Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  – система подготов­ки знатоков (улама, ед. ч.  алим) исламских религи­озных дисциплин, прежде всего мусульманского пра­ва (фикх) и теоретического богословия. Существенной особенностью традиционного И. о. является его недиф­ференцированный и слабо специализированный ха­рактер. Это связано, с одной стороны, с довольно рано укрепившимся в мусульманской культуре представле­нием о престиже знания вообще и религиозного зна­ния в частности, с другой  – с отсутствием в исламе духовенства как особого сословия, обладающего сак­ральным статусом. Идея о том, что любой грамотный мусульманин может выступать в роли руководителя религиозных обрядов (имама), влекла за собой жела­тельность того, чтобы любой мусульманин в принци­пе был готов к выполнению этой роли и, соответствен­но, обладал хотя бы минимумом религиозных знаний. При этом всеохватный характер исламского мировоз­зрения способствовал отсутствию специального раз­деления знания на религиозное и светское. Дисципли­ны, которые впоследствии стали считаться светскими (напр., история и арабская филология), первоначально развивались как вспомогательные для изучения пер­воисточников ислама  Корана и хадисов. Знание соб­ственно религиозных наук вплоть до Новейшего вре­мени было центром любого образования в исламском мире. Главным звеном традиционного И. о. была и ос­тается Мадраса (в перс-тур, транскрипции  – медресе, букв.  место, где учатся, школа). Этим термином обо­значаются учебные заведения второй ступени, после начальной школы (мактаб, куттаб). Традиционная сис­тема И. о., в основных чертах сохраняющаяся до сих пор, начала складываться с 11 в. До этого времени обучение было слабо организовано и проводилось в основном в частных или публичных собраниях. В классической модели обучение в мактабе предполагало изучение ос­нов арабской письменности (в неарабских регионах зачастую без изучения собственно араб, языка), ислам­ского вероучения, основных правил рецитации Кора­на. В Мадраса средней ступени более углубленно изуча­ли араб, язык, чтение и толкование Корана (тафсир), хадисы, догматику и ритуал, на высшей ступени  – ис­ламское право по одной или нескольким богословско-правовым школам (мазхаб), теоретическое богословие, а также вспомогательные дисциплины  – логику, ри­торику и др. В крупных Мадраса в период расцвета И.о. в 11 -13 вв. изучались также математика, медицина, ли­тература, в особенности поэзия и другие «науки древ­них». Однако зачастую в Мадраса среднего уровня ос­новным и часто единственным предметом был фикх. Мадраса существовали, гл. обр., за счет вакфа  – пере­дачи частными лицами своего имущества на благотво-

рительные цели. Мадраса существовали при мечетях (напр., аль-Азхар, основанный в 10 в.) либо самостоя­тельно (напр., Низамийа, основанная в 11 в. сельджук­ским вазиром Низам аль-Мулком). При Мадраса суще­ствовали библиотеки, преподаватели, как правило, обес­печивались жалованьем, а студенты стипендией, жильем, учебными принадлежностями и нередко пи­танием. Обучение велось в форме лекций, изучения и проработки определенных авторитетных книг и дис­путов. Программ в традиционных Мадраса не было, поэтому большое внимание всегда уделялось заучива­нию наизусть больших объемов текстов, прежде всего священных  – Корана и хадисов, а также из конкрет­ных учебников или сочинений по тем или иным отрас­лям науки. Удержание в памяти больших объемов ин­формации в предельно близкой к первоисточнику фор­ме считалось главным критерием образованности. Крайне редко создавались специализированные Мад­раса, напр, по хадисоведению или медицине. К концу Средневековья традиционная система И. о. становится все более законсервированной и постепенно приходит в упадок. Попытки реформирования традиционного И. о. стали предприниматься в 19-20 вв. Наиболее из­вестными являются реформа аль-Азхара, предприня­тая в нач. 20 в. муфтием Египта Мухаммадом Абду (Абдо), и движение за реформу традиционного мусуль­манского образования в Российской империи (джади-дизм) в 19  нач. 20 в. Обе эти реформы были ориенти­рованы на модернизацию традиционного И. о. путем изменения методики преподавания и введения совре­менных светских дисциплин в программу обучения. Реформа Мухаммада Абду способствовала превраще­нию аль-Азхара в ун-т современного типа при сохра­нении им роли крупнейшего центра И. о. Джадидизм привел к созданию в Российской империи сети «ново-методных» Мадраса, ставших базой широкого культур­но-просветительского и общественно-политического движения российских мусульман, встретившего, одна­ко, серьезное сопротивление со стороны властей. Мо­дернизация традиционного И. о. привела к его боль­шей специализации. В современных условиях И. о. осу­ществляется гл. обр. как в сугубо религиозных Мадраса и ун-тах, так и на шариатских фак-тах крупнейших светских ун-тов исламского мира. Основными центра­ми И. о. ныне являются ун-ты аль-Азхар в Каире (Еги­пет), аль-Каравиййин в Фесе (Марокко), аз-Зайтуна в Тунисе, Умм аль-Курра в Мекке и ун-т короля Абд аль-Азиза в Медине (Саудовская Аравия). Крупнейшим шиитским образовательным центром является теоло­гическая академия в Куме (Иран). В дореволюционной России основные центры И. о. мирового значения были сосредоточены гл. обр. в Средней Азии (преимуще-

429

ственно в Бухаре и Самарканде). Центры «новометод-ного» И. о. стали возникать на рубеже 19-20 вв. в По­волжье (Казань, Оренбург и др.) и в Крыму (Бахчиса­рай). При советской власти в стране функционировала одна средняя Мадраса Мир-и Араб в Бухаре, где гото­вили профессиональных служителей мусульманского культа (мулл). Программой обучения было предусмот­рено изучение правил чтения и толкования Корана, хадисов, истории ислама, истории СССР, географии, араб, и узб. языков, Конституции СССР и ряда других предметов. Наиболее благонадежная часть выпускни­ков, готовившихся стать крупными исламскими фун­кционерами, могла при определенных условиях про­должить свое образование в Ташкентском исламском ин-те имени имама аль-Бухари или в исламских ун-тах дружественных арабских стран. После крушения СССР на постсоветском пространстве наблюдался бурный рост количества исламских учебных заведений, мно­гие из которых привлекали преподавателей из зару­бежных исламских центров, однако ни одному из них по сей день не удалось выйти на мировой уровень.

И.Л. Алексеев

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz