Индуистская община - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИНДУИСТСКАЯ ОБЩИНА — социальная органи­зация в индуизме имеющая свою специфику. Последняя обусловлена отсутствием института церкви как центра­лизованного религиозного механизма. В рамках индуi изма существует множество децентрированных, само­достаточных и полуизолированных общественных структур, не связанных друг с другом организационно. Разделение этих структур («общин») происходит не только по конфессиональному (поклонники Шивы, Вишну и т. д.), но и по кастовому признаку, причем последний является определяющим. Минимальную И. о. образует традиционная индуистская семья, члены ко­торой поклоняются тем или иным индуистским боже­ствам и совершают предписанные ритуалы (см. Инду­истские ритуалы), включая обряды жизненного цик­ла (санскары). Выходя замуж, женщина начинает почитать тех божеств, которых почитает ее супруг. Сре­ди объектов культа есть и куладэвата (семейное боже­ство), покровительствующее всей семье. Определенное количество индуистских семей составляет конкретную касту, которую тоже отчасти можно рассматривать как И. о. (см. Варнашрама). В кастах и подобных им струк­турах религиозные аспекты жизни органично вплете­ны в ткань повседневного существования. Посещение храма с целью лицезрения священного изображения, подношение пищи божествам, духам, святым и др., ре­цитация фрагментов священных текстов, мантр, мо­литв, соблюдение постов, отправление различных об­рядов, участие в религиозных празднествах (см. Ин­дуистские праздники) — таковы основные формы проявления религиозной активности в подобной об­щине. Как правило, здесь превалирует политеизм. Храм часто становится местом собраний И. о,, на ко­торых ее члены решают различные проблемы, впро­чем, не всегда имеющие отношение к религии. Формы выражения религиозной деятельности варьируют от одной общины к другой. С большей интенсивностью религиозная жизнь протекает в тех общинах, которые демонстрируют отказ от кастовой обусловленности. Таковы И. о., провозглашающие приоритет бхакти. Члены «бхактической» общины, выходцы из самых разных социальных слоев, чаще собираются вместе в религиозных целях, восхваляя своего Бога (здесь про­слеживается четкая тенденция к монотеизму), и стара­ются преданно служить ему в соответствии со своими силами и возможностями. Нередко вся жизнь таких преданных (бхактов) расценивается как служение выс­шему Богу. Различные религиозные церемонии, да и просто выражение религиозных чувств в стиле бхакти в значительной степени помогают сплачивать общи­ну. Члены подобных общин равны перед Богом, одна­ко там есть и явная иерархия, связанная со степенью устремленности членов общины к Богу: чем больше ве­рующий направлен на Бога, тем выше его авторитет, доходящий до деификации. Харизматические (см. Хариз­ма) лидеры «бхактических» общин нередко становятся объектами культа. Так, Шри Чайтанья, основоположник движения бенгальского вайшнавизма и создатель об­щины поклонников Кришны сначала в Навадвипе (Бенгалия), а потом и в других регионах Индии, стал восприниматься как обоюдное воплощение Кришны и его супруги Радхи. В кастовом индуизме во главе общинной иерархии стоят брахманы, которым ока­зывают почтение (зачастую как воплощенным боже­ствам) на основании факта их рождения в семье брах­манов. Именно брахманы чаще всего руководят про­ведением домашних и храмовых ритуалов. Мужская часть таких И. о. занимает в целом более привилеги­рованное положение, чем женская. Особую религиоз­ную группу образует монашество. Монахи (авадхута, саньяси) принимают полное отречение от мирских ценностей и привязанностей, однако при этом могут сохранять связь с общиной, служа примером религи­озного идеала, к которому должен стремиться каждый ее представитель.

СВ. Пахомов