Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКИЕ
ПРАЗДНИКИ — праздники,
получившие распостранение в рамках индуизма. В индуизме отмечается
огромное количество праздников, различающихся ареалом своего распространения,
региональными особенностями, составом участников, сроками проведения,
религиозным характером и другими аспектами. В И. п. явно или неявно выражается
стремление его участников воссоздать контакт с миром сверхъестественного, снискать
какие-либо милости от существ, пребывающих в нем. Истоки многих И. п. относятся
к очень древним временам. Обычно И. п. сопровождаются поклонением божествам,
героям, духам предков и т. д. (см. Индуистские ритуалы). Существует
множество разнообразных легенд и мифов, объясняющих происхождение тех
или иных И. п. Праздники в индуизме проводятся в особые дни и месяцы по
традиционному лунному календарю. В ходе И. п. часто устраиваются ярмарки, проводятся
выступления артистов, сказителей, музыкантов и т. п. Один из самых популярных,
шумных и веселых праздников — Дипавали, сокращенно Дивали (букв. — ряд светильников),
который проводится в конце месяца ашвина и в начале месяца карттика (окт.-нояб.). Согласно одной из популярных
легенд, он был основан в честь восшествия на престол в Айодхье (Сев. Индия) великого героя Рамы, по случаю чего в столице устроили пышную
иллюминацию. Дивали — это праздник огней: во всех селах и городах Индии
зажигаются огни, фонари, светильники, которые горят всю ночь; люди устраивают фейерверки, пускают петарды, шутихи. Обычай
зажигать огни и устраивать шум связан с верой в то,
что это помогает отпугивать злые силы. С Дивали ассоциируется, в числе прочих
божеств, богиня Лакшми, дарующая счастье, мир и процветание. В ее честь
устраиваются пуджи. Считается, что Лакшми почтит своим визитом только тех, в
чьих домах ночью зажжены светильники. Празднику Дивали предшествует другой
важный индуистский праздник, имеющий разные названия — Наваратри (девять
ночей), Дурготсава (праздник Дур-ги), Дурга-пуджа, Дасера и др. Этот праздник
отмечается в честь богини Дурги в течение 10 дней, в светлую половину месяца
ашвина (сент.-окт.). Во время праздника поклоняются
различным воплощениям Дурги (Кали, Парвати, Сати и др.). В некоторых регионах
первые три дня Наваратри посвящены почитанию самой Дурги, вторые три — Лакшми,
последние три дня — Сарасвати. Считается, что Дурга дарует физическую силу,
Лакшми — материальное процветание, Сарасвати (богиня мудрости) — знание. В
десятый, ключевой, день праздника отмечают победу Дурги над демоном Махишей; в
честь богини устраивают кровавые жертвоприношения. В Сев. Индии в
Наваратри почитают Раму. В честь победы Рамы над царем ракшасов Рава-ной на
площадях устраиваются драматические пред-ставления-рамлилы на сюжеты из «Рамаяны»,
в ходе которых торжественно сжигают гигантские чучела демонических
существ. Этот праздник всегда пользовался популярностью в воинской (кшатрийской)
среде; не случайно в течение Наваратри почитаются различные виды орудий и
оружия (аюда-пуджа). В полнолуние месяца пхальгуна (февр.-март)
отмечается еще один общеиндийский праздник Холи, своего рода праздник наступления
весны. В те дни (обычно три), что проходит Холи, повсюду царит большое
оживление, веселье и радость; люди поливают друг друга красящими веществами
или просто кидаются комьями грязи. Границы между социальными слоями в эти дни
стираются. Наиболее популярные божества праздника — бог любви Кама и бог
Кришна. По одной из легенд, Холи был устроен в честь победы
младенца Кришны над демо-ницей по имени Путана (или Холика — отсюда
название праздника), которая безуспешно пыталась уничтожить ребенка своим
отравленным молоком. Во время Холи торжественно сжигают чучело этой демоницы
или украшенное дерево, которое, как считают многие исследователи,
символизирует окончание зимних дней. Иногда статуи божеств раскачивают на качелях;
устраивают торжественные выезды «царя», шуточные «битвы» между мужчинами и
женщинами. Еще до Холи отмечают праздник Васанта панчами (пятый день весны):
он справляется в месяце магха (янв.-февр.) в честь
богини Сарасвати, покровительствующей учености, искусству, литературе. На
алтари богини возлагают для освящения книги, музыкальные инструменты, ручки,
кисти художников. Для этого сравнительно скромного праздника нехарактерны
шумные проявления, отсутствует особенная пышность, празднование проходит в домашних
условиях. В день полнолуния (пурнима) месяца шравана (июль-авг.) отмечают Ракхи
(Ракша) пурниму. В ходе этого праздника на берегу водоемов устраивают ярмарки и
ритуальные места для омовений. Главный объект поклонения в Ракхи пурниме —
Ва-руна, бог моря; по этому случаю в море кидают кокосовые орехи. Во время
праздника проходит важная церемония «ракша бандхан» — повязывание женщинами
амулета «ракша» (отсюда и название праздника) на запястье своих братьев и
получение от них подарков; в этот же день брахманы меняют свой старый священный
шнур на новый. В честь бога Ганеши в четвертый день
месяца бхадрапада (авг.-сент.) справляется Гане-ша
чатуртхи. Этому богу подносят фрукты, молоко и пироги. На юге страны (Тамилнад,
Андхра-Прадеш) в январе отмечается Понгаль (букв. — подъем), название которого связано с рисом, «поднявшемся» в
кипящем молоке, а также с Солнцем, поворачивающим в этот месяц в сторону
севера. Понгаль совпадает с периодом уборки урожая и окончания
северо-восточных муссонов, поэтому в этот праздник устраивают трапезы из риса
нового урожая. Понгаль справляется в течение трех дней. В первый из них праздник
отмечают внутри семьи. Во второй день богу солнца Сурье и богу Индре подносят
угощения из риса, люди наносят визиты друг другу. В третий день особенно
тщательно ухаживают за своим скотом, раскрашивают и полируют рога животных,
устраивают бой быков и гонки на бычьих повозках, угощаются сахарным тростником.
Животных кормят рисом, освященным Сурьей и местными божествами. Еще один
важный и сравнительно древний южноиндийский праздник — Онам. Он особенно
популярен в Керале, у народности малаялам. Онам справляется в полнолуние
малаяльского месяца чин-гом (авг.-сент.) в честь царя асуров Бали (или Мавели),
которому свергнувший его под землю Вишну разрешил подниматься на поверхность
только раз в году. Возжигают факелы, водружают флаги, устраивается красочное
шествие с участием наряженных слонов. На пятый день проводится состязание на
особых «змеиных» лодках. Проводят также коллективные трапезы, для которых
готовят рис нового урожая. Основной праздник шиваитов — Махашиваратри (Великая
ночь Шивы). Этот праздник отмечается в темную половину месяца магха (янв.-февр.), по другим сведениям, в пхальгуне или чайтре
(март-апр.). Праздник проходит в бессонном бдении: согласно пуранам, если
человек в эту ночь заснет, он будет разорен, а по смерти окажется в аду. Во
время Шиваратри читают священные тексты и молитвы, поют религиозные
гимны, непрестанно повторяют святые имена Шивы, поклоняются символу Шивы —
лингаму, осыпая его листьями священного дерева бильва (бель). Один из
важнейших праздников вишнуитов — Джанмаштами (Рождение восьмого), или Гокул
аштами, который проводится в честь рождения Кришны, восьмого воплощения Вишну.
По преданию, Кришна появился на свет в восьмой день месяца шравана (июль-авг.)
для наказания узурпатора Кансы. С особым размахом этот праздник справляется в
Матхуре и его окрестностях, где проходило детство Кришны. Основной элемент
праздника — театрально-танцевальные процессии (расалила), изображающие игры
Кришны с пастушками-гопи. В честь рождения царевича Рамы празднуется Рама
навами, в девятый (навами) день месяца чайтра. Во многих И. п., являющихся
общеиндийскими праздниками (Холи, Дивали), принимают участие представители
других религий – ислама, джайнизма, сикхизма. При этом и сами индуис-ты участвуют в праздничных торжествах, имеющих отношение
к неиндуистским религиям: так, справляются дни рождения гуру Нанака, Будды
Гаутамы, Джины Махавиры и другие праздники.