Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО –
совокупность образно-художественных средств, включенных в культовые церемонии
и повседневную жизнь мусульман. В его истории заметны следующие сосуществующие
и взаимодополняющие друг друга компоненты: 1) «стартовая культура»
арабов-завоевателей, основавших халифат (начиная с Пророка Мухаммада); 2) художественные ценности народов и
государств, ставших объектом гигантской арабской экспансии и сохранявших после
внедрения в них исламского религиозного канона свои художественные традиции и
своеобразие; 3) государственные проекты на ниве искусства многочисленных преемников
арабских халифов (тюрок и др.), осуществлявших
своеобразные художественные решения (часто по личным мотивам, напр., мавзолей Тадж Махал в Агре,
Индия); 4) адаптация к религиозно-государственным импульсам, связанным с исламом
и арабо-тюркскими завоеваниями, многочисленных народных культур Европы,
Азии и Африки, куда проникали сторонники ислама; 5) духовное сопротивление
завоевателям в рамках общих норм и принципов ислама (персидская, таджикская и
другие культуры, движение суфиев и др.); 6) синтетические художественные
тенденции, складывавшиеся на основе взаимодействия части из перечисленных
выше тенденций. Достигавшиеся при этом синтезы отвечали одной задаче – воплощению красоты. В исламе прекрасное, т. е. угодное Богу, отождествлялось с
совершенством формы, игрой ярких красок и сиянием света. Вместе с тем,
мусульманский этикет предписывал максимально полное прикрытие тела. Цельнокроенная длинная одежда соответствовала его требованиям,
открытое тело оскорбляло религиозные вкусы его сторонников. В Коране нет
прямого запрета на художественное изображение человека и животных. Однако в Сунне есть легенда: в Судный день изображения
воскреснут и потребуют на Страшном суде свои души у художников, создавших
образы людей и животных. Смогут ли те ответить на это требование? Помимо этого,
религиозные обычаи и традиции (адаты) многих народов, принявших ислам, прямо
запрещают изобразительное искусство. В результате арабское искусство лишилось
живописи, скульптуры, тематических монументальных полотен, анималистики.
Зооморфные мотивы крайне редко встречаются в И. и. (пример
обратного – медресе Шир
Дор в Самарканде), построенное, по преданию, с
участием индийских мастеров. Устранение человека как особой, самостоятельной
темы в И. и. косвенно означало, что личность в исламском мире не существует
как самостоятельно значимая величина. Она лишь функция религиозной общины и
религиозного государства. Тем самым устранялась и возможность развернутого индивидуального
отношения искусства к текущим проблемам жизни общества и к положению самого человека;
исключение сохранялось для власть имущих. Любовная
поэзия и бесценные миниатюры были созданы персами и таджиками в эпоху
мусульманского культурного ренессанса (10-11 вв.).
Тяготясь арабским завоеванием, представители этих культур использовали любую
возможность обозначить свои отличия от арабов: создавали
рубай и романтические легенды, изображали на коврах и шелке нагих
дев, а также превратили вино в суфийский символ.
Суфиями были созданы братства, в которых ритуал зикра
(арабск. –
упоминание, память) сопровождался не только ритмичным хлопань-
427
ем в ладони, но и ударами на барабане, а
впоследствии игрой на инструментах, напоминающих скрипку. В некоторых суфийских братствах используется
разновидность флейты-дудочки. Хотя в культовой системе ислама поэзия
представлена только в текстах Корана, мистические течения И. и. знают
множество содержательных поэтических решений. К суфийскому
ордену принадлежал Омар Хайям (Ив.). Образная выразительность И. и.
первоначально сосредоточилась в Коране (и в поэтико-литературном
развитии его философско-нравственной проблематики), в архитектуре и прикладном
искусстве (включая амулеты-украшения, художественное ткачество молитвенных ковриков, искусство книжной и орнаментальной каллиграфии
как элемента украшений архитектуры и рукописей). В изобразительном искусстве
ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием
узоров, часто восходящих к доисторическим символам и сюжетам. Орнамент представлен
в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных
дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике,
особенно в ювелирных украшениях, связанных с исламской религиозной символикой.
Цветные иранские изразцы использовались для облицовки мечетей, медресе и
мавзолеев. Среди изразцов, поверхность которых заполнена преимущественно стихами
из Корана, встречаются также и образцы светской поэзии. На них не только
растительный орнамент, но и изредка изображения живых существ. Исключительно
разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В
напольных мозаиках в И. и. встречаются пейзажные и
архитектурные мотивы. Кирпичную кладку, покрытую пестрыми изразцами, арабская
архитектура заимствовала у строителей Передней Азии, колонные залы у египтян,
купола больших размеров и стрельчатые арки у персов, мраморную облицовку и
мозаику у византийцев. Храм Кааба
в Мекке был построен, вероятнее всего, абиссинским
архитектором, он представляет собой куб высотой
B.C. Глаголев