Индуистское искусство - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИНДУИСТСКОЕ ИСКУССТВО — художественная традиция индуизма, воплощенная в классической ар­хитектуре, скульптуре, живописи, танцевально-музы­кальной драме, в народных ремеслах Индии и некото­рых других стран, соединенных с Индией культурны­ми связями. Особенностями И. и. являются не только сугубо мифологическое его содержание, избрание ос­новными изобразительными объектами персонажей индуистского пантеона, но и глубокое символическое значение конструкций и деталей архитектурных со­оружений, поз, жестов и атрибутики скульптурных и живописных изображений, пейзажей, орнаментов, ко­стюмов и движений актеров, танцоров и т. д. Симво­лизируются представления о космосе, важнейшие ре­лигиозные положения, события легендарной истории, нравственные понятия и т. п. Постижение смысла И. и. невозможно без адекватного прочтения подобной сим­волики, что для человека иной культуры требует опре­деленных усилий и становится особой задачей. Отчас­ти о прообразах И. и. можно судить по некоторым художественным памятникам первобытной эпохи. Ран­ние истоки И. и. прослеживаются в вещественных об­разцах лишь фрагментарно в мелкой пластике и изоб­ражениях на печатях из протоиндийских находок (III-II тыс. до н. э.); это прежде всего образы т. наз. богинь-матерей, а также рогатого мужского божества, напоминающего более поздние изображения Шивы-Пашупати. Важным истоком И. и. является индоарийская цивилизация, этапы развития которой были не­посредственно связаны с ведийскими культами, брах­манизмом, джайнизмом и буддизмом. Определенные образы, формы, приемы и атрибутика, получившие в дальнейшем статус устойчивых признаков И. и., пред­стают перед нами уже в ранних памятниках буддий­ского искусства (3-1 вв. до н. э. и первые века н. э.) — в пещерных храмах и монастырях долины Ганга и воз­вышенностей Декана, в скульптурах и рельефах Санчи, Амаравати, Нагарджунаконды, в живописных ком­позициях Аджанты, в памятниках Гандхары. В цикле фресок Аджанты встречаются изображение летящего Индры, а также небесной красавицы-апсары. Изобра­жения индуистских богинь Аджанты родственны зна­менитым скульптурным изображениям якшини шко­лы Матхуры (ок. 2 в. н. э.). На юге Индии, на террито­рии современного шт. Тамилнада, ок. 2 в. н. э. было создано Шивалингамурти, удивительное произведение горельефной скульптуры из полированного гнейса. Собственно индуизм начинает свое становление в кон. I тыс. до н. э. и обретает черты устоявшейся религии примерно к 9-11 вв. н. э. И. и. проходит свой путь вме­сте с этапами становления и дальнейшего развития индуизма. Не все эпохи цивилизационного и религи­озного развития в Индии нашли свое отражение в ху­дожественных образах. История И. и. отчасти восста­навливается фрагментарно, определенные ее периоды обычно соотносятся с царскими династиями, а также с некоторыми историческими этапами в жизни отдель­ных этносов, с теми или иными географическими ре­гионами. Периодизация И. и. связывается с названны­ми факторами, а также с конкретными художествен­ными и культовыми комплексами. Становление классического И. и. соотносят с эпохой Гуптов (4-6 вв. н. э.). От этого периода сохранились не только буддий­ские памятники, но и архитектурные и скульптурные произведения, посвященные таким божествам, как Вишну и Дурга, горельефные изображения богинь, пер­сонифицирующих священные реки Гангу (Ганг) и Ямуну. В это же время в основном складывается ка­нон символических жестов — мудр. В целом, буддий­ская тематика постепенно вытесняется брахманист-ской, воспринятой индуизмом. К раннему Средневе­ковью (6-13 вв.) относятся последние произведения индийской скальной монолитной архитектуры и свя­занной с ней скульптуры; памятники эти принадлежат шиваитской традиции: храм Кайласанатха в Элоре и монолитный бюст трехликого Шивы в пещерном хра­ме на острове Элефанта в гавани Бомбея. В 7 в. на юге Индии появляется каменная архитектура: ее первые об­разцы – монолитные скальные храмы в Махабалипу-раме, посвященные, в частности, Ганеше, Бхиме, Драупади. Здесь находится знаменитый горельеф, посвя­щенный легенде о нисхождении Ганги с небес на землю. Начиная с 8 в. вместе с развитием структурного зодчества в индийской архитектуре заметно различа­ются два главных типа — северный и южный, отлича­ющиеся более всего навершиями (шикхара). Для се­верного типа (нагара-шикхара) характерны высокие крутые перекрытия, преобладание вертикального чле­нения; для южного (дравида-шикхара) типичным яв­ляется перекрытие с четкими горизонтальными струк­турами. Одним из богатейших разделов И. и. является культовая скульптура (каменная, деревянная и пр.), осо­бо выделяется скульптура металлическая. В этой тра­диции возникает несколько прославленных регио­нальных школ – в Сев. Индостане, на Декане, на край­нем юге Индии. К эпохе развитого Средневековья (13-16 вв.) каноны основных видов И. и. уже зафикси­рованы в письменном виде. Именно в средневековый период скульптура становится особым культовым и ху­дожественным объектом, отдельным от архитектуры. В скульптуре важнейшее символическое значение об­ретают позы и атрибуты. Живописные традиции И. и. в позднем Средневековье и вплоть до наших дней со­храняются в основном в малых формах: миниатюры, литографии, лубок. Своеобразную лепту в И. и. внесла эпоха мусульманских правителей Индии, что более все­го проявилось в архитектуре и в искусстве живописной миниатюры, отчасти в музыкальной и танцевальной культуре. Танцевально-драматические традиции И. и. сохраняются в классических школах различных реги­онов Индии: это известные стили танца бхаратнатьям и одисси на юге, катхак на севере, манипури на востоке; это известный народный малабарский театр катхакали и мистериальная драма севера кришналила, или рас-лила, и др. Каждая из школ пользуется своими вырази­тельными приемами — танцевальной техникой, музы­кой, костюмами, украшениями, гримом, иногда и мас­ками. И. и. воплощается и в чисто музыкальных видах и формах, наиболее известно искусство раги в его ин­струментальном и певческом вариантах. Танцы, музы­ка и песни, театрализованные представления народных стилей также, как правило, посвящены сюжетам и ге­роям И. и. Разнообразные и богатые современные на­родные традиции И. и. представлены многими этническими вариантами, в т. ч. художественными ремеслами. Индийские традиции И. и. в течение многих веков ока­зывали заметное влияние на культуру и искусство иных стран — Непала, Шри-Ланки, Бирмы, Камбоджи и др.

Н.Г. Краснодембская