Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКИЕ РИТУАЛЫ
— разнообразные ритуальные церемонии, имеющие большое значение в индуизме.
Ритуальное поклонение божествам и другим священным существам (в т. ч.
святым людям) и предметам называется пуджа (букв. — поклонение, прославление). Феномен пуджи восходит к
местным, неведическим религиозным обычаям: возможно, само это слово происходит
от тамильского глагола pucu
(омывать, чистить). В
отличие от ведийско-брахманистской яджны, или жертвоприношения божеству
при посредничестве огня, в пудже подобный посредник отсутствует, и объекту
культа в виде его изображения служат непосредственно. Обычно пуджи проводятся
в храмах. Чем выше статус храма, тем большее значение имеют проводимые
там богослужения, тем чаще они исполняются. В таких крупных храмах, как кришнаитский
храм Джаганнатха (в Пури, Орисса), основные службы проводятся пять раз в день:
на рассвете, утром, в полдень, вечером и ночью. Существуют различные разряды
храмовых священнослужителей и их помощников, должности которых зачастую
являются наследственными и определяются кастовым статусом. Во главе храмового
духовенства, состоящего обычно из брахманов, находится пуджари,
или пуджапанда, который проводит основную часть пуджи. Еще до начала самого
поклонения пуджари ритуально очищает свое тело и сознание, настраиваясь на
богослужение. Как считается, во время пуджи божество нисходит в тело пуджари,
после чего «переселяется» в свое антропоморфное изображение (мурти), сделанное
чаще всего в виде некоего изваяния, или в соответствующий символ (напр., в
лингам, если поклоняются Шиве). После совершения пуджи божество оставляет
мурти и возносится вновь в свои трансцендентные сферы. Пуджа состоит из определенных,
следующих друг за другом ступеней. В соответствующих руководствах
обычно описывается 16 таких ступеней, в т. ч. созерцание перехода божества в
мурти, предложение божеству сиденья (асана), воды для омовения рук и ног, воды
для питья, подношение пищи, бетеля для жевания и т. п. Перед ликом божества
производят ритуальные покачивания светильником (церемония арати), воскуривают
благовония, читают мантры, поют религиозные гимны, складывают пальцы
рук в сакральных жестах (мудры). В процессе поклонения используются
различные аксессуары — разнообразную посуду, одеяния, гирлянды, сандаловую
пасту, колокольчики и т.п. В целом, по своей форме отношение к божеству в пудже
восходит к древним обычаям обращения с почетным гостем; эти обычаи излагаются в
дхармашастрах. Поутру божество «пробуждают» в его спальне,
развлекая пением и танцами; ему «чистят» зубы, «одевают», «кормят» и «поят»,
омывают, овевают опахалами и т. п. Вечером мурти божества «укладывают спать»,
нередко вместе с его супругой. Туалетом божества занимаются служители
низшего ранга (севаки). В праздничные дни мурти на колесницах ритуально
провозят через город или селение в окружении восторженных поклонников. В храмовой
пудже рядовые верующие личного участия не принимают, и обычно храм закрыт для
них во время совершения пудж. Цель визита верующих в храм или к другому месту
поклонения — совершение даршана, т.е. созерцание объекта поклонения, с
ритуальным обходом вокруг него (прадакшина). Как считается, само лицезрение
божественного изображения дарует благодать. Верующие подносят через
духовенство божеству те или иные продукты (найведья) и получают их обратно уже
освященными (прасад). Пуджи могут быть разной
продолжительности и значимости; варьировать по числу и очередности входящих в
них элементов; различаться по частоте совершения; иметь различный состав
участников; быть обращенным к разным объектам культа и преследовать различные
цели (помимо поклонения, это могут быть умилостивление или обряды экзорцизма).
Среди подношений преобладают рис, фрукты, молочные продукты; в некоторых
индуистских культах, напр, в шактизме, во
время пудж приносят в жертву животных (буйволов, козлов, петухов и т. п.). В
шиваитском и шактистском тантризме последователи высоких степеней
посвящения (напр., в панчамакаре) практикуют закрытые эротические ритуалы, в
ходе которых стремятся трансформировать свою психосоматическую целостность с
обыденного уровня на высший, сакральный. Существенное
значение имеют также магические ритуалы, в которых человек, производящий ритуал,
пытается навязать волю тому или иному существу, поставить его под свой контроль.
Домашняя, или семейная, пуджа мало чем отличается от
пуджи храмовой; она проще по своему исполнению и проводится, как правило,
усилиями самих членов семьи утром и вечером. В определенных случаях на
домашние пуджи приглашают священника. В духовном мире того, кто исполняет ритуал,
зачастую возникают необычные переживания; так, он может впасть в особое
экстатическое состояние, и его уста «изрекают» волю божества; тогда люди
верят, что бог оказал милость такому человеку, вселившись на время в его тело.
Ритуалы и обряды сопровождают индуистов в течение всей их жизни. В
дхармашастрах выделяется в среднем до 40 домашних обрядов жизненного цикла
(санскар), многие из которых — наследие брахманистской эпохи. Подобные
церемонии начинаются еще задолго до появления на свет будущего члена индуистского
сообщества. Так, специальные ритуалы призваны помочь зачатию ребенка (гарбхадхана),
обеспечить его благоприятное развитие в утробе матери, охраняют плод от
посягательств вредоносных духов. Ритуал пум-савана проводится для зачатия и рождения мужского
потомства. Примерно в полугодовалом возрасте ребенка торжественно нарекают
именем, соответствующим социальному положению его родителей (намакарана). Один
из самых значительных и древних домашних ритуалов – посвящение (упанаяна),
которое проходят все мальчики трех первых варн (брахманы, кшатрии и вайшьи)
примерно в возрасте 8-12 лет. Основной элемент упанаяны – надевание священного
шнура, что символизирует «второе рождение» ребенка (двиджа) и одновременно вступление
в первую из четырех возрастных стадий, или ашрам (ученичество). Очень важным
обрядом является также свадьба (виваха), с которого начинается традиционный
перечень санскар. В древних текстах выделяют восемь видов брака, которые в
настоящее время сводятся, как правило, к браку без выкупа и с выкупом. В череду домашних обрядов входят обряды прощания с умершим и
кремация (реже погребение) последнего. После кремации производится
ритуальное поминовение. Индуисты верят, что дух умершего, над которым не произвели
соответствующих ритуальных процедур, не получает успокоения и в виде злобного существа
(бхута) будет вредить живым. Те или иные события в жизни семьи или общины, не
вписывающиеся в рамки регулярно отмечаемых календарных событий или возрастных
церемоний, также обставляются ритуальным образом. Так, при обживании какой-либо
постройки (а ныне при открытии какого-либо учреждения) исполняют пуджу в честь
Ваступуруши, древнего божества, охранителя порядка жертвоприношения. Религиозные
самоубийства, широко распространенные в средневековом индуизме (особенно на
юге страны) и совершаемые в духовно значимых целях, в глазах общества также
расценивались как ритуальные акты. В частности, ритуально умерщвляла себя через
сожжение женщина, у которой умер муж (обряд сати). В ритуальном смысле
воспринималась и казнь преступников, которая позволяла последним очиститься от
вины. Философскую значимость ритуалам придала ортодоксальная школа миманса (см.
Индуистская философия). Все, что связано с ритуалом, требует особой чистоты.
Идея ритуальной чистоты и нечистоты стала одной из ключевых в процессе
формирования кастовой системы общества. Так, ритуально нечистыми группами
считались мясники, палачи, могильщики, мусорщики и др.; многие подобные группы
попадают в разряд «неприкасаемых» (современные далиты). Нечистыми являются
покойники и родственники тех, кто умер недавно, женщины во время месячных и
родов, вдовы. Контакт с ритуально нечистыми вещами или людьми влечет за собой
ритуалы очистительного характера. Очищение включает в себя пост, чтение
мантр и молитв, аскетические практики, использование продуктов
священного животного – коровы. Индуистские ритуалы оказали большое воздействие
на ритуальные практики джайнизма и буддизма и стали основой формирования
ритуалов сикхизма. Фактически индуистские ритуалы приобрели
общеиндийскую значимость и стали во многом восприниматься как синоним практического
компонента индийской духовной культуры в целом. В ходе истории со стороны различных
религиозных групп раздавались голоса протеста против ритуального отношения к
миру и обществу, однако эти протестные настроения имели ограниченное распространение
и не смогли пошатнуть незыблемость системы индуистских ритуалов.
СВ. Пахомов