Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО –- условный термин, применяемый для обозначения совокупности
лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и
разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В исламе, в отличие
от других мировых религий, нет особого духовного сословия,
обладающего божественной благодатью, как нет и института церкви, служащего
посредником между верующими и Богом (лишь в шиитском
(см. Шииты) исламе признается особая связь «людей веры» с Божеством и
имеется более четкая иерархия служителей культа).
Поэтому теоретиче-
426
ски любой совершеннолетний мусульманин,
обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия
верующих может руководить религиозной жизнью мечетского
общества без специальной процедуры посвящения в сан (как, напр., рукоположение у христианских священнослужителей), не
приобретая при этом никаких социальных привилегий. В отечественной исламоведческой литературе духовенство в мире ислама
определяется как «социальный слой, в функции которого входят сохранение
религиозного знания и осуществление религиозного и морального руководства
общиной единоверцев». Зачастую термином «И. д.» обозначаются улама (улемы) (от
араб, алим – знающий, ученый) – знатоки богословия, историко-религиозного
предания и этико-пра-вовых норм ислама. В понятие «улама» включают как теоретиков, занимающихся разработкой
вопросов богословия и мусульманского права, так и практических деятелей,
специализирующихся на религиозно-общественных функциях – отправлении культа, судопроизводстве на
основе шариата, духовном руководстве общиной, традиционном образовании.
В Арабском халифате и последовавших за ним средневековых мусульманских государствах
улама не обрело четких организационных форм и
строгой субординации, подразделяясь на многочисленные группировки сообразно
принадлежности к различным направлениям ислама, общинам и богословско-правовым
школам, а также профессиональным занятиям и месту проживания. Корпоративный дух улама получил развитие
лишь в пределах крупных мусульманских империй – Османского государства и державы Сефевидов, где в 16-18 вв. при
поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал
ад-дин), тесно афиллированный с государственным
аппаратом, и сравнительно строгая иерархия официальных духовных руководителей
массы верующих, наиболее заметная в шиитской среде
(Иран) и в ряде суфийских (см. Суфизм) братств.
И.Л. Алексеев