Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ –
система подготовки знатоков (улама, ед. ч. – алим) исламских
религиозных дисциплин, прежде всего мусульманского права (фикх) и теоретического богословия. Существенной
особенностью традиционного И. о. является его недифференцированный и слабо специализированный
характер. Это связано, с одной стороны, с довольно рано укрепившимся в мусульманской
культуре представлением о престиже знания вообще и религиозного знания в
частности, с другой – с отсутствием в исламе
духовенства как особого сословия, обладающего сакральным статусом. Идея о
том, что любой грамотный мусульманин может выступать в роли руководителя религиозных
обрядов (имама), влекла за собой желательность того, чтобы любой мусульманин в
принципе был готов к выполнению этой роли и, соответственно, обладал хотя бы
минимумом религиозных знаний. При этом всеохватный
характер исламского мировоззрения способствовал отсутствию специального разделения
знания на религиозное и светское. Дисциплины, которые
впоследствии стали считаться светскими (напр., история и арабская филология),
первоначально развивались как вспомогательные для изучения первоисточников
ислама – Корана и хадисов. Знание собственно религиозных наук
вплоть до Новейшего времени было центром любого образования в исламском мире.
Главным звеном традиционного И. о. была и остается Мадраса
(в перс-тур, транскрипции – медресе,
букв. – место, где учатся, школа). Этим термином обозначаются
учебные заведения второй ступени, после начальной школы (мактаб,
куттаб). Традиционная система И.
о., в основных чертах сохраняющаяся до сих пор, начала складываться с 11 в. До
этого времени обучение было слабо организовано и проводилось в основном в
частных или публичных собраниях. В классической модели обучение в мактабе предполагало изучение основ арабской письменности
(в неарабских регионах зачастую без изучения собственно араб, языка), исламского
вероучения, основных правил рецитации Корана. В Мадраса средней ступени более углубленно изучали араб,
язык, чтение и толкование Корана (тафсир), хадисы, догматику и ритуал, на высшей ступени – исламское право по одной или нескольким
богословско-правовым школам (мазхаб), теоретическое
богословие, а также вспомогательные дисциплины – логику, риторику и др. В крупных Мадраса в период расцвета И.о. в
11 -13 вв. изучались также математика, медицина, литература,
в особенности поэзия и другие «науки древних». Однако зачастую в Мадраса среднего уровня основным и часто единственным
предметом был фикх. Мадраса
существовали, гл. обр., за
счет вакфа –
передачи частными лицами своего имущества на благотво-
рительные цели. Мадраса
существовали при мечетях (напр., аль-Азхар,
основанный в 10 в.) либо самостоятельно (напр., Низамийа,
основанная в 11 в. сельджукским
вазиром Низам аль-Мулком).
При Мадраса существовали библиотеки, преподаватели,
как правило, обеспечивались жалованьем, а студенты стипендией, жильем,
учебными принадлежностями и нередко питанием. Обучение велось в форме лекций,
изучения и проработки определенных авторитетных книг и диспутов. Программ в традиционных Мадраса не было,
поэтому большое внимание всегда уделялось заучиванию наизусть больших объемов
текстов, прежде всего священных – Корана
и хадисов, а также из конкретных учебников или
сочинений по тем или иным отраслям науки. Удержание в памяти больших
объемов информации в предельно близкой к первоисточнику форме считалось
главным критерием образованности. Крайне редко создавались специализированные Мадраса, напр,
по хадисоведению или медицине. К концу Средневековья
традиционная система И. о. становится все более законсервированной и постепенно
приходит в упадок. Попытки реформирования традиционного И. о.
стали предприниматься в 19-20 вв. Наиболее известными
являются реформа аль-Азхара, предпринятая в нач. 20 в. муфтием Египта Мухаммадом
Абду (Абдо), и движение за
реформу традиционного мусульманского образования в Российской империи (джади-дизм) в 19 – нач. 20 в. Обе эти
реформы были ориентированы на модернизацию традиционного И. о. путем изменения
методики преподавания и введения современных светских дисциплин в
программу обучения. Реформа Мухаммада Абду способствовала превращению аль-Азхара
в ун-т современного типа при сохранении им роли
крупнейшего центра И. о. Джадидизм привел к созданию
в Российской империи сети «ново-методных» Мадраса, ставших базой широкого культурно-просветительского
и общественно-политического движения российских мусульман, встретившего, однако,
серьезное сопротивление со стороны властей. Модернизация традиционного
И. о. привела к его большей специализации. В современных условиях И. о. осуществляется
гл. обр. как в сугубо
религиозных Мадраса и ун-тах,
так и на шариатских фак-тах крупнейших светских ун-тов
исламского мира. Основными центрами И. о. ныне являются ун-ты
аль-Азхар в Каире (Египет), аль-Каравиййин
в Фесе (Марокко), аз-Зайтуна в Тунисе, Умм аль-Курра в Мекке и ун-т короля Абд аль-Азиза в Медине (Саудовская Аравия). Крупнейшим шиитским образовательным центром является теологическая
академия в Куме (Иран). В дореволюционной России основные
центры И. о. мирового значения были сосредоточены гл.
обр. в Средней Азии (преимуще-
429
ственно в Бухаре и Самарканде). Центры «новометод-ного»
И. о. стали возникать на рубеже 19-20 вв. в Поволжье
(Казань, Оренбург и др.) и в Крыму (Бахчисарай). При советской власти в стране
функционировала одна средняя Мадраса Мир-и Араб в Бухаре, где готовили
профессиональных служителей мусульманского культа (мулл). Программой обучения
было предусмотрено изучение правил чтения и толкования Корана, хадисов, истории ислама, истории СССР, географии, араб, и узб. языков, Конституции СССР и ряда других предметов.
Наиболее благонадежная часть выпускников, готовившихся стать крупными
исламскими функционерами, могла при определенных условиях продолжить свое
образование в Ташкентском исламском ин-те имени имама
аль-Бухари или в исламских ун-тах
дружественных арабских стран. После крушения СССР на постсоветском пространстве
наблюдался бурный рост количества исламских учебных заведений, многие из
которых привлекали преподавателей из зарубежных исламских центров, однако ни
одному из них по сей день не удалось выйти на мировой
уровень.
И.Л. Алексеев