Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ВИШНУИЗМ
— одно из крупнейших
направлений индуизма, последователи которого поклоняются богу Вишну.
В. включает в себя культы Кришны (кришнаизм), Рамы (рамаизм) и
некоторые другие. Поклонение Вишну восходит к времени «Ригведы». Здесь
Вишну – одно из второстепенных божеств, активно помогающее главе пантеона Индре
в борьбе с демоническими силами. Функции Вишну связаны со структурированием
космического пространства и с движением Солнца, на что намекает миф о
трех гигантских шагах этого Бога, с помощью которых он отмеряет мир. В эпический
период (со вт. пол. I тыс. до н. э.) значение
Вишну резко возрастает, он становится основным божеством древнеиндийского эпоса
(«Махабхарата» и «Рамаяна»). Определяется место Вишну в триаде
(тримурти) божеств (Брахма-Вишну-Шива), каждый из которых ассоциируется с определенным
этапом устроения мира. Образ Вишну сращивается с образами популярных неарийских
божеств (Нараяна, Васудева, Санкаршана, Ар-джуна и особенно Кришна), заимствуя
черты их культового облика, особенности ритуального почитания и получая титул
Бхагаван, т. е. «наделяющий долей», «щедрый», «милостивый». От культа Нараяны в
В. пришла символика космического универсализма; от культа Васудевы идея
верховенства царской власти; от культа Кришны пасторальные мотивы. Ассимиляция
многих местных божеств в едином образе Вишну позволила культам этих божеств
войти в индуистскую систему. Переплетение различных аспектов в образе Вишну отражено
в «Бхагавадгите». Этот текст был создан в рамках школы бхагавата, одной
из наиболее ранних в В., проповедовавшей монотеистическую
доктрину экантика, или ревностное поклонение единому Богу средствами бхакти.
Зачастую бхагавату ассоциируют с религиозно-философской школой панчаратра
(букв, «пять ночей»), в рамках которой в перв. пол. I тыс. н.э. была создана доктрина вьюх, или манифестаций Бха-гавана.
В соответствии с этой доктриной, высший Бог последовательно проявляет себя в
различных формах, порождая при этом первоматерию (пракрити), принцип
рассудочности, принцип самосознания, пять первоэлементов и Бога-творца Брахму.
На основе текстов панчаратры (108 самхит) впоследствии были выработаны формы
культового служения Вишну. Позднее доктрину вьюх вытеснило учение об аватарах.
В разных перечнях аватар насчитывается разное количество, но обычно их
десять: Рыба, Черепаха, Вепрь, Че-ловеколев, Карлик, Парашурама, Рама, Кришна, Будда
и Калкин. Наличие териоморфных (см. Териоморфизм) воплощений
божества указывает на отголоски в В. тотемистических воззрений (см. Тотемизм),
а наличие «еретической» аватары (Будда) в этом списке – попытка В.
ассимилировать чуждое ему по своим установкам учение. Окончательно образ Вишну
складывается во вт. пол. I тыс. н.э. Обычно он изображается в виде четырехрукого божества с
темно-синим цветом кожи; в руках он держит диск-чакру (метательное оружие),
лотос, раковину и жезл. На шее у него драгоценный камень (каустубха), на груди
завиток (шриватса). Рядом с Вишну обычно изображается его верная супруга
Лакшми, или Шри, богиня счастья, удачи, изобилия и красоты. Как и другие индуистские
божества, Вишну имеет ездовое животное, это царь птиц Гаруда, фантастический
орел с чертами человека. С Вишну связан и мировой змей Шеша, на котором Бог
покоится в период космической вневременности. Вокруг этого Бога циркулирует
множество мифов, в которых он выглядит благожелательно настроенным к верующим,
и сурово к порочным существам. У Вишну множество имен: Говинда, Гопала, Хари, Кешава, Васудева, Бхагаван и др.; неустанное
повторение этих имен, по мнению адептов В., помогает им в духовном
совершенствовании. Сам Вишну в реальном богослужении почитается редко, чаще
всего поклоняются его многочисленным воплощениям, среди которых особенно
популярен Кришна. История развития В. неразрывно связана с историей движения бхакти;
иногда термины «В.» и «бхакти» используются как синонимы. С сер. н.э. В. активно распространяется
на юге страны, в Тамилнаде. Основными выразителями местных форм В. стали
тамильские поэты. На волне подъема В. и других направлений индуизма начинается
активное храмовое строительство, повсеместно воздвигаются изваяния Вишну. В
эпоху династии Гупта (4-6 вв.) В. (в форме бхагаваты) становится влиятельнейшим
религиозным направлением; цари считали себя земными воплощениями Вишну. С нач. II тыс. н.э. постепенно складываются основные богословские вишнуитские
школы, стоявшие на философских позициях веданты. Всего традиционно насчитывается
четыре школы: вишишта-адвайта (монизм с различиями) Рамануджи, двайта
(дуализм) Мад-хвы, шуддха-адвайта (чистый монизм) Валлабхачарьи и двайта-адвайта
(дуализм-монизм) Нимбарки. Иногда отдельно выделяется также и
ачинтья-бхеда-абхеда (букв, «непостижимое различие в неразличении»), или школа
гаудия (бенгальский В.), созданная бенгальским
мистиком и реформатором Чайтаньей. При всех различиях
между этими школами их объединяет несколько общих черт: неприятие установок монизма
философа Шанкары; истолкование Вишну (или Кришны) как абсолютного личного
божества, создавшего мир и души из самого себя; материальный мир трактуется
как реальный, а не иллюзорный, и этот мир не существует вне воли высшего
божества; человеческие существа зависят от Бога и ограничены в своих качествах;
основным методом спасения признается бхакти-йога в различных своих вариациях,
причем при освобождении личность не растворяется в божестве; большое значение
придается женской ипостаси Вишну-Кришны, воспринимаемой как его тонкая духовная
энергия (Лакшми, или Радха). Эти теологические школы стали идеологическим
фундаментом средневековых массовых движений, не потерявших
своей жизненной динамики и по сей день. В. насчитывает миллионы
приверженцев (которых можно узнать по характерному продольному знаку на лбу,
наносимому сандаловой пастой) как в самой Индии, так и за рубежом. Уже с 17 в.
вишнуиты известны на территории России (Астрахань), куда они прибывали в
составе торговых посольств. Вишнуитские святыни разбросаны по всей территории
Индии, но основные центры – это храмы в городах Пури, Матхура,
Шрирангам, Тирупати. Очень известна ежегодная многолюдная процессия в Пури
(шт. Орисса), или ратха-ятра, во время которой по улицам города на огромной
колеснице торжественно провозят образ Кришны в форме «Владыки мира»
(Джаганнатх). У вишнуитов есть ряд своих празднеств, в т.ч. Рамнавами («день
рождения Рамы», празднуется в марте), Джамнаштами («день рождения Кришны», в
авг.); некоторые вишнуитские праздники стали общеиндийскими: таковы весенний
праздник холи (февр.-март) и «праздник огней» дивали
(нояб.). У вишнуитов нет строго ограниченного канонического корпуса текстов.
Наиболее популярны в вишнуитской среде «Бхагавадгита» и «Бхагавата-пурана».
Священными также признаются «Махабхара-та» и
«Рамаяна». Среди упанишад предпочтение отдается «Иша-упанишаде», а
также упанишадам поздней древности и Средневековья, в которых отражен культ
Вишну. По традиционной класификации насчитывается
шесть вишнуитских пуран: это «Вишну»-, «Нарада»-, «Бхагавата»-,
«Гаруда»-, «Падма»- и «Вараха-пураны». Вишнуитское богопочитание выражается прежде всего в виде храмового поклонения (пуджа).
(См. также: Бхакти, Индуизм,
Индуистская мифология, Индуистские ритуалы, Индуистские праздники, «Махабхарата»,
«Рамаяна»).
СВ. Пахомов