Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ШИВАИЗМ — одно из важнейших направлений инду­изма. Ш. сформировался в результате соединения индо-арийской (ведической) традиции и древних локальных культов Индии. Прообраз Шивы в «Ригведе» (см. Ве­ды) — грозный бог Рудра, «красный вепрь небес», бо­жество бушующих сил природы. Рудру сопровождают существа зловещего змееподобного облика, которых называют рудрами. Он повелевает растительным и животным миром, может наводить болезнь или порчу и исцелять от них. По всей вероятности, уже в эпоху «Риг-веды» образ Рудры впитал в себя ряд особенностей мес­тных божеств плодородия, неистовых стихий природы и загробного мира. Задабривая Рудру, его иногда эвфеми­стически называют Шива, что означает «благой, милос­тивый». Существует версия дравидского происхожде­ния имени Шива. Во времена позднего брахманизма и раннего буддизма культ этого бога становится весьма по­пулярным. «Шветашватара-упанишада» прославляет Шиву (Рудру) как абсолютное божество, почитаемое сред­ствами бхакти. Среди исторических свидетельств важ­ное место занимает сообщение селевкидского посла Мегасфена (4 в. до н. э.) о боге Дионисе, живущем на горе Мерос и почитаемого индийцами: в образе этого «Дио­ниса» проглядывают некоторые черты Шивы. До сих пор специалисты дискутируют относительно одной из печатей, найденной при раскопках Хараппской циви­лизации (III тыс. до н. э.): на ней изображен бог в рога­том головном уборе, окруженный зверями; этот образ интерпретируется многими учеными как Прото-Шива. Если это мнение считать верным, тогда Ш. следует при­знать самой древней из сохранившихся религиозных традиций. Мифы о Шиве появляются в «Махабхарате», но особенно много их в пуранах. Традиционно Шива вос­принимается как амбивалентное божество: с одной сто­роны, благосклонное, с другой — непредсказуемое и ко­варное. В образе Натараджи (Царь танца) Шива считает­ся родоначальником искусства танца, своей экстатической пляской (тандава) он сокрушает врагов и приводит мир к разрушению в период космической безвременности. Шива является членом индуистской триады-тримурти (Индра, Вишну, Шива), символизируя разрушение миро­здания. Шива понимается также как аскет-отшельник и йогин, первый наставник в различных йогических тра­дициях. С этой трактовкой связано его популярное изоб­ражение как йогина, сидящего на легендарной горе Кай­ласа и погруженного в медитацию. Его тело покрыто пеплом, на лбу сверкает третий глаз (символ трансцен­дентного знания), его спутанные волосы украшены по­лумесяцем (символ бессмертия). С Ш. также связано почитание фаллоса-лингама, который символизирует плодоносящие силы природы, универсальную косми­ческую потенцию и часто становится в шиваитских хра­мах объектом ритуального поклонения. Ездовое живот­ное (вахана) Шивы — белый бык Нанди. Рядом с Ши­вой часто изображается его верная супруга Парвати (Ума). Шива также покровительствует тайному знанию и оккультным силам (см. Оккультизм). Как божество разрушения, он ассоциируется в традиции с мраком кос­мической ночи, с разрушительным гнетом времени, со смертью. У Шивы множество эпитетов: Пашупати (Вла­дыка животных), Бхайрава (Ужасный), Хара (Ловец), Ма-хадева (Великий бог), Махакала (Великое время) и др. В рамках Ш. в разное время и в разных регионах Индии развивались различные школы — пашупата, шайва-сиддханта, капалика, каламукха, натха, агхора, трика, шай-ва-адвайта, лингаята и ряд других; древнейшей из них считается пашупата, основанная Лакулишей ок. 100 н. э. Мировоззрение этих школ при всех различиях едино в том, что Шива воспринимается как высшее недвойствен­ное сознание, как абсолютный владыка существ и источ­ник мира; этот мир он порождает из себя усилиями своей энергии (шакти). Энергия Шивы и он сам составляют неразрывное целое. Существуют три основных вида энергии: действия, знания и желания. Универсум, или «тело» Бога, не существует отдельно от него и произво­дится из божественного первопринципа серией по­следовательных сгупенсй-эманаций (в трике и шайва-сиддханте этих ступеней насчитывается 36). Мир пре­бывает в трех основных временных измерениях: творение (сришти), сохранение (стхити) и растворение (лая). Человек — часть божественного совершенства, однако обычно он втянут в круговорот рождений и смертей (сансара). Цель человеческой жизни — ду­ховное освобождение, понимаемое чаще всего как растворение в безличной божественной бездне. Для реализации этой цели шиваитами разработаны мно­гочисленные практики. Одни из них направлены на трансформацию психотелесного комплекса индивида и создание «бессмертного» тела (школа натха); другие проходят в форме культового почитания Шивы в хра­ме (шайва-сиддханта); третьи подчеркивают необхо­димость преодолеть дуализм между миром и Абсолю­том антиномичными способами (пашупата, капалика, агхора). К последнего рода практикам относятся, напр., намеренно непристойное поведение, подражание по­вадкам животных, ритуальное употребление мяса и алкоголя, сексуальные упражненияехники оккультиз­ма и магии. В связи с важностью практической сторо­ны (садхана) в Ш. чрезвычайно значимой оказывается фигура наставника (гуру)асто считающегося вопло­щением самого Шивы. Ряд школ Ш. развивались на стыке Ш. и шактизма (напр., капалика); шактизм (а так­же тантризм) имеют с Ш. немало общего. Кроме того, к Ш. примыкают также культы бога Ганеши и Сканды-Муругана. Определенное влияние на Ш. оказало движе­ние бхакти (особенно в лингаяте). Как правило, именно в русле Ш. развиваются и все формы постклассической йоги. Единого для всех школ Ш. священного писания нет, однако наибольшим авторитетом пользуются тексты 28 агам; в рамках конкретных шиваитских направлений не менее авторитетны и сочинения влиятельных лиц этих направлений. Шиваитские культовые центры на­ходятся в разных местах Индии, наиболее популярны храмы в Чидамбараме (Тамилнад) и Кедарнатхе (Гима­лаи). Все шиваиты в одну из ночей янв. марта праздну­ют Махашиваратри, или «великую ночь Шивы»; этот праздник сопровождается постом, осыпанием лингама листьями дерева бильва, а иногда и экстатическими танцами. Отличительный признак шиваита — три го­ризонтальные линии на лбу (трипундра), символизиру­ющие власть над тремя мирами и тремя временами. В настоящее время Ш. в большей степени развит в Юж. Индии (См. также: Бхакти; Индуизм; Индуистская ми­фология; Сансара; Тантризм; Шактизм.)

СВ. Пахомов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz