Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИСТСКАЯ
МИФОЛОГИЯ — комплекс
мифологических представлений, развивавшихся примерно с кон. I тыс. до н. э. в
рамках индуизма. Генетически И. м. восходит к ведическо-брахманистской мифологии,
трансформировавшейся под воздействием местных неарийских верований.
Наилучшим образом И. м. отражена в индийском эпосе («Махабхарата», «Рамаяна»)
и в пуранах. Пантеон божеств в И. м. претерпел изменения по
сравнению с периодом, предшествующим развитому индуизму. Божества, доминировавшие
в эпоху «Ригведы» (Индра, Варуна, Агни и др.), уже с поздневедийского этапа
отходят на задний план, становятся второстепенными. Так, хранитель космического
закона-риты Варуна превращается в морское божество, не имеющее особого
значения; Индра утрачивает главенство над всем пантеоном, с ним преимущественно
ассоциируются функции подателя дождя и покровительства кшатриям. Сохраняя
титул «царя богов», Индра стоит во главе группы локапал, или хранителей сторон
света, в которую входят: сам Индра (управляет востоком), Варуна (западом),Яма (югом),сравнительно поздний бог богатства Кубера
(севером), Сурья (юго-западом), Агни (юго-востоком), Ваю (северо-западом) и Сома
(северо-востоком). Признанным главой всего пантеона уже с позднебрахманистского
периода считается бог-творец Брахма, с одной стороны, вытеснивший в этой
функции поздневедического бога Праджа-пати, а с другой — отождествившийся с
ним. С Брахмой связаны различные версии создания мира. По одной из них, в
первозданных космических водах появляется «яйцо Брахмы», зародыш Вселенной
(брахманда). В нем сам собой рождается Брахма. Из скорлупы яйца он созидает Вселенную.
Сотворив мир, бог отдает различные сферы мира в управление своим божественным
потомкам, устанавливает дхарму и различные социальные институты,
включая систему варн, начинает отсчет времени, а также создает смерть,
спасающую мир от перенаселения. Он ставит Индру царем над всеми богами. Позднее,
в развитом индуизме, образ Брахмы претерпевает изменения: он превращается во
вторичного демиурга, который творит Вселенную по указанию высшего Бога. В
образе этого высшего Бога чаще всего фигурируют Вишну (в вишнуизме) или
Шива (в шиваизме). С этими божествами, а также с их окружением связано
множество мифов и сказаний, что дает основание различать вишнуитскую и
шиваитскую мифологию. В первую включены мифы не только о самом Вишну, но и о
его аватарах («нисхождениях»), или проявлениях бога ради какой-либо
высокой нравственной цели. Выделяются чаще всего десять аватар, особенно
обширны и популярны мифологические циклы, относящиеся к Кришне
(«Бхагавата-пурана», «Хариванша») и Раме («Рамаяна»). В целом, Вишну в
мифологии предстает как благожелательное и могучее божество, в критический
момент приходящее на помощь людям или другим существам. Вишну (не как абсолютное
божество) входит в состав мифологической триады (тримурти), двумя другими членами
которой являются Брахма и Шива. За каждым из них закреплены отдельные
функции: Брахма творит мир, Вишну его сохраняет, Шива разрушает. В образах этих
божеств персонифицированы различные этапы существования универсума. С Шивой ассоциируется прежде всего его супруга, богиня Парвати
(Дэви, Дурга и т. п.), объект отдельного культа (см. Шактизм). Сыновьями
Шивы считаются Ганеша и Сканда. Слоновоголовый бог Ганеша, покровитель наук и
искусств, устранитель препятствий, — относительно позднее божество в индуизме,
культ которого устанавливается с сер. I тыс. н. э. Мифология божества войны Сканды (он же Кумара, Карттикея)
развивается уже в «Махабхара-те», причем его образ
впитывает элементы образов Агни и ряда других божеств. Среди остальных божеств
можно упомянуть бога любви Каму, богиню красноречия и образования Сарасвати,
обезьяньего бога Ханумана, Дакшу, Брихаспати, Шукру, Химават, Дхарму и др. Индуистские
божества по сравнению с ведийскими более
антропоморфны. Тела их источают сияние, они носят неувядаемые цветочные
гирлянды; они не мигают, не отбрасывают тени и не касаются ногами земли. У каждого божества есть своя вахана, или средство передвижения в
виде какого-либо живого существа: у Шивы — бык, у Вишну — Гаруда, исполинский
орел с человеческими чертами лица, у Дэви — лев, у Ганеши — мышь, у Сканды —
павлин, у Куберы — человек и т. п. Мужские божества, как правило, имеют божественных
супруг или подруг (Вишну и Лакшми, Кришна и Радха, Кама и Рати и т. п.).
Помимо мифов о божествах, огромный пласт И. м. составляют мифологические
сказания о многочисленных полубогах и духах, героях и мудрецах, животных и
растениях и т. п. Среди них этих существ есть как отрицательные, демонические
по своей природе, так и положительные персонажи. Так, в
разряд демонов и злых духов входят: воинственные асуры,
постоянно конфликтующие с богами (среди асуров, в свою очередь, выделяются
дайтьи и данавы, причем они далеко не всегда описываются как злодеи); ракшасы —
жестокие и омерзительные людоеды (среди наиболее известных — царь Ланки
Равана, антигерой «Рамаяны», соперник Рамы); пишачи, обитающие на кремационных
площадках, пожирающие трупы и соперничающие с духами предков (питри);
бхуты, веталы, преты, праматхи, кабандхи и т. д. Разряд положительных (или
нейтральных) существ столь же обширен. К ним
относятся, напр., якши и якшини — слуги бога богатства Куберы, духи плодородия.
На небесах живут гандхарвы, услаждающие слух богов игрой
на музыкальных инструментах. Супругами гандхарвов являются сладострастные
красавицы апсары; распространенный мотив в мифах — нисхождение апсары на землю
по указанию Индры с целью отвлечь аскета от совершения своих подвигов. По своим
функциям на гандхарвов похожи киннары, существа с конскими головами. Есть также гухьяки, полукони-полуптицы; видьядхары, живущие в
небесных городах и способные мгновенно переноситься по воздуху с большой
скоростью; наги, мудрые змееподобные духи, обитающие в подземных поселениях и
охраняющие сокровища; сиддхи, существа со сверхъестественными способностями;
мудрецы-риши, которые по своему могуществу зачастую стоят выше многих божеств
(напр., Кашьяпа) и даже в ряде версий выступающие их прародителями. Риши
Нарада выступает в роли посланника богов. Почти все персонажи индуистского
пантеона способны изменять свой облик по собственному желанию. Во многих мифах
фигурируют животные, особенно часто корова. Так, корова Камадхену Дарует владельцу исполнение любых желаний. Кроме того,
есть мифология растений (особенно таких, как ньягродха и ашваттха), скал и гор
(Кайласа, Гималаи, Меру), водоемов (озеро Манаса), рек (Ганг, Ямуна), городов
(Бенарес). Очень многие мифологические сюжеты затрагивают общую тему борьбы
между силами добра и зла или между божественными и демоническими воинствами.
Популярен также миф о пахтанье Молочного океана с целью добыть напиток
бессмертия (амри-та): боги и асуры мутовкой (горой Меру) взбалтывают Мировой
океан, из вод которого появляются различные ценные вещества и существа, в т. ч. амрита. Частый мифологический мотив — получение
йогином или аскетом за свои подвиги какого-либо великого дара (напр.,
неуязвимости) от бога Брахмы, что влечет за собой различные драматические
ситуации. Проклятие задетого кем-то или чем-то мудреца — тоже распространенный
мифологический мотив. С т. зр. И. м., мир представляет собой гигантскую и
замкнутую структуру (брахманда), количество уровней (бхувана) которой варьирует
от 3 до 21; чаще всего насчитывается 14. Чем выше уровень, тем прекраснее и
длительнее в нем жизнь. В своей совокупности надземные сферы образуют сваргу
(букв. — небеса), или рай. На
самом высоком уровне располагаются чертоги Брахмы. Срединный уровень этой
Макрокосмической структуры — земля, имеющая плоскую форму и окруженная Мировым
океаном. Посреди земли возвышается священная гора Меру, вокруг нее четыре (или
семь) «континентов» (двипа) и такое же количество океанов разного размера.
Главным из этих «континентов» является Джамбуд-випа. Меру — это мировая ось,
она пронизывает всю надземную часть брахманды; вокруг нее вращаются Солнце,
Луна и звезды. Ниже земли находятся ады (на-рака), в которых за совершенные в
предыдущем существовании преступления отбывают наказания различные существа.
Под наракой, поддерживая всю структуру брахманды, покоится гигантский змей
Шеша. Параллельно нараке находится подземный мир нагов. В развитой И. М.
появляется идея множественности миров, объединенных в единый вселенский универсум.
Мифологичны и представления о времени. Обозримая «историческая» эпоха
распадается на четыре временных отрезка неравной длины (юга), следующих друг за другом начиная с «истинного века» (сатья-юга), или
«века высокого благочестия и нравственности», и заканчивая «веком полного
падения истины», периодом злосчастья (кали-юга), в котором пребывает современное
человечество. Кали-юга — самая краткая из всех прочих юг, хотя и она длится 4
320 тыс. земных лет, после чего спустя зоны космического «безвременья» снова
наступает сатья-юга. Четыре юги (чатуръюга) образуют одну великую югу
(махаюга). Тысяча таких махаюг формирует одну кальпу, или «день Брахмы»; по
истечении этого «дня» таившийся в глубинах океана огонь в облике кобыльей пасти
поглощает весь мир, который тем самым растворяется в Брахме. Столько же времени
длится и «ночь Брахмы». Циклы «растворения» и нового творения следуют друг за
другом в строгой последовательности. Всего Брахма живет 100 «своих» лет, по
истечении которых он умирает и уже сам растворяется в абсолютном божестве. Но
через определенное время это божество порождает нового Брахму, который
созидает новую Вселенную. Мифологические представления индуистов оказали
существенное влияние на буддийские и джайнские мифологические схемы. И. м.
стала неисчерпаемым источником творческого вдохновения для авторов
многочисленных произведений в разных областях искусства и литературы. Кроме
того, И. м. повлияла на мифологию сопредельных с Индией регионов, включая
страны Юго-Вост. Азии, Шри-Ланку, Непал, отчасти области Центральной Азии и
Дальнего Востока.
СВ. Пахомов