Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКОЕ
ИСКУССТВО —
художественная традиция индуизма, воплощенная в классической архитектуре,
скульптуре, живописи, танцевально-музыкальной драме, в народных ремеслах Индии
и некоторых других стран, соединенных с Индией культурными связями. Особенностями И. и. являются не только сугубо мифологическое его содержание,
избрание основными изобразительными объектами персонажей индуистского пантеона,
но и глубокое символическое значение конструкций и деталей архитектурных сооружений,
поз, жестов и атрибутики скульптурных и живописных изображений, пейзажей,
орнаментов, костюмов и движений актеров, танцоров и т. д. Символизируются
представления о космосе, важнейшие религиозные положения, события легендарной
истории, нравственные понятия и т. п. Постижение смысла И. и. невозможно
без адекватного прочтения подобной символики, что для человека иной культуры
требует определенных усилий и становится особой задачей. Отчасти о прообразах
И. и. можно судить по некоторым художественным памятникам первобытной эпохи.
Ранние истоки И. и. прослеживаются в вещественных образцах лишь фрагментарно
в мелкой пластике и изображениях на печатях из протоиндийских находок (III-II тыс. до н. э.); это
прежде всего образы т. наз. богинь-матерей, а также рогатого мужского божества,
напоминающего более поздние изображения Шивы-Пашупати. Важным истоком И. и. является
индоарийская цивилизация, этапы развития которой были непосредственно связаны
с ведийскими культами, брахманизмом, джайнизмом и буддизмом. Определенные образы, формы, приемы и атрибутика, получившие в
дальнейшем статус устойчивых признаков И. и., предстают перед нами уже в
ранних памятниках буддийского искусства (3-1 вв. до н. э. и первые века н. э.)
— в пещерных храмах и монастырях долины Ганга и возвышенностей
Декана, в скульптурах и рельефах Санчи, Амаравати, Нагарджунаконды, в
живописных композициях Аджанты, в памятниках Гандхары. В цикле фресок Аджанты
встречаются изображение летящего Индры, а также небесной красавицы-апсары.
Изображения индуистских богинь Аджанты родственны знаменитым скульптурным
изображениям якшини школы Матхуры (ок. 2 в. н. э.). На юге
Индии, на территории современного шт. Тамилнада, ок. 2 в. н. э. было создано
Шивалингамурти, удивительное произведение горельефной скульптуры из
полированного гнейса. Собственно индуизм начинает свое становление в
кон. I
тыс. до н. э. и обретает черты устоявшейся
религии примерно к 9-11 вв. н. э. И. и. проходит свой путь вместе с этапами
становления и дальнейшего развития индуизма. Не все эпохи цивилизационного и
религиозного развития в Индии нашли свое отражение в художественных образах.
История И. и. отчасти восстанавливается фрагментарно, определенные ее периоды
обычно соотносятся с царскими династиями, а также с некоторыми историческими
этапами в жизни отдельных этносов, с теми или иными географическими регионами.
Периодизация И. и. связывается с названными факторами, а также с конкретными
художественными и культовыми комплексами. Становление классического
И. и. соотносят с эпохой Гуптов (4-6 вв. н. э.). От этого периода сохранились
не только буддийские памятники, но и архитектурные и скульптурные
произведения, посвященные таким божествам, как Вишну и Дурга, горельефные
изображения богинь, персонифицирующих священные реки Гангу (Ганг) и Ямуну. В
это же время в основном складывается канон символических жестов — мудр. В целом,
буддийская тематика постепенно вытесняется брахманист-ской, воспринятой
индуизмом. К раннему Средневековью (6-13 вв.) относятся последние произведения
индийской скальной монолитной архитектуры и связанной с ней скульптуры;
памятники эти принадлежат шиваитской традиции: храм Кайласанатха в Элоре и
монолитный бюст трехликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта в гавани
Бомбея. В 7 в. на юге Индии
появляется каменная архитектура: ее первые образцы – монолитные скальные храмы
в Махабалипу-раме, посвященные, в частности, Ганеше, Бхиме, Драупади. Здесь
находится знаменитый горельеф, посвященный легенде о нисхождении Ганги с небес
на землю. Начиная с 8 в. вместе с развитием структурного зодчества в индийской
архитектуре заметно различаются два главных типа — северный и южный, отличающиеся
более всего навершиями (шикхара). Для северного типа
(нагара-шикхара) характерны высокие крутые перекрытия, преобладание
вертикального членения; для южного (дравида-шикхара) типичным является перекрытие
с четкими горизонтальными структурами. Одним из богатейших разделов И.
и. является культовая скульптура (каменная, деревянная и пр.), особо
выделяется скульптура металлическая. В этой традиции возникает несколько
прославленных региональных школ – в Сев. Индостане,
на Декане, на крайнем юге Индии. К эпохе развитого Средневековья (13-16 вв.)
каноны основных видов И. и. уже зафиксированы в письменном виде. Именно в
средневековый период скульптура становится особым культовым и художественным
объектом, отдельным от архитектуры. В скульптуре важнейшее символическое
значение обретают позы и атрибуты. Живописные традиции И. и.
в позднем Средневековье и вплоть до наших дней сохраняются
в основном в малых формах: миниатюры, литографии, лубок. Своеобразную лепту в
И. и. внесла эпоха мусульманских правителей Индии, что более всего проявилось
в архитектуре и в искусстве живописной миниатюры, отчасти в музыкальной и танцевальной
культуре. Танцевально-драматические традиции И. и. сохраняются
в классических школах различных регионов Индии: это известные стили танца
бхаратнатьям и одисси на юге, катхак на севере, манипури на востоке; это
известный народный малабарский театр катхакали и мистериальная драма севера
кришналила, или рас-лила, и др. Каждая из школ пользуется своими выразительными
приемами — танцевальной техникой, музыкой, костюмами, украшениями, гримом,
иногда и масками. И. и. воплощается и в чисто музыкальных видах и
формах, наиболее известно искусство раги в его инструментальном и певческом
вариантах. Танцы, музыка и песни, театрализованные представления народных
стилей также, как правило, посвящены сюжетам и героям И. и. Разнообразные и
богатые современные народные традиции И. и. представлены многими этническими вариантами,
в т. ч. художественными ремеслами. Индийские традиции
И. и. в течение многих веков
оказывали заметное влияние на культуру и искусство иных стран — Непала,
Шри-Ланки, Бирмы, Камбоджи и др.
Н.Г. Краснодембская