религиозно-политической группировки хариджитов, которые стали бороться
как против Муавии, так и против Али и от рук которых в 661 погиб сам Али.
Дальнейшие военно-политические поражения сторонников Али привели к перемещению
центра их активности в религиозно-богословскую сферу. Исключительное
право Алидов на руководство мусульманской общиной аргументировалось с помощью
доктрины имамата, предполагавшей передачу в роду потомков Пророка по линии Али
и Фатимы особой Божественной благодати (барака) и скрытого знания (батин),
делающих их единственно возможными руководителями (имамами) уймы, через
которых осуществляется непрерывное Божественное руководство мусульманами.
В качестве доказательств привлекались аллегорически толкуемые
айаты Корана, а также корпус преданий (хадис/хабар), признаваемых только
шиитами. Уже при жизни Али кое-кто из его сторонников, в частности Абаллах бен
Саба, которому некоторые авторы приписывали обожествление Али, проповедовали
сакральный характер имамата, утверждая, что Пророк назначил Али своим духовным
преемником (васи). Идея сохранения духовной и политической власти в роду
Пророка могла также восприниматься как известная гарантия справедливости этой
власти. В условиях широкого недовольства правлением Омеййадов шиитская
пропаганда находила поддержку в самых разных слоях населения, прежде всего в неарабских
районах халифата. Все это в конечном итоге способствовало падению
Омеййадов, однако плодами поражения Омеййадов воспользовалась другая ветвь
родственников Пророка, Аб-басиды. Кроме того, среди самих шиитов началась серия
расколов прежде всего в связи с вопросами о передаче
имамата тому или иному потомку Али. Начиная с сер. 8 в. в Ш. выделяются два
основных течения, крайнее и умеренное. К первому относят собственно «крайних
шиитов» (гулат и др.), которых упрекали в прямом или косвенном обожествлении
Али, и исмаилитов, признавших законным наследником шестого имама
Джафара ас-Садика его сына Исмаила, а поскольку он
умер еще при жизни отца, провозгласивших седьмым имамом его сына Мухаммада. К умеренным относятся зайдиты, сторонники Зайда бен Али, брата
пятого имама Мухаммада аль-Бакира и собственно имамиты, признающие 12 имамов
из рода Али (отсюда их другое название — иснаа-шарийа, от араб, иснаашара —
двенадцать), последний из которых, Мухаммад, исчез в малолетнем возрасте ок.
873-874 вскоре после смерти своего отца, 11-го имама аль-Хасана ал-Аскари, уйдя
в «малое сокрытие» (аль-гайба ас-сагира). Во время этого сокрытия,
продолжавшегося до 940, ограниченный круг людей мог контактировать с ним и выступать
в качестве посланцев (суфара, ед. ч. са-фир), транслирующих его волю. После
940, когда умер последний посланец имама, прямой контакт с ним считается
прерванным, и наступил период «великого сокрытия» (аль-гайба ал-кабира), во
время которого руководство общиной взяли на себя авторитетные богословы
(риджал ад-дин). Согласно классической имамитской доктрине, период «великого
сокрытия» продлится до конца времен, когда скрытый имам появится в качестве
ожидаемого Мессии (шъ-Махди аль-мунтазар), провозвестника Второго пришествия Иисуса Христа (Исааль-Масих)
и близкого конца света, призванного восстановить истину и справедливость. В
контексте исламской истории Ш. имеет значение, выходящее далеко за пределы политических
проблем первых веков ислама. В классический период истории ислама он стал одним
из мощнейших факторов духовной оппозиции, представлявшей определенную
альтернативу общеисламским стандартам. В рамках Ш. активно развивалась эзотерическая
мысль (см. Эзотеризм), что по многим параметрам сближало его с суфизмом.
С другой стороны, Ш. со всей его спецификой сыграл важнейшую роль в
формировании культурного облика иранского мира, в котором он получил наибольшее
распространение. Несмотря на политическую оппозиционность, шииты признавались
мусульманами, однако часто применяли принцип «благоразумного скрывания» своих
убеждений (такиййа). В настоящее время шиитского вероучения придерживается
подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака и
Азербайджана, значительная часть мусульман Ливана, Йемена, Бахрейна. Шиитские
общины разной численности существуют в большинстве мусульманских стран. Политическая
активность Ш. в исламском мире заметно возросла после иранской революции 1979.
Современные шиитские богословы предпринимают попытки к сближению между
различными направлениями в исламе.
И.Л. Алексеев