ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО –- Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО –- условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, вы­полняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой док­трины. В исламе, в отличие от других мировых религий, нет особого духовного сословия, обладающего боже­ственной благодатью, как нет и института церкви, слу­жащего посредником между верующими и Богом (лишь в шиитском (см. Шииты) исламе признается особая связь «людей веры» с Божеством и имеется более чет­кая иерархия служителей культа). Поэтому теоретиче-

426

ски любой совершеннолетний мусульманин, обладаю­щий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специ­альной процедуры посвящения в сан (как, напр., руко­положение у христианских священнослужителей), не приобретая при этом никаких социальных привиле­гий. В отечественной исламоведческой литературе ду­ховенство в мире ислама определяется как «соци­альный слой, в функции которого входят сохранение религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства общиной единоверцев». За­частую термином «И. д.» обозначаются улама (улемы) (от араб, алим  – знающий, ученый)  – знатоки бого­словия, историко-религиозного предания и этико-пра-вовых норм ислама. В понятие «улама» включают как теоретиков, занимающихся разработкой вопросов бо­гословия и мусульманского права, так и практических деятелей, специализирующихся на религиозно-обще­ственных функциях  – отправлении культа, судопро­изводстве на основе шариата, духовном руководстве общиной, традиционном образовании. В Арабском ха­лифате и последовавших за ним средневековых му­сульманских государствах улама не обрело четких орга­низационных форм и строгой субординации, подраз­деляясь на многочисленные группировки сообразно принадлежности к различным направлениям ислама, общинам и богословско-правовым школам, а также профессиональным занятиям и месту проживания. Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах крупных мусульманских империй  – Осман­ского государства и державы Сефевидов, где в 16-18 вв. при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно афиллированный с государственным аппаратом, и сравнительно строгая иерархия официальных духовных руководителей мас­сы верующих, наиболее заметная в шиитской среде (Иран) и в ряде суфийских (см. Суфизм) братств.

И.Л. Алексеев