Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ИНДУИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философские на­правления, получившие развитие в рамках индуизма. Греческому термину «философия» в индийских тради­циях приблизительно соответствует термин «даршана» (санскр. — созерцание), который, впрочем, означает не философию вообще, а конкретную систему, школу мыс­ли. Наиболее распространенно деление школ индийс­кой философии на группы «астика» и «настика». После­дняя группа включает в себя неортодоксальные систе­мы, т. е. такие, которые отрицают высший авторитет вед, — буддизм, джайнизм, локаята и др. Первая группа является «ортодоксальной» и в этой связи совпадает с понятием И. ф. Непосредственные истоки И. ф., как и индийской философии в целом, обнаруживаются в эпо­хе духовного брожения сер. I тыс, до н. э. («шраманская эпоха»). Однако систематический вид различные шко­лы, охватываемые понятием И. ф., приобретают только в первые веках н. э. И. ф. (а также большинство школ настики) рассматривают философские вопросы в кон­тексте духовного освобождения, что сообщает ей явный сотериологический прагматизм. Эмпирический мир трактуется в целом как сфера страдания, от которого не­обходимо искать избавление. В рамках И. ф. выделяется множество систем (даршан), но обычно говорится о шести из них, представленных попарно: йога и санкхья, веданта и миманса, ньяя и вайшешика. Как традицион­но считается, все эти школы имели легендарных осно­вателей: соответственно, Патанджали, Калила, Бадарая-на, Джаймини, Готама и Канада. Каждому из этих осно­вателей (о которых ничего достоверно не известно) приписывается какой-либо ключевой для данной тра­диции текст, оформленный в жанре сутр — лаконич­ных прозаических высказываний. После появления сутр дальнейшее развитие системы происходило, как прави­ло, через различные комментарии, субкомментарии к этим сутрам и т. п. При этом все системы И. ф. развива­лись в тесном общении, в дискуссиях друг с другом, заимствуя или опровергая положения противной сторо­ны. Большое воздействие на развитие И. ф. оказала фи­лософия буддизма, основного оппонента И. ф. Школы И. ф. разрабатывают почти все основные дисциплины, характерные для развитого философского знания (хотя и не обозначенные терминологически): онтологию, тео­рию познания, логику, этику, эстетику. Эти дисциплины неразрывно связаны друг с другом; кроме того, онтоло­гия включает в себя также космологию и теологию, а эти­ка и эстетика коррелируют с сотериологией. Психологи­ческая проблематика также находит свое место в И. ф. По всей видимости, древнейшей из школ И. ф., восхо­дящей к добуддийской эпохе, является санкхья. Однако самый ранний из дошедших до нас текстов санкхьи да­тируется ок. 5 в. н. э. («Санкхья-карики» Ишваракриш-ны). Санкхья — дуалистическая школа; в ее учении вы­деляются две вечные первоосновы бытия: чистый не­подвижный дух, или душа (пуруша), и динамичная, незримая, тонкая первоматерия (пракрити). Пракрити состоит из трех гун (качеств), таких как саттва (свет, лег­кость), раджас (энергия, движение) и тамас (тьма, инер­тность). До создания мира гуны пребывают во внут­реннем самодвижении. Эволюция мира начинается с того, что под влиянием совокупности пуруш на гуны в последних (а следовательно, в пракрити, как таковой) происходит нарушение внутреннего динамического равновесия, и это заставляет пракрити выходить из своего изначального состояния и развертываться вов­не. Одна за другой из первоматерии вырабатываются невечные по своему характеру «ступени бытия» (тат-твы): махат (букв.великое, зародыш мирового це­лого; он соответствует также буддхи, или интеллекту­альному принципу), ахамкара (принцип самоидентифи­кации), рассудок, пять чувственных способностей, пять двигательных способностей, пять «тонких» элементов, наконец, пять первостихий. Всего насчитывается 25 таттв, включая пурушу и пракрити. После появления таттвы земли происходит образование эмпирического мира с участием бога-творца Брахмы. Изначально сво­бодные души (пуруши) оказываются заключены в со­зданный для них же универсум, формирующий про­странство их жизненного опыта. Освобождение души (кайвалья), происходящее в индивидуальном порядке, состоит в осознании ею того, что она внутренне не имеет ничего общего с этим миром опыта. Вопрос о бытии аб­солютного Бога классическая санкхья (перв. пол. I тыс. н. э.) оставляет открытым, в целом, понятие Бога не впи­сывается в ее построения. Однако с кон. I тыс. н. э., с на­растанием теистических тенденций в И. ф., санкхья при­нимает это понятие и определяет Богу роль связующе­го начала между пракрити и пурушей. Источниками познания санкхья считает восприятие, вывод и авторитетное свидетельство. Философия санкхьи оказала существенное влияние на мировоззрение эпохи, отра­женное в литературе смрити, особенно в пуранахн дхармашастрах. Онтология (с оговорками) и теория позна­ния санкхьи признаются в йоге Патанджали. Школа миманса разрабатывает проблематику ритуальных дей­ствий и других вопросов, смежных с ними. Эта школа может считаться систематическим оформлением и за­вершением ритуаловедческой дисциплины, уходящей корнями в эпоху раннего брахманизма. Подлинное уче­ние вед, согласно мимансе, касается ритуальной дея­тельности; любые метафизические идеи в ведах долж­ны рассматриваться именно в контексте ритуала. Риту­ал — наивысшая форма существования человека. Бескорыстное совершение ритуала наращивает в его участниках особую потенцию (апурва), которая впо­следствии, после смерти, помогает им обретать сваргу, т. е. «небеса». Школа миманса большое внимание уде­ляет вопросам гносеологии. Традиционную пару ми­мансе составляет школа веданта. Школа ньяя делает акцент на разработке эпистемологической и логичес­кой проблематики. Среди 16 основных объектов ана­лиза (падартхи) важнейшим является логический вы­вод (анумана). Помимо вывода, ньяя выдвигает и та­кие источники правильного познания, как восприятие, авторитетное свидетельство и сравнение. С помощью логических умозаключений человек может очистить свое сознание и тем самым подготовиться к обрете­нию освобождения. Ньяя старается логически доказать существование высшего божества. Классическими ста­ли аргументы, выдвинутые мыслителем Удаяной (10 в.) в «Кусуманджали», в т. ч. следующие: 1) всякое след­ствие имеет свою причину; все вещи мира являются следствиями, предполагающими наличие некоей ра­зумной причины; этой причиной может быть только Бог; 2) существует «незримая» сила (адришта), состоя­щая из последствий благих и неблагих действий (см. Карма); адришта функционирует целесообразно, хотя по своему характеру эта сила слепа; целесообраз­ность же ей придает Бог. Плюралистическая школа вай-шешика, разрабатывая в первую очередь онтологиче­ские вопросы, сосредоточивается на осмыслении не­скольких важнейших категорий (шесть относятся к бытию: субстанция, качество, движение, общее, особен­ное, внутренне присущее; одна составляет небытие). Наиболее значима категория субстанции, которая име­ет девять видов, а именно: четыре первостихии (воз­дух, огонь, вода и земля), особое психофизическое про­странство (акаша), время, пространство, рассудок и душа. Все субстанции являются вечными, неизменны­ми, неделимыми первоначалами. Среди душ высшей признается Бог. Первостихии состоят из материальных атомов, неподвижных самих по себе. По отноше­нию к атомам Бог выступает в качестве своеобразного «перводвигателя». Непосредственно перед началом но­вого космического цикла Бог направляет силу адриш-ты на атомы, выводя их из неподвижного состояния. Атомы приходят в движение, собираются в группы, образуют различные комбинации. Из атомов земли и света (огня) возникает зародыш Вселенной (брахман-да); высший Бог помещает в него душу бога-творца Брахмы, которому поручается задача непосредствен­ного творения (оформления) универсума. По завер­шении стадии существования мира Брахма покидает свое тело, материальные части универсума распадают­ся на атомы; изолированные друг от друга души «за­мирают» в ожидании нового «толчка». В позднее Сред­невековье происходит упадок классической И. ф., и из всех шести школ значимость сохраняет только ве­данта.

СВ. Пахомов

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz