Индуистские праздники - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИНДУИСТСКИЕ ПРАЗДНИКИ — праздники, полу­чившие распостранение в рамках индуизма. В индуиз­ме отмечается огромное количество праздников, разли­чающихся ареалом своего распространения, региональ­ными особенностями, составом участников, сроками проведения, религиозным характером и другими аспек­тами. В И. п. явно или неявно выражается стремление его участников воссоздать контакт с миром сверхъес­тественного, снискать какие-либо милости от существ, пребывающих в нем. Истоки многих И. п. относятся к очень древним временам. Обычно И. п. сопровождают­ся поклонением божествам, героям, духам предков и т. д. (см. Индуистские ритуалы). Существует множество разнообразных легенд и мифов, объясняющих происхож­дение тех или иных И. п. Праздники в индуизме прово­дятся в особые дни и месяцы по традиционному лунному календарю. В ходе И. п. часто устраиваются ярмарки, про­водятся выступления артистов, сказителей, музыкантов и т. п. Один из самых популярных, шумных и веселых праздников — Дипавали, сокращенно Дивали (букв. — ряд светильников), который проводится в конце месяца ашвина и в начале месяца карттика (окт.-нояб.). Соглас­но одной из популярных легенд, он был основан в честь восшествия на престол в Айодхье (Сев. Индия) велико­го героя Рамы, по случаю чего в столице устроили пыш­ную иллюминацию. Дивали — это праздник огней: во всех селах и городах Индии зажигаются огни, фонари, светильники, которые горят всю ночь; люди устраивают фейерверки, пускают петарды, шутихи. Обычай зажи­гать огни и устраивать шум связан с верой в то, что это помогает отпугивать злые силы. С Дивали ассоциирует­ся, в числе прочих божеств, богиня Лакшми, дарующая счастье, мир и процветание. В ее честь устраиваются пуджи. Считается, что Лакшми почтит своим визитом только тех, в чьих домах ночью зажжены светильники. Празднику Дивали предшествует другой важный ин­дуистский праздник, имеющий разные названия — Наваратри (девять ночей), Дурготсава (праздник Дур-ги), Дурга-пуджа, Дасера и др. Этот праздник отмечает­ся в честь богини Дурги в течение 10 дней, в светлую половину месяца ашвина (сент.-окт.). Во время празд­ника поклоняются различным воплощениям Дурги (Кали, Парвати, Сати и др.). В некоторых регионах пер­вые три дня Наваратри посвящены почитанию самой Дурги, вторые три — Лакшми, последние три дня — Сарасвати. Считается, что Дурга дарует физическую силу, Лакшми — материальное процветание, Сарасва­ти (богиня мудрости) — знание. В десятый, ключевой, день праздника отмечают победу Дурги над демоном Махишей; в честь богини устраивают кровавые жерт­воприношения. В Сев. Индии в Наваратри почитают Раму. В честь победы Рамы над царем ракшасов Рава-ной на площадях устраиваются драматические пред-ставления-рамлилы на сюжеты из «Рамаяны», в ходе которых торжественно сжигают гигантские чучела де­монических существ. Этот праздник всегда пользовался популярностью в воинской (кшатрийской) среде; не случайно в течение Наваратри почитаются различные виды орудий и оружия (аюда-пуджа). В полнолуние месяца пхальгуна (февр.-март) отмечается еще один общеиндийский праздник Холи, своего рода праздник наступления весны. В те дни (обычно три), что прохо­дит Холи, повсюду царит большое оживление, веселье и радость; люди поливают друг друга красящими ве­ществами или просто кидаются комьями грязи. Грани­цы между социальными слоями в эти дни стираются. Наиболее популярные божества праздника — бог люб­ви Кама и бог Кришна. По одной из легенд, Холи был устроен в честь победы младенца Кришны над демо-ницей по имени Путана (или Холика — отсюда назва­ние праздника), которая безуспешно пыталась уничто­жить ребенка своим отравленным молоком. Во время Холи торжественно сжигают чучело этой демоницы или украшенное дерево, которое, как считают многие ис­следователи, символизирует окончание зимних дней. Иногда статуи божеств раскачивают на качелях; устра­ивают торжественные выезды «царя», шуточные «бит­вы» между мужчинами и женщинами. Еще до Холи отмечают праздник Васанта панчами (пятый день вес­ны): он справляется в месяце магха (янв.-февр.) в честь богини Сарасвати, покровительствующей учености, ис­кусству, литературе. На алтари богини возлагают для освящения книги, музыкальные инструменты, ручки, кисти художников. Для этого сравнительно скромного праздника нехарактерны шумные проявления, отсут­ствует особенная пышность, празднование проходит в домашних условиях. В день полнолуния (пурнима) месяца шравана (июль-авг.) отмечают Ракхи (Ракша) пурниму. В ходе этого праздника на берегу водоемов устраивают ярмарки и ритуальные места для омовений. Главный объект поклонения в Ракхи пурниме — Ва-руна, бог моря; по этому случаю в море кидают кокосо­вые орехи. Во время праздника проходит важная цере­мония «ракша бандхан» — повязывание женщинами амулета «ракша» (отсюда и название праздника) на за­пястье своих братьев и получение от них подарков; в этот же день брахманы меняют свой старый священ­ный шнур на новый. В честь бога Ганеши в четвертый день месяца бхадрапада (авг.-сент.) справляется Гане-ша чатуртхи. Этому богу подносят фрукты, молоко и пироги. На юге страны (Тамилнад, Андхра-Прадеш) в январе отмечается Понгаль (букв.подъем), назва­ние которого связано с рисом, «поднявшемся» в кипя­щем молоке, а также с Солнцем, поворачивающим в этот месяц в сторону севера. Понгаль совпадает с пери­одом уборки урожая и окончания северо-восточных муссонов, поэтому в этот праздник устраивают трапе­зы из риса нового урожая. Понгаль справляется в тече­ние трех дней. В первый из них праздник отмечают внутри семьи. Во второй день богу солнца Сурье и богу Индре подносят угощения из риса, люди наносят ви­зиты друг другу. В третий день особенно тщательно ухаживают за своим скотом, раскрашивают и полиру­ют рога животных, устраивают бой быков и гонки на бычьих повозках, угощаются сахарным тростником. Животных кормят рисом, освященным Сурьей и мест­ными божествами. Еще один важный и сравнительно древний южноиндийский праздник — Онам. Он осо­бенно популярен в Керале, у народности малаялам. Онам справляется в полнолуние малаяльского месяца чин-гом (авг.-сент.) в честь царя асуров Бали (или Мавели), которому свергнувший его под землю Вишну разре­шил подниматься на поверхность только раз в году. Возжигают факелы, водружают флаги, устраивается красочное шествие с участием наряженных слонов. На пятый день проводится состязание на особых «змеи­ных» лодках. Проводят также коллективные трапезы, для которых готовят рис нового урожая. Основной праздник шиваитов — Махашиваратри (Великая ночь Шивы). Этот праздник отмечается в темную половину месяца магха (янв.-февр.), по другим сведениям, в пхальгуне или чайтре (март-апр.). Праздник проходит в бессонном бдении: согласно пуранам, если человек в эту ночь заснет, он будет разорен, а по смерти окажется в аду. Во время Шиваратри читают священные тексты и молитвы, поют религиозные гимны, непрестанно повторяют святые имена Шивы, поклоняются симво­лу Шивы — лингаму, осыпая его листьями священно­го дерева бильва (бель). Один из важнейших праздни­ков вишнуитов — Джанмаштами (Рождение восьмо­го), или Гокул аштами, который проводится в честь рождения Кришны, восьмого воплощения Вишну. По преданию, Кришна появился на свет в восьмой день месяца шравана (июль-авг.) для наказания узурпатора Кансы. С особым размахом этот праздник справляется в Матхуре и его окрестностях, где проходило детство Кришны. Основной элемент праздника — театрально-танцевальные процессии (расалила), изображающие игры Кришны с пастушками-гопи. В честь рождения царевича Рамы празднуется Рама навами, в девятый (навами) день месяца чайтра. Во многих И. п., являю­щихся общеиндийскими праздниками (Холи, Дивали), принимают участие представители других религий – ислама, джайнизма, сикхизма. При этом и сами индуис-ты участвуют в праздничных торжествах, имеющих от­ношение к неиндуистским религиям: так, справляются дни рождения гуру Нанака, Будды Гаутамы, Джины Махавиры и другие праздники.