Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКАЯ
ОБЩИНА — социальная
организация в индуизме имеющая свою специфику. Последняя обусловлена
отсутствием института церкви как централизованного религиозного
механизма. В рамках индуi изма существует множество
децентрированных, самодостаточных и полуизолированных общественных структур,
не связанных друг с другом организационно. Разделение этих
структур («общин») происходит не только по конфессиональному (поклонники Шивы,
Вишну и т. д.), но и по кастовому признаку, причем последний является
определяющим. Минимальную И. о. образует
традиционная индуистская семья, члены которой поклоняются тем или иным
индуистским божествам и совершают предписанные ритуалы (см. Индуистские
ритуалы), включая обряды жизненного цикла (санскары). Выходя замуж,
женщина начинает почитать тех божеств, которых почитает ее супруг. Среди
объектов культа есть и куладэвата (семейное божество), покровительствующее
всей семье. Определенное количество индуистских семей составляет конкретную
касту, которую тоже отчасти можно рассматривать как И. о. (см. Варнашрама). В
кастах и подобных им структурах религиозные аспекты жизни органично вплетены
в ткань повседневного существования. Посещение храма с целью лицезрения священного
изображения, подношение пищи божествам, духам, святым и др., рецитация
фрагментов священных текстов, мантр, молитв, соблюдение постов, отправление
различных обрядов, участие в религиозных празднествах (см. Индуистские
праздники) — таковы основные формы проявления религиозной активности в
подобной общине. Как правило, здесь превалирует политеизм. Храм часто
становится местом собраний И. о,, на которых ее члены
решают различные проблемы, впрочем, не всегда имеющие отношение к религии. Формы
выражения религиозной деятельности варьируют от одной общины к другой. С
большей интенсивностью религиозная жизнь протекает в тех общинах, которые
демонстрируют отказ от кастовой обусловленности. Таковы
И. о., провозглашающие приоритет бхакти. Члены «бхактической» общины,
выходцы из самых разных социальных слоев, чаще собираются вместе в религиозных
целях, восхваляя своего Бога (здесь прослеживается четкая тенденция к монотеизму),
и стараются преданно служить ему в соответствии со своими силами и
возможностями. Нередко вся жизнь таких преданных
(бхактов) расценивается как служение высшему Богу. Различные религиозные
церемонии, да и просто выражение религиозных чувств в стиле
бхакти в значительной степени помогают сплачивать общину. Члены подобных общин
равны перед Богом, однако там есть и явная иерархия,
связанная со степенью устремленности членов общины к Богу: чем больше верующий
направлен на Бога, тем выше его авторитет, доходящий до деификации. Харизматические
(см. Харизма) лидеры «бхактических» общин нередко становятся объектами
культа. Так, Шри Чайтанья, основоположник движения бенгальского
вайшнавизма и создатель общины поклонников Кришны сначала в Навадвипе
(Бенгалия), а потом и в других регионах Индии, стал восприниматься как обоюдное
воплощение Кришны и его супруги Радхи. В кастовом индуизме во главе общинной
иерархии стоят брахманы, которым оказывают почтение (зачастую как
воплощенным божествам) на основании факта их рождения в семье брахманов. Именно
брахманы чаще всего руководят проведением домашних и храмовых ритуалов.
Мужская часть таких И. о. занимает в целом более
привилегированное положение, чем женская. Особую религиозную группу образует монашество.
Монахи (авадхута, саньяси) принимают полное отречение от мирских ценностей
и привязанностей, однако при этом могут сохранять связь с общиной, служа
примером религиозного идеала, к которому должен стремиться каждый ее представитель.
СВ. Пахомов