Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКОЕ
РЕФОРМАТОРСТВО – религиозное направление арабского
возрождения (Нахда), периода культурного подъема,
начавшегося в сер. 19 в. в наиболее развитой части арабского мира (Египет,
Сирия, Ливан).
Идеологи Нахды стремились синтезировать элементы
восточной и западной цивилизаций, ставя во главу угла задачу возрождения
«славного арабского наследия», былого могущества арабов в экономической,
политической и культурной сферах. Исламское реформаторское движение зародилось
на рубеже 1870-1880-х гг. в Египте и позднее распространилось как на Востоке,
так и на Западе арабо-мусульманского мира. Формально реформаторы выступили с
консервативных позиций под лозунгом возрождения ислама в первозданной
чистоте, призывали к освобождению вероучения от накопленных за века искажений
и наслоений. Однако, по существу, они отбросили средневековое традиционалистское понимание ислама и встали на путь его
активного приспособления к требованиям зарождавшихся новых общественных отношений.
Первым крупным деятелем реформаторского движения, разработавшим его исходные
положения, был известный мусульманский идеолог Джамаль
ад-Дин аль-Афгани
(1839-1897). Выдвинутые им религиозно-философские идеи развил в законченную
систему один из его учеников, выдающийся теолог и правовед из Египта Мухаммад Абдо (1849-1905). Абдо имел единомышленников и последователей в различных
уголках мусульманского мира. Идеологи реформаторского движения утверждали, что
фундаментальные положения ислама актуальны для всех исповедующих его народов
на все времена. Вместе с тем они выступили за ревизию тех традиционалистских
интерпретаций ислама, которые в результате общественной эволюции подлежали качественному
изменению или устранению. Мусульманские реформаторы, возрождая средневековую мутазилитскую традицию, утверждали, что вера должна
основываться на внутреннем убеждении каждого верующего в обоснованности
доказательств существования Бога. В противоположность доктринальной нетерпимости
традиционалистов, реформаторы выступили за возрождение права на свободное
толкование мусульманского священного наследия. Примером нового рационалистического
толкования священной книги мусульман стал фундаментальный труд Мухаммада Абдо «Толкование Корана».
Особое место в творчестве реформаторов заняла проблема уяснения места человека
в мире и роли познания в постижении Бога и созданного им мироздания. Они
отстаивали способность человека познавать окружающий мир, его право на активное
овладение реальностью бытия. Реформаторы выступили против фаталистических
суждений, апеллируя к мутазилитской доктрине,
исключавшей абсолютный характер божественного предопределения. По их
убеждению, человек обладает свободой волеизъявления как естественным присущим
ему качеством и несет ответственность за свои поступки. Такая трактовка
проблемы свободы воли, по существу, была направлена на пробуждение веры в
человеческие силы. Рационализм концепции реформаторов определил значительную
гибкость их подходов к фундаментальной проблеме взаимоотношения веры и знания.
Они признавали правомочность научно-философского знания, считая, что знание
наряду с верой явилось результатом божественного Откровения. Реформаторы
уделяли значительное внимание доказательствам того, что ислам содержит в себе
все посылки для научного исследования. Они утверждали, что Коран определяет
широчайшие возможности познания, и только неверное понимание духа и сути ислама
приводило к отрицанию пользы научного знания. С помощью иносказательного
толкования священных текстов реформаторы стремились доказать, что в Коране
содержатся указания на законы эволюции природы и общества, на современные достижения
человеческой мысли. Совершенство и универсальность ислама предопределили, по их
убеждению, его моральное превосходство и особо прогрессивный характер по
сравнению с другими теологическими системами. С этих позиций реформаторы полемизировали
с теми европейскими учеными, которые квалифицировали ислам как косную архаичную
рели-
430
гию, играющую роль тормоза на пути
поступательной эволюции арабо-мусульманской цивилизации, и объявляли
мусульманский мир обреченным на вечную отсталость. Реформаторы считали непредосудительным заимствование западного научного и
технического опыта для возрождения мусульманского Востока при условии учета
специфики его общественного развития. Мусульманские реформаторы в своем
стремлении сохранить и укрепить религиозную убежденность в современном им обществе
признали за человеком право на самостоятельные поступки, освящали авторитетом
ислама свободный научный поиск. Тем самым они объективно способствовали подрыву
исключительности теологического взгляда на мир. Лозунги реформаторов
вдохновляли многих общественных и политических деятелей мусульманского
Востока. Однако отсутствие организационного единства, узость социальной базы и
секуляризация общественно-политической жизни привели к оттеснению
движения на второй план. Появившаяся в 20 в. литература, созданная в русле реформаторства,
не отразила качественных изменений в концепции «обновленного» ислама. В то же
время выработанные реформаторами рационалистические подходы к оценке
священных исламских текстов широко распространились среди современных
мусульманских теологов.
Ф.М. Ацамба,
С.А. Кириллина