Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ШАКТИЗМ
— одно из важнейших
направлений индуизма, в котором развит культ высшего женского божества
Дэви (Шакти). Зачастую Ш. рассматривается либо как синоним индуистского
тантризма, либо как одно (причем главное) из его течений. Почитание женских
божеств в Индии существовало с древних времен. Уже в протоиндийской цивилизации
и даже раньше были известны формы такого почитания: археологами найдены
многочисленные статуэтки-«венеры», плоские ритуальные
камни с дырой посредине, изображения женских божеств на печатях. Но в своем
законченном виде Ш. сложился гораздо позже, в первых веках н. э., в результате
усвоения ведической-брахманистской (см. Брахманизм; Веды) традиции
популярных культов богинь-матерей (см. Богини-матери культ), распространенных
в различных регионах Индии. В ходе развития индуизма и возрастания значения
богинь многие из них объединялись в образе Шакти и становились ее проявлениями
(напр., тамильская богиня войны Коттравей). Понятие «шакти» встречается уже в
«Ригведе»,где оно обозначает безличную божественную
силу, чаще всего ассоциируемую с Индрой (один из эпитетов Индры — «Шактиман»,
т.е. «наделенный шакти»). Позднее «шакти» — понятие, обозначающее персонифицированную
вселенскую энергию, пронизывающую все мироздание и управляющую им. При этом
Шакти может выступать и в виде единой сущности, и в виде множества шакти, т.е.
разных аспектов единой космической энергии. В мифологических сказаниях и в ритуальном
поклонении на передний план выходит образ Дэви (буквально — богиня).
Дэви-Шактипредстает в двух основных ипостасях, благожелательной и грозной. В
первом случае ее называют Парвати (Дочь гор),Ума
(Блеск,Величие),Гаури (Светлая) и т.д. В этой ипостаси Богиня воспринимается
как идеальная и верная супруга Шивы (см. Шиваизм). Известен иконографический
образ двуполого божества (Ардханаришва-ри): одна половина его тела является
мужской (Шива), другая — женской (Парвати). Согласно мифам, Шакти-Парвати
долгое время упорной аскезой добивалась благосклонности Шивы и, в конце концов,
сумела достичь своей цели. В этой же ипостаси она является
матерью слоновоголового бога мудрости Ганеши и бога войны Сканды. Два
главных образа грозной ипостаси Шакти — Дурга и Кали. Дурга (буквально — Недосягаемая) изображается в виде прекрасной десятирукой
женщины, восседающей на льве. Ее основная цель — уничтожение воинства демона
Махиши. Как гласит легенда, Дурга родилась из огня ярости, испущенного богами,
которые не могли справиться с невидимым для них демоном. Боги дали ей оружие
для борьбы с ним. Десять рук Дурги символизируют ее готовность защитить весь
мир (десять сторон света). Кали изображается в виде обнаженной темнокожей
женщины с оскаленным и окровавленным ртом, из которого высунут язык, волосы ее
развеваются, вокруг бедер — гирлянда из отрубленных человеческих рук, она
танцует на бездыханном теле своего супруга. Эти и другие элементы ее образа
трактуются в тантризме символически (нагота — это чистота истины;
бездыханность Шивы — это пассивность мужского начала по сравнению с активным женским, отрубленные руки — это разрушение
привязанностей и т. п.). Границы между грозными и благожелательными аспектами
образа Дэви бывают размыты. В народе Шакти-Дэви во всех своих ипостасях почитается прежде всего как универсальная Мать, подательница
мирских благ и защитница людей, как охранительница новорожденных детей (в
образе Шаштхи). Она дарует плодородие полям и лесам, обеспечивает людей пищей
(Аннапурна). Последователем такого универсалистского
Ш. был известный мистик 19 в. Рамакришна. Кроме того, богиня почитается
также в коллективном облике, напр, как божества группы
сап-таматрика («семь матерей»), обладающих опасным и непредсказуемым
характером, способных насылать болезни и другие беды. Шактистские святилища
называются питхи, их возникновение объясняется мифом орасчленении тела
Шакти-Сати (одно из воплощений супруги Шивы) на 51 часть: там, где упали части
тела богини, появились ее культовые места и храмы. Среди наиболее
известных святилищ Ш. — Калигхат (Калькутта),храмы
Джваламукхи (Пенджаб), Камакхьи в Гаухати (Ассам), Дурги в Бенаресе, Минакши в
Мадурай (Тамилнад). Особенность богослужения в честь Дэви — жертвоприношение
самцов животных (в основном буйволы, козлы, в некоторых случаях птицы,
рыбы, олени, тигры и — теоретически — даже мужчины). По поверьям многих
шактистов, перед изображением богини кровь жертв «не должна высыхать». В ряде
регионов адепты жертвуют богине в знак обета и собственную кровь. Шактисты
практикуют также поклонение йони — символическому изображению женского детородного
органа, часто комбинируя это поклонение с культом лингама, символа мужского
полового органа. Кроме того, поклонники используют ритуальные экстатические
танцы и песнопения, в ходе исполнения которых они часто испытывают особые
переживания, как будто бы в их тела вселяется сама богиня. В рамках Ш.
возникали различные школы, опиравшиеся на такие священные для них писания, как
тантры и шива-итские агамы, весьма отличные от ортодоксальных ведических
текстов. Обычно Ш. подразделяется на два направления: дакшиначару («путь правой
руки») и вамачару («путь левой руки»). В основном дакшиначара представлена
школой шривидья (развита на юге страны), почитающей благостные образы Богини,
а вама-чара — школой каула, или кула, в которой поклоняются грозным ее формам.
Кула возникла, вероятно, в Ассаме, списки ее наставников восходят примерно к сер. 1 тыс. н.э. Обе школы используют такие элементы практики,
как мантры (краткие словесные формулы) в честь Богини, янтры (мистические
диаграммы), ньясу (ритуальное проецирование макрокосмических атрибутов на
собственное тело адепта), мудры (символические жесты). Большую роль играют
йогические практики созерцания и искусство подъема особой внутренней духовной
силы (кундалини), также воспринимаемой как шакти в теле индивида. Многие
шактистские практики переплетаются с шиваитскими. Целью большинства этих практик
является отождествление адепта с божеством, а также с наставником, который
воплощает божественную силу и способен передать ее ученику. Предполагается, что в конечном счете практика поможет обеспечить адепту
духовное освобождение (мокша) или райское блаженство. Социальные
ограничения на уровне ритуальных практик снимаются. Особняком среди шактистов
стоят почти исчезнувшие к настоящему времени тхаги, которые поклоняются Кали
посредством совершения ритуальных убийств. Учение Ш. фактически совпадает с
учением шиваизма и индуистского тантризма. Высшая
реальность понимается как нераздельный союз Шивы и Шакти; с другой стороны,
она трактуется как чистое запредельное Сознание, бесконечное и независимое, в
котором пропадают любые различия. Шакти считается материальной и духовной
основой мироздания, «матерью мира» (Джаган-матри). В Ш. подчеркивается ее
активный характер по сравнению с пассивным мужским началом: без Шакти ее
божественный супруг неспособен «даже пошевелиться». Освобождение может быть
обретено еще при жизни адепта, однако оно все равно зависит от милости Шакти.
В Ш. развито почитание женского начала, и поэтому каждая женщина считается
воплощением самой Шакти; в ряде случаев в качестве наставников предпочтительнее
именно женщины. Культ Дэви популярен в народе, особенно среди сельского
населения Бенгалии, Ассама, Бихара, Ориссы, Тамилнада. Основной праздник в честь
Богини — Дургапуджа (или Дурготсава), отмечающийся ежегодно в сер. сент. в память о подвигах этой
богини.