Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ВИШНУИЗМ — одно из крупнейших направлений индуизма, последователи которого поклоняются богу Вишну. В. включает в себя культы Кришны (кришна­изм), Рамы (рамаизм) и некоторые другие. Поклонение Вишну восходит к времени «Ригведы». Здесь Вишну – одно из второстепенных божеств, активно помогаю­щее главе пантеона Индре в борьбе с демоническими силами. Функции Вишну связаны со структурировани­ем космического пространства и с движением Солнца, на что намекает миф о трех гигантских шагах этого Бога, с помощью которых он отмеряет мир. В эпиче­ский период (со вт. пол. I тыс. до н. э.) значение Вишну резко возрастает, он становится основным божеством древнеиндийского эпоса («Махабхарата» и «Рамая­на»). Определяется место Вишну в триаде (тримурти) божеств (Брахма-Вишну-Шива), каждый из которых ассоциируется с определенным этапом устроения мира. Образ Вишну сращивается с образами популярных не­арийских божеств (Нараяна, Васудева, Санкаршана, Ар-джуна и особенно Кришна), заимствуя черты их куль­тового облика, особенности ритуального почитания и получая титул Бхагаван, т. е. «наделяющий долей», «щедрый», «милостивый». От культа Нараяны в В. при­шла символика космического универсализма; от куль­та Васудевы идея верховенства царской власти; от культа Кришны пасторальные мотивы. Ассимиляция многих местных божеств в едином образе Вишну по­зволила культам этих божеств войти в индуистскую систему. Переплетение различных аспектов в образе Вишну отражено в «Бхагавадгите». Этот текст был со­здан в рамках школы бхагавата, одной из наиболее ран­них в В., проповедовавшей монотеистическую доктри­ну экантика, или ревностное поклонение единому Богу средствами бхакти. Зачастую бхагавату ассоциируют с религиозно-философской школой панчаратра (букв, «пять ночей»), в рамках которой в перв. пол. I тыс. н.э. была создана доктрина вьюх, или манифестаций Бха-гавана. В соответствии с этой доктриной, высший Бог последовательно проявляет себя в различных формах, порождая при этом первоматерию (пракрити), прин­цип рассудочности, принцип самосознания, пять пер­воэлементов и Бога-творца Брахму. На основе текстов панчаратры (108 самхит) впоследствии были вырабо­таны формы культового служения Вишну. Позднее доктрину вьюх вытеснило учение об аватарах. В раз­ных перечнях аватар насчитывается разное количе­ство, но обычно их десять: Рыба, Черепаха, Вепрь, Че-ловеколев, Карлик, Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калкин. Наличие териоморфных (см. Териоморфизм) воплощений божества указывает на отголоски в В. то­темистических воззрений (см. Тотемизм), а наличие «еретической» аватары (Будда) в этом списке – по­пытка В. ассимилировать чуждое ему по своим уста­новкам учение. Окончательно образ Вишну складыва­ется во вт. пол. I тыс. н.э. Обычно он изображается в виде четырехрукого божества с темно-синим цветом кожи; в руках он держит диск-чакру (метательное оружие), лотос, раковину и жезл. На шее у него драгоцен­ный камень (каустубха), на груди завиток (шриватса). Рядом с Вишну обычно изображается его верная суп­руга Лакшми, или Шри, богиня счастья, удачи, изоби­лия и красоты. Как и другие индуистские божества, Вишну имеет ездовое животное, это царь птиц Гаруда, фантастический орел с чертами человека. С Вишну свя­зан и мировой змей Шеша, на котором Бог покоится в период космической вневременности. Вокруг этого Бога циркулирует множество мифов, в которых он вы­глядит благожелательно настроенным к верующим, и сурово к порочным существам. У Вишну множество имен: Говинда, Гопала, Хари, Кешава, Васудева, Бхагаван и др.; неустанное повторение этих имен, по мнению адеп­тов В., помогает им в духовном совершенствовании. Сам Вишну в реальном богослужении почитается редко, чаще всего поклоняются его многочисленным вопло­щениям, среди которых особенно популярен Кришна. История развития В. неразрывно связана с историей движения бхакти; иногда термины «В.» и «бхакти» ис­пользуются как синонимы. С сер. н.э. В. активно рас­пространяется на юге страны, в Тамилнаде. Основны­ми выразителями местных форм В. стали тамильские поэты. На волне подъема В. и других направлений ин­дуизма начинается активное храмовое строительство, повсеместно воздвигаются изваяния Вишну. В эпоху династии Гупта (4-6 вв.) В. (в форме бхагаваты) стано­вится влиятельнейшим религиозным направлением; цари считали себя земными воплощениями Вишну. С нач. II тыс. н.э. постепенно складываются основные богословские вишнуитские школы, стоявшие на фи­лософских позициях веданты. Всего традиционно на­считывается четыре школы: вишишта-адвайта (мо­низм с различиями) Рамануджи, двайта (дуализм) Мад-хвы, шуддха-адвайта (чистый монизм) Валлабхачарьи и двайта-адвайта (дуализм-монизм) Нимбарки. Иногда отдельно выделяется также и ачинтья-бхеда-абхеда (букв, «непостижимое различие в неразличе­нии»), или школа гаудия (бенгальский В.), созданная бенгальским мистиком и реформатором Чайтаньей. При всех различиях между этими школами их объеди­няет несколько общих черт: неприятие установок мо­низма философа Шанкары; истолкование Вишну (или Кришны) как абсолютного личного божества, создав­шего мир и души из самого себя; материальный мир трактуется как реальный, а не иллюзорный, и этот мир не существует вне воли высшего божества; человече­ские существа зависят от Бога и ограничены в своих качествах; основным методом спасения признается бхакти-йога в различных своих вариациях, причем при освобождении личность не растворяется в божестве; большое значение придается женской ипостаси Вишну-Кришны, воспринимаемой как его тонкая духов­ная энергия (Лакшми, или Радха). Эти теологические школы стали идеологическим фундаментом средневе­ковых массовых движений, не потерявших своей жиз­ненной динамики и по сей день. В. насчитывает мил­лионы приверженцев (которых можно узнать по ха­рактерному продольному знаку на лбу, наносимому сандаловой пастой) как в самой Индии, так и за рубе­жом. Уже с 17 в. вишнуиты известны на территории России (Астрахань), куда они прибывали в составе тор­говых посольств. Вишнуитские святыни разбросаны по всей территории Индии, но основные центры – это храмы в городах Пури, Матхура, Шрирангам, Тирупати. Очень известна ежегодная многолюдная про­цессия в Пури (шт. Орисса), или ратха-ятра, во время которой по улицам города на огромной колеснице тор­жественно провозят образ Кришны в форме «Влады­ки мира» (Джаганнатх). У вишнуитов есть ряд своих празднеств, в т.ч. Рамнавами («день рождения Рамы», празднуется в марте), Джамнаштами («день рождения Кришны», в авг.); некоторые вишнуитские праздни­ки стали общеиндийскими: таковы весенний празд­ник холи (февр.-март) и «праздник огней» дивали (нояб.). У вишнуитов нет строго ограниченного ка­нонического корпуса текстов. Наиболее популярны в вишнуитской среде «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана». Священными также признаются «Махабхара-та» и «Рамаяна». Среди упанишад предпочтение отда­ется «Иша-упанишаде», а также упанишадам поздней древности и Средневековья, в которых отражен культ Вишну. По традиционной класификации насчитывает­ся шесть вишнуитских пуран: это «Вишну»-, «Нарада»-, «Бхагавата»-, «Гаруда»-, «Падма»- и «Вараха-пураны». Вишнуитское богопочитание выражается прежде всего в виде храмового поклонения (пуджа). (См. также: Бхак­ти, Индуизм, Индуистская мифология, Индуистские ритуалы, Индуистские праздники, «Махабхарата», «Ра­маяна»).

СВ. Пахомов

Rambler's Top100
Hosted by uCoz