Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ — философские
направления, получившие развитие в рамках индуизма. Греческому
термину «философия» в индийских традициях приблизительно соответствует термин
«даршана» (санскр. — созерцание), который, впрочем, означает не философию
вообще, а конкретную систему, школу мысли. Наиболее распространенно
деление школ индийской философии на группы «астика» и «настика». Последняя
группа включает в себя неортодоксальные системы, т. е. такие, которые отрицают
высший авторитет вед, — буддизм, джайнизм, локаята и др. Первая группа
является «ортодоксальной» и в этой связи совпадает с понятием И. ф.
Непосредственные истоки И. ф., как и индийской философии
в целом, обнаруживаются в эпохе духовного брожения сер. I тыс, до н. э. («шраманская эпоха»). Однако систематический вид различные школы,
охватываемые понятием И. ф., приобретают только в первые веках
н. э. И. ф. (а также большинство школ настики) рассматривают философские
вопросы в контексте духовного освобождения, что сообщает ей явный сотериологический
прагматизм. Эмпирический мир трактуется в целом как сфера страдания, от
которого необходимо искать избавление. В рамках И. ф. выделяется множество
систем (даршан), но обычно говорится о шести из них, представленных попарно: йога
и санкхья, веданта и миманса, ньяя и вайшешика. Как
традиционно считается, все эти школы имели легендарных основателей: соответственно,
Патанджали, Калила, Бадарая-на, Джаймини, Готама и Канада. Каждому из этих основателей
(о которых ничего достоверно не известно) приписывается какой-либо ключевой для
данной традиции текст, оформленный в жанре сутр — лаконичных прозаических
высказываний. После появления сутр дальнейшее развитие системы происходило, как
правило, через различные комментарии, субкомментарии к этим сутрам и т. п. При
этом все системы И. ф. развивались в тесном общении, в дискуссиях друг с
другом, заимствуя или опровергая положения противной стороны. Большое
воздействие на развитие И. ф. оказала философия буддизма, основного
оппонента И. ф. Школы И. ф. разрабатывают почти все основные дисциплины,
характерные для развитого философского знания (хотя и не обозначенные
терминологически): онтологию, теорию познания, логику, этику, эстетику. Эти
дисциплины неразрывно связаны друг с другом; кроме того, онтология включает в себя
также космологию и теологию, а этика и эстетика коррелируют с сотериологией.
Психологическая проблематика также находит свое место в И. ф. По всей
видимости, древнейшей из школ И. ф., восходящей к добуддийской эпохе, является
санкхья. Однако самый ранний из дошедших до нас
текстов санкхьи датируется ок. 5 в. н. э. («Санкхья-карики» Ишваракриш-ны).
Санкхья — дуалистическая школа; в ее учении выделяются две вечные первоосновы
бытия: чистый неподвижный дух, или душа (пуруша), и динамичная,
незримая, тонкая первоматерия (пракрити). Пракрити состоит из трех гун
(качеств), таких как саттва (свет, легкость), раджас (энергия, движение) и
тамас (тьма, инертность). До создания мира гуны пребывают во внутреннем
самодвижении. Эволюция мира начинается с того, что под влиянием совокупности
пуруш на гуны в последних (а следовательно, в
пракрити, как таковой) происходит нарушение внутреннего динамического
равновесия, и это заставляет пракрити выходить из своего изначального состояния
и развертываться вовне. Одна за другой из первоматерии вырабатываются невечные
по своему характеру «ступени бытия» (тат-твы): махат (букв.
— великое, зародыш мирового целого; он соответствует
также буддхи, или интеллектуальному принципу), ахамкара (принцип самоидентификации),
рассудок, пять чувственных способностей, пять двигательных способностей, пять
«тонких» элементов, наконец, пять первостихий. Всего насчитывается 25 таттв,
включая пурушу и пракрити. После появления таттвы земли происходит образование
эмпирического мира с участием бога-творца Брахмы. Изначально свободные души
(пуруши) оказываются заключены в созданный для них же
универсум, формирующий пространство их жизненного опыта. Освобождение души
(кайвалья), происходящее в индивидуальном порядке, состоит в осознании ею того, что она внутренне не имеет ничего общего с этим
миром опыта. Вопрос о бытии абсолютного Бога классическая
санкхья (перв. пол. I тыс. н. э.) оставляет открытым, в целом, понятие Бога не вписывается
в ее построения. Однако с кон. I тыс. н. э., с нарастанием теистических тенденций в И. ф.,
санкхья принимает это понятие и определяет Богу роль связующего начала между
пракрити и пурушей. Источниками познания санкхья считает восприятие, вывод и
авторитетное свидетельство. Философия санкхьи оказала существенное влияние на
мировоззрение эпохи, отраженное в литературе смрити, особенно в пуранахн дхармашастрах.
Онтология (с оговорками) и теория познания санкхьи признаются в йоге
Патанджали. Школа миманса разрабатывает проблематику ритуальных действий и других
вопросов, смежных с ними. Эта школа может считаться систематическим оформлением
и завершением ритуаловедческой дисциплины, уходящей корнями в эпоху раннего брахманизма.
Подлинное учение вед, согласно мимансе, касается
ритуальной деятельности; любые метафизические идеи в ведах должны
рассматриваться именно в контексте ритуала. Ритуал — наивысшая форма
существования человека. Бескорыстное совершение ритуала наращивает в его
участниках особую потенцию (апурва), которая впоследствии, после смерти, помогает
им обретать сваргу, т. е. «небеса». Школа миманса большое внимание уделяет
вопросам гносеологии. Традиционную пару мимансе
составляет школа веданта. Школа ньяя делает акцент на разработке
эпистемологической и логической проблематики. Среди 16 основных объектов анализа
(падартхи) важнейшим является логический вывод (анумана). Помимо вывода, ньяя
выдвигает и такие источники правильного познания, как восприятие, авторитетное
свидетельство и сравнение. С помощью логических умозаключений человек может
очистить свое сознание и тем самым подготовиться к обретению освобождения.
Ньяя старается логически доказать существование высшего божества. Классическими стали аргументы, выдвинутые мыслителем Удаяной (10
в.) в «Кусуманджали», в т. ч. следующие: 1) всякое следствие имеет свою
причину; все вещи мира являются следствиями, предполагающими наличие некоей разумной
причины; этой причиной может быть только Бог; 2) существует «незримая»
сила (адришта), состоящая из последствий благих и неблагих действий (см. Карма);
адришта функционирует целесообразно, хотя по своему характеру эта сила
слепа; целесообразность же ей придает Бог. Плюралистическая школа вай-шешика,
разрабатывая в первую очередь онтологические вопросы, сосредоточивается на
осмыслении нескольких важнейших категорий (шесть относятся к бытию:
субстанция, качество, движение, общее, особенное, внутренне присущее; одна
составляет небытие). Наиболее значима категория субстанции, которая имеет
девять видов, а именно: четыре первостихии (воздух, огонь, вода и земля),
особое психофизическое пространство (акаша), время, пространство, рассудок и
душа. Все субстанции являются вечными, неизменными, неделимыми первоначалами.
Среди душ высшей признается Бог. Первостихии состоят из материальных атомов, неподвижных
самих по себе. По отношению к атомам Бог выступает в качестве своеобразного
«перводвигателя». Непосредственно перед началом нового космического цикла Бог
направляет силу адриш-ты на атомы, выводя их из неподвижного состояния. Атомы
приходят в движение, собираются в группы, образуют различные комбинации. Из
атомов земли и света (огня) возникает зародыш Вселенной (брахман-да);
высший Бог помещает в него душу бога-творца Брахмы, которому поручается задача
непосредственного творения (оформления) универсума. По завершении стадии
существования мира Брахма покидает свое тело, материальные части универсума
распадаются на атомы; изолированные друг от друга души «замирают» в ожидании
нового «толчка». В позднее Средневековье происходит упадок классической
И. ф., и из всех шести школ значимость сохраняет только веданта.
СВ. Пахомов