Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ШИВАИЗМ
— одно из важнейших
направлений индуизма. Ш. сформировался в результате соединения индо-арийской (ведической) традиции и древних локальных культов
Индии. Прообраз Шивы в «Ригведе» (см. Веды) — грозный бог Рудра,
«красный вепрь небес», божество бушующих сил природы. Рудру сопровождают существа
зловещего змееподобного облика, которых называют рудрами. Он повелевает
растительным и животным миром, может наводить болезнь или порчу и исцелять от
них. По всей вероятности, уже в эпоху «Риг-веды» образ
Рудры впитал в себя ряд особенностей местных божеств плодородия, неистовых
стихий природы и загробного мира. Задабривая Рудру, его иногда эвфемистически
называют Шива, что означает «благой, милостивый». Существует версия
дравидского происхождения имени Шива. Во времена позднего брахманизма и
раннего буддизма культ этого бога становится весьма популярным.
«Шветашватара-упанишада» прославляет Шиву (Рудру) как абсолютное божество,
почитаемое средствами бхакти. Среди исторических свидетельств важное
место занимает сообщение селевкидского посла Мегасфена (4 в.
до н. э.) о боге Дионисе, живущем на горе Мерос и
почитаемого индийцами: в образе этого «Диониса» проглядывают некоторые черты
Шивы. До сих пор специалисты дискутируют относительно одной из печатей,
найденной при раскопках Хараппской цивилизации (III тыс. до н. э.):
на ней изображен бог в рогатом головном уборе, окруженный зверями; этот образ
интерпретируется многими учеными как Прото-Шива. Если это мнение считать
верным, тогда Ш. следует признать самой древней из сохранившихся религиозных
традиций. Мифы о Шиве появляются в «Махабхарате», но особенно
много их в пуранах. Традиционно Шива воспринимается как амбивалентное
божество: с одной стороны, благосклонное, с другой — непредсказуемое и коварное.
В образе Натараджи (Царь танца) Шива считается родоначальником искусства
танца, своей экстатической пляской (тандава) он сокрушает врагов и приводит мир
к разрушению в период космической безвременности. Шива является членом
индуистской триады-тримурти (Индра, Вишну, Шива), символизируя разрушение мироздания.
Шива понимается также как аскет-отшельник и йогин, первый наставник в различных
йогических традициях. С этой трактовкой связано его популярное изображение
как йогина, сидящего на легендарной горе Кайласа и погруженного в медитацию.
Его тело покрыто пеплом, на лбу сверкает третий глаз (символ трансцендентного
знания), его спутанные волосы украшены полумесяцем (символ бессмертия). С Ш.
также связано почитание фаллоса-лингама, который
символизирует плодоносящие силы природы, универсальную космическую потенцию и
часто становится в шиваитских храмах объектом ритуального поклонения. Ездовое
животное (вахана) Шивы — белый бык Нанди. Рядом с Шивой часто изображается
его верная супруга Парвати (Ума). Шива также покровительствует тайному знанию и
оккультным силам (см. Оккультизм). Как божество разрушения, он
ассоциируется в традиции с мраком космической ночи, с разрушительным гнетом
времени, со смертью. У Шивы множество эпитетов: Пашупати (Владыка
животных), Бхайрава (Ужасный), Хара (Ловец), Ма-хадева (Великий бог), Махакала
(Великое время) и др. В рамках Ш. в разное время и в разных регионах Индии
развивались различные школы — пашупата, шайва-сиддханта, капалика, каламукха,
натха, агхора, трика, шай-ва-адвайта, лингаята и ряд других; древнейшей из них
считается пашупата, основанная Лакулишей ок. 100 н. э. Мировоззрение
этих школ при всех различиях едино в том, что Шива воспринимается как высшее
недвойственное сознание, как абсолютный владыка существ и источник мира; этот
мир он порождает из себя усилиями своей энергии (шакти). Энергия Шивы и он сам
составляют неразрывное целое. Существуют три основных вида энергии: действия,
знания и желания. Универсум, или «тело» Бога, не
существует отдельно от него и производится из божественного первопринципа серией
последовательных сгупенсй-эманаций (в трике и шайва-сиддханте этих
ступеней насчитывается 36). Мир пребывает в трех основных временных
измерениях: творение (сришти), сохранение (стхити) и растворение (лая). Человек
— часть божественного совершенства, однако обычно он втянут в круговорот
рождений и смертей (сансара). Цель человеческой жизни — духовное освобождение,
понимаемое чаще всего как растворение в безличной божественной бездне. Для
реализации этой цели шиваитами разработаны многочисленные практики. Одни из
них направлены на трансформацию психотелесного комплекса индивида и создание
«бессмертного» тела (школа натха); другие проходят в форме культового почитания
Шивы в храме (шайва-сиддханта); третьи подчеркивают необходимость преодолеть
дуализм между миром и Абсолютом антиномичными способами (пашупата,
капалика, агхора). К последнего рода практикам относятся, напр., намеренно
непристойное поведение, подражание повадкам животных, ритуальное употребление
мяса и алкоголя, сексуальные упражнения,техники
оккультизма и магии. В связи с важностью практической стороны
(садхана) в Ш. чрезвычайно значимой оказывается фигура наставника (гуру),часто считающегося воплощением самого Шивы. Ряд школ
Ш. развивались на стыке Ш. и шактизма (напр., капалика); шактизм (а также
тантризм) имеют с Ш. немало общего. Кроме того, к Ш. примыкают также
культы бога Ганеши и Сканды-Муругана. Определенное влияние на Ш. оказало движение
бхакти (особенно в лингаяте). Как правило, именно в русле Ш. развиваются
и все формы постклассической йоги. Единого для всех школ Ш. священного
писания нет, однако наибольшим авторитетом пользуются тексты 28 агам; в
рамках конкретных шиваитских направлений не менее авторитетны и сочинения
влиятельных лиц этих направлений. Шиваитские культовые центры находятся в
разных местах Индии, наиболее популярны храмы в Чидамбараме (Тамилнад) и
Кедарнатхе (Гималаи). Все шиваиты в одну из ночей янв. марта празднуют
Махашиваратри, или «великую ночь Шивы»; этот праздник сопровождается постом,
осыпанием лингама листьями дерева бильва, а иногда и экстатическими
танцами. Отличительный признак шиваита — три горизонтальные линии на лбу
(трипундра), символизирующие власть над тремя мирами и тремя временами. В
настоящее время Ш. в большей степени развит в Юж. Индии (См. также: Бхакти; Индуизм;
Индуистская мифология; Сансара; Тантризм; Шактизм.)
СВ. Пахомов