Индуистская мифология - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ — комплекс мифо­логических представлений, развивавшихся примерно с кон. I тыс. до н. э. в рамках индуизма. Генетически И. м. восходит к ведическо-брахманистской мифологии, трансформировавшейся под воздействием местных неарийских верований. Наилучшим образом И. м. от­ражена в индийском эпосе («Махабхарата», «Рамая­на») и в пуранах. Пантеон божеств в И. м. претерпел изменения по сравнению с периодом, предшествую­щим развитому индуизму. Божества, доминировавшие в эпоху «Ригведы» (Индра, Варуна, Агни и др.), уже с поздневедийского этапа отходят на задний план, ста­новятся второстепенными. Так, хранитель космическо­го закона-риты Варуна превращается в морское боже­ство, не имеющее особого значения; Индра утрачивает главенство над всем пантеоном, с ним преимуществен­но ассоциируются функции подателя дождя и покро­вительства кшатриям. Сохраняя титул «царя богов», Индра стоит во главе группы локапал, или хранителей сторон света, в которую входят: сам Индра (управляет востоком), Варуна (западом)ма (югом),сравнитель­но поздний бог богатства Кубера (севером), Сурья (юго-западом), Агни (юго-востоком), Ваю (северо-западом) и Сома (северо-востоком). Признанным главой всего пантеона уже с позднебрахманистского периода счи­тается бог-творец Брахма, с одной стороны, вытеснив­ший в этой функции поздневедического бога Праджа-пати, а с другой — отождествившийся с ним. С Брахмой связаны различные версии создания мира. По одной из них, в первозданных космических водах появляет­ся «яйцо Брахмы», зародыш Вселенной (брахманда). В нем сам собой рождается Брахма. Из скорлупы яйца он созидает Вселенную. Сотворив мир, бог отдает раз­личные сферы мира в управление своим божествен­ным потомкам, устанавливает дхарму и различные со­циальные институты, включая систему варн, начинает отсчет времени, а также создает смерть, спасающую мир от перенаселения. Он ставит Индру царем над всеми богами. Позднее, в развитом индуизме, образ Брахмы претерпевает изменения: он превращается во вторич­ного демиурга, который творит Вселенную по указа­нию высшего Бога. В образе этого высшего Бога чаще всего фигурируют Вишну (в вишнуизме) или Шива (в шиваизме). С этими божествами, а также с их окру­жением связано множество мифов и сказаний, что дает основание различать вишнуитскую и шиваитскую ми­фологию. В первую включены мифы не только о са­мом Вишну, но и о его аватарах («нисхождениях»), или проявлениях бога ради какой-либо высокой нрав­ственной цели. Выделяются чаще всего десять аватар, особенно обширны и популярны мифологические циклы, относящиеся к Кришне («Бхагавата-пурана», «Хариванша») и Раме («Рамаяна»). В целом, Вишну в мифологии предстает как благожелательное и могучее божество, в критический момент приходящее на по­мощь людям или другим существам. Вишну (не как абсолютное божество) входит в состав мифологиче­ской триады (тримурти), двумя другими членами кото­рой являются Брахма и Шива. За каждым из них за­креплены отдельные функции: Брахма творит мир, Вишну его сохраняет, Шива разрушает. В образах этих божеств персонифицированы различные этапы суще­ствования универсума. С Шивой ассоциируется преж­де всего его супруга, богиня Парвати (Дэви, Дурга и т. п.), объект отдельного культа (см. Шактизм). Сыно­вьями Шивы считаются Ганеша и Сканда. Слоновоголовый бог Ганеша, покровитель наук и искусств, устранитель препятствий, — относительно позднее боже­ство в индуизме, культ которого устанавливается с сер. I тыс. н. э. Мифология божества войны Сканды (он же Кумара, Карттикея) развивается уже в «Махабхара-те», причем его образ впитывает элементы образов Агни и ряда других божеств. Среди остальных божеств мож­но упомянуть бога любви Каму, богиню красноречия и образования Сарасвати, обезьяньего бога Ханумана, Дакшу, Брихаспати, Шукру, Химават, Дхарму и др. Ин­дуистские божества по сравнению с ведийскими бо­лее антропоморфны. Тела их источают сияние, они носят неувядаемые цветочные гирлянды; они не ми­гают, не отбрасывают тени и не касаются ногами зем­ли. У каждого божества есть своя вахана, или сред­ство передвижения в виде какого-либо живого суще­ства: у Шивы — бык, у Вишну — Гаруда, исполинский орел с человеческими чертами лица, у Дэви — лев, у Ганеши — мышь, у Сканды — павлин, у Куберы — че­ловек и т. п. Мужские божества, как правило, имеют божественных супруг или подруг (Вишну и Лакшми, Кришна и Радха, Кама и Рати и т. п.). Помимо мифов о божествах, огромный пласт И. м. составляют мифоло­гические сказания о многочисленных полубогах и ду­хах, героях и мудрецах, животных и растениях и т. п. Среди них этих существ есть как отрицательные, демо­нические по своей природе, так и положительные пер­сонажи. Так, в разряд демонов и злых духов входят: во­инственные асуры, постоянно конфликтующие с бога­ми (среди асуров, в свою очередь, выделяются дайтьи и данавы, причем они далеко не всегда описываются как злодеи); ракшасы — жестокие и омерзительные людо­еды (среди наиболее известных — царь Ланки Равана, антигерой «Рамаяны», соперник Рамы); пишачи, оби­тающие на кремационных площадках, пожирающие трупы и соперничающие с духами предков (питри); бхуты, веталы, преты, праматхи, кабандхи и т. д. Разряд положительных (или нейтральных) существ столь же обширен. К ним относятся, напр., якши и якшини — слуги бога богатства Куберы, духи плодородия. На не­бесах живут гандхарвы, услаждающие слух богов иг­рой на музыкальных инструментах. Супругами гандхарвов являются сладострастные красавицы апсары; распространенный мотив в мифах — нисхождение апсары на землю по указанию Индры с целью отвлечь аскета от совершения своих подвигов. По своим функ­циям на гандхарвов похожи киннары, существа с кон­скими головами. Есть также гухьяки, полукони-полу­птицы; видьядхары, живущие в небесных городах и способные мгновенно переноситься по воздуху с боль­шой скоростью; наги, мудрые змееподобные духи, оби­тающие в подземных поселениях и охраняющие со­кровища; сиддхи, существа со сверхъестественными способностями; мудрецы-риши, которые по своему могуществу зачастую стоят выше многих божеств (напр., Кашьяпа) и даже в ряде версий выступающие их прародителями. Риши Нарада выступает в роли по­сланника богов. Почти все персонажи индуистского пантеона способны изменять свой облик по собствен­ному желанию. Во многих мифах фигурируют живот­ные, особенно часто корова. Так, корова Камадхену Да­рует владельцу исполнение любых желаний. Кроме того, есть мифология растений (особенно таких, как ньягродха и ашваттха), скал и гор (Кайласа, Гималаи, Меру), водоемов (озеро Манаса), рек (Ганг, Ямуна), городов (Бенарес). Очень многие мифологические сюжеты зат­рагивают общую тему борьбы между силами добра и зла или между божественными и демоническими во­инствами. Популярен также миф о пахтанье Молочно­го океана с целью добыть напиток бессмертия (амри-та): боги и асуры мутовкой (горой Меру) взбалтывают Мировой океан, из вод которого появляются различ­ные ценные вещества и существа, в т. ч. амрита. Частый мифологический мотив — получение йогином или аскетом за свои подвиги какого-либо великого дара (напр., неуязвимости) от бога Брахмы, что влечет за собой различные драматические ситуации. Проклятие задетого кем-то или чем-то мудреца — тоже распро­страненный мифологический мотив. С т. зр. И. м., мир представляет собой гигантскую и замкнутую структуру (брахманда), количество уровней (бхувана) которой варьирует от 3 до 21; чаще всего насчитывается 14. Чем выше уровень, тем прекраснее и длительнее в нем жизнь. В своей совокупности надземные сферы обра­зуют сваргу (букв.небеса), или рай. На самом высо­ком уровне располагаются чертоги Брахмы. Срединный уровень этой Макрокосмической структуры — земля, имеющая плоскую форму и окруженная Мировым оке­аном. Посреди земли возвышается священная гора Меру, вокруг нее четыре (или семь) «континентов» (двипа) и такое же количество океанов разного разме­ра. Главным из этих «континентов» является Джамбуд-випа. Меру — это мировая ось, она пронизывает всю надземную часть брахманды; вокруг нее вращаются Солнце, Луна и звезды. Ниже земли находятся ады (на-рака), в которых за совершенные в предыдущем суще­ствовании преступления отбывают наказания различ­ные существа. Под наракой, поддерживая всю структу­ру брахманды, покоится гигантский змей Шеша. Параллельно нараке находится подземный мир нагов. В развитой И. М. появляется идея множественности миров, объединенных в единый вселенский универсум. Мифологичны и представления о времени. Обо­зримая «историческая» эпоха распадается на четыре временных отрезка неравной длины (юга), следующих друг за другом начиная с «истинного века» (сатья-юга), или «века высокого благочестия и нравственности», и заканчивая «веком полного падения истины», перио­дом злосчастья (кали-юга), в котором пребывает совре­менное человечество. Кали-юга — самая краткая из всех прочих юг, хотя и она длится 4 320 тыс. земных лет, после чего спустя зоны космического «безвременья» снова наступает сатья-юга. Четыре юги (чатуръюга) образуют одну великую югу (махаюга). Тысяча таких махаюг формирует одну кальпу, или «день Брахмы»; по истечении этого «дня» таившийся в глубинах океана огонь в облике кобыльей пасти поглощает весь мир, который тем самым растворяется в Брахме. Столько же времени длится и «ночь Брахмы». Циклы «растворе­ния» и нового творения следуют друг за другом в стро­гой последовательности. Всего Брахма живет 100 «своих» лет, по истечении которых он умирает и уже сам растворяется в абсолютном божестве. Но через опреде­ленное время это божество порождает нового Брахму, который созидает новую Вселенную. Мифологические представления индуистов оказали существенное вли­яние на буддийские и джайнские мифологические схе­мы. И. м. стала неисчерпаемым источником творческо­го вдохновения для авторов многочисленных произ­ведений в разных областях искусства и литературы. Кроме того, И. м. повлияла на мифологию сопредель­ных с Индией регионов, включая страны Юго-Вост. Азии, Шри-Ланку, Непал, отчасти области Централь­ной Азии и Дальнего Востока.

СВ. Пахомов