Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИНДУИСТСКИЕ РИТУАЛЫ — разнообразные риту­альные церемонии, имеющие большое значение в ин­дуизме. Ритуальное поклонение божествам и другим священным существам (в т. ч. святым людям) и пред­метам называется пуджа (букв.поклонение, про­славление). Феномен пуджи восходит к местным, неве­дическим религиозным обычаям: возможно, само это слово происходит от тамильского глагола pucu (омы­вать, чистить). В отличие от ведийско-брахманистской яджны, или жертвоприношения божеству при посред­ничестве огня, в пудже подобный посредник отсутству­ет, и объекту культа в виде его изображения служат не­посредственно. Обычно пуджи проводятся в храмах. Чем выше статус храма, тем большее значение имеют проводимые там богослужения, тем чаще они испол­няются. В таких крупных храмах, как кришнаитский храм Джаганнатха (в Пури, Орисса), основные службы проводятся пять раз в день: на рассвете, утром, в пол­день, вечером и ночью. Существуют различные разря­ды храмовых священнослужителей и их помощников, должности которых зачастую являются наследствен­ными и определяются кастовым статусом. Во главе хра­мового духовенства, состоящего обычно из брахманов, находится пуджари, или пуджапанда, который прово­дит основную часть пуджи. Еще до начала самого поклонения пуджари ритуально очищает свое тело и сознание, настраиваясь на богослужение. Как считает­ся, во время пуджи божество нисходит в тело пуджари, после чего «переселяется» в свое антропоморфное изображение (мурти), сделанное чаще всего в виде не­коего изваяния, или в соответствующий символ (напр., в лингам, если поклоняются Шиве). После соверше­ния пуджи божество оставляет мурти и возносится вновь в свои трансцендентные сферы. Пуджа состоит из определенных, следующих друг за другом ступе­ней. В соответствующих руководствах обычно описы­вается 16 таких ступеней, в т. ч. созерцание перехода божества в мурти, предложение божеству сиденья (аса­на), воды для омовения рук и ног, воды для питья, под­ношение пищи, бетеля для жевания и т. п. Перед ли­ком божества производят ритуальные покачивания светильником (церемония арати), воскуривают благо­вония, читают мантры, поют религиозные гимны, скла­дывают пальцы рук в сакральных жестах (мудры). В процессе поклонения используются различные ак­сессуары — разнообразную посуду, одеяния, гирлян­ды, сандаловую пасту, колокольчики и т.п. В целом, по своей форме отношение к божеству в пудже восходит к древним обычаям обращения с почетным гостем; эти обычаи излагаются в дхармашастрах. Поутру божество «пробуждают» в его спальне, развлекая пением и танца­ми; ему «чистят» зубы, «одевают», «кормят» и «поят», омывают, овевают опахалами и т. п. Вечером мурти бо­жества «укладывают спать», нередко вместе с его суп­ругой. Туалетом божества занимаются служители низ­шего ранга (севаки). В праздничные дни мурти на ко­лесницах ритуально провозят через город или селение в окружении восторженных поклонников. В храмовой пудже рядовые верующие личного участия не прини­мают, и обычно храм закрыт для них во время совер­шения пудж. Цель визита верующих в храм или к дру­гому месту поклонения — совершение даршана, т.е. созерцание объекта поклонения, с ритуальным обхо­дом вокруг него (прадакшина). Как считается, само ли­цезрение божественного изображения дарует благо­дать. Верующие подносят через духовенство божеству те или иные продукты (найведья) и получают их об­ратно уже освященными (прасад). Пуджи могут быть разной продолжительности и значимости; варьировать по числу и очередности входящих в них элементов; различаться по частоте совершения; иметь различный состав участников; быть обращенным к разным объек­там культа и преследовать различные цели (помимо поклонения, это могут быть умилостивление или об­ряды экзорцизма). Среди подношений преобладают рис, фрукты, молочные продукты; в некоторых индуист­ских культах, напр, в шактизме, во время пудж прино­сят в жертву животных (буйволов, козлов, петухов и т. п.). В шиваитском и шактистском тантризме по­следователи высоких степеней посвящения (напр., в панчамакаре) практикуют закрытые эротические ри­туалы, в ходе которых стремятся трансформировать свою психосоматическую целостность с обыденного уровня на высший, сакральный. Существенное значе­ние имеют также магические ритуалы, в которых чело­век, производящий ритуал, пытается навязать волю тому или иному существу, поставить его под свой кон­троль. Домашняя, или семейная, пуджа мало чем отли­чается от пуджи храмовой; она проще по своему ис­полнению и проводится, как правило, усилиями самих членов семьи утром и вечером. В определенных случа­ях на домашние пуджи приглашают священника. В духовном мире того, кто исполняет ритуал, зачастую возникают необычные переживания; так, он может впасть в особое экстатическое состояние, и его уста «из­рекают» волю божества; тогда люди верят, что бог ока­зал милость такому человеку, вселившись на время в его тело. Ритуалы и обряды сопровождают индуистов в течение всей их жизни. В дхармашастрах выделяется в среднем до 40 домашних обрядов жизненного цикла (санскар), многие из которых — наследие брахманистской эпохи. Подобные церемонии начинаются еще за­долго до появления на свет будущего члена индуист­ского сообщества. Так, специальные ритуалы призва­ны помочь зачатию ребенка (гарбхадхана), обеспечить его благоприятное развитие в утробе матери, охраняют плод от посягательств вредоносных духов. Ритуал пум-савана проводится для зачатия и рождения мужского потомства. Примерно в полугодовалом возрасте ребенка торжественно нарекают именем, соответствующим со­циальному положению его родителей (намакарана). Один из самых значительных и древних домашних ри­туалов – посвящение (упанаяна), которое проходят все мальчики трех первых варн (брахманы, кшатрии и вай­шьи) примерно в возрасте 8-12 лет. Основной эле­мент упанаяны – надевание священного шнура, что символизирует «второе рождение» ребенка (двиджа) и одновременно вступление в первую из четырех воз­растных стадий, или ашрам (ученичество). Очень важ­ным обрядом является также свадьба (виваха), с ко­торого начинается традиционный перечень санскар. В древних текстах выделяют восемь видов брака, кото­рые в настоящее время сводятся, как правило, к браку без выкупа и с выкупом. В череду домашних обрядов входят обряды прощания с умершим и кремация (реже погребение) последнего. После кремации производит­ся ритуальное поминовение. Индуисты верят, что дух умершего, над которым не произвели соответствующих ритуальных процедур, не получает успокоения и в виде злобного существа (бхута) будет вредить живым. Те или иные события в жизни семьи или общины, не вписы­вающиеся в рамки регулярно отмечаемых календарных событий или возрастных церемоний, также обстав­ляются ритуальным образом. Так, при обживании ка­кой-либо постройки (а ныне при открытии какого-либо учреждения) исполняют пуджу в честь Ваступуруши, древнего божества, охранителя порядка жертвоприно­шения. Религиозные самоубийства, широко распро­страненные в средневековом индуизме (особенно на юге страны) и совершаемые в духовно значимых целях, в глазах общества также расценивались как ритуальные акты. В частности, ритуально умерщвляла себя через со­жжение женщина, у которой умер муж (обряд сати). В ритуальном смысле воспринималась и казнь пре­ступников, которая позволяла последним очиститься от вины. Философскую значимость ритуалам придала ортодоксальная школа миманса (см. Индуистская фи­лософия). Все, что связано с ритуалом, требует особой чистоты. Идея ритуальной чистоты и нечистоты ста­ла одной из ключевых в процессе формирования кас­товой системы общества. Так, ритуально нечистыми группами считались мясники, палачи, могильщики, мусорщики и др.; многие подобные группы попадают в разряд «неприкасаемых» (современные далиты). Не­чистыми являются покойники и родственники тех, кто умер недавно, женщины во время месячных и родов, вдовы. Контакт с ритуально нечистыми вещами или людьми влечет за собой ритуалы очистительного ха­рактера. Очищение включает в себя пост, чтение мантр и молитв, аскетические практики, использование про­дуктов священного животного – коровы. Индуистские ритуалы оказали большое воздействие на ритуальные практики джайнизма и буддизма и стали основой фор­мирования ритуалов сикхизма. Фактически индуистс­кие ритуалы приобрели общеиндийскую значимость и стали во многом восприниматься как синоним прак­тического компонента индийской духовной культуры в целом. В ходе истории со стороны различных рели­гиозных групп раздавались голоса протеста против ритуального отношения к миру и обществу, однако эти протестные настроения имели ограниченное распро­странение и не смогли пошатнуть незыблемость сис­темы индуистских ритуалов.

СВ. Пахомов

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz