Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ШАКТИЗМ — одно из важнейших направлений ин­дуизма, в котором развит культ высшего женского бо­жества Дэви (Шакти). Зачастую Ш. рассматривается либо как синоним индуистского тантризма, либо как одно (причем главное) из его течений. Почитание жен­ских божеств в Индии существовало с древних времен. Уже в протоиндийской цивилизации и даже раньше были известны формы такого почитания: археологами найдены многочисленные статуэтки-«венеры», плос­кие ритуальные камни с дырой посредине, изображе­ния женских божеств на печатях. Но в своем закончен­ном виде Ш. сложился гораздо позже, в первых веках н. э., в результате усвоения ведической-брахманистской (см. Брахманизм; Веды) традиции популярных культов богинь-матерей (см. Богини-матери культ), распрост­раненных в различных регионах Индии. В ходе разви­тия индуизма и возрастания значения богинь многие из них объединялись в образе Шакти и становились ее проявлениями (напр., тамильская богиня войны Коттравей). Понятие «шакти» встречается уже в «Ригведе»де оно обозначает безличную божественную силу, чаще всего ассоциируемую с Индрой (один из эпите­тов Индры — «Шактиман», т.е. «наделенный шакти»). Позднее «шакти» — понятие, обозначающее персони­фицированную вселенскую энергию, пронизывающую все мироздание и управляющую им. При этом Шакти может выступать и в виде единой сущности, и в виде множества шакти, т.е. разных аспектов единой косми­ческой энергии. В мифологических сказаниях и в ри­туальном поклонении на передний план выходит об­раз Дэви (буквально — богиня). Дэви-Шактипредста­ет в двух основных ипостасях, благожелательной и грозной. В первом случае ее называют Парвати (Дочь гор)ма (Блеск,Величие),Гаури (Светлая) и т.д. В этой ипостаси Богиня воспринимается как идеальная и вер­ная супруга Шивы (см. Шиваизм). Известен иконогра­фический образ двуполого божества (Ардханаришва-ри): одна половина его тела является мужской (Шива), другая — женской (Парвати). Согласно мифам, Шакти-Парвати долгое время упорной аскезой добивалась благосклонности Шивы и, в конце концов, сумела до­стичь своей цели. В этой же ипостаси она является ма­терью слоновоголового бога мудрости Ганеши и бога войны Сканды. Два главных образа грозной ипостаси Шакти — Дурга и Кали. Дурга (буквально — Недося­гаемая) изображается в виде прекрасной десятирукой женщины, восседающей на льве. Ее основная цель — уничтожение воинства демона Махиши. Как гласит ле­генда, Дурга родилась из огня ярости, испущенного богами, которые не могли справиться с невидимым для них демоном. Боги дали ей оружие для борьбы с ним. Десять рук Дурги символизируют ее готовность защи­тить весь мир (десять сторон света). Кали изображает­ся в виде обнаженной темнокожей женщины с оска­ленным и окровавленным ртом, из которого высунут язык, волосы ее развеваются, вокруг бедер — гирлянда из отрубленных человеческих рук, она танцует на без­дыханном теле своего супруга. Эти и другие элементы ее образа трактуются в тантризме символически (наго­та — это чистота истины; бездыханность Шивы — это пассивность мужского начала по сравнению с актив­ным женским, отрубленные руки — это разрушение привязанностей и т. п.). Границы между грозными и благожелательными аспектами образа Дэви бывают размыты. В народе Шакти-Дэви во всех своих ипоста­сях почитается прежде всего как универсальная Мать, подательница мирских благ и защитница людей, как охранительница новорожденных детей (в образе Шаштхи). Она дарует плодородие полям и лесам, обеспечи­вает людей пищей (Аннапурна). Последователем тако­го универсалистского Ш. был известный мистик 19 в. Рамакришна. Кроме того, богиня почитается также в коллективном облике, напр, как божества группы сап-таматрика («семь матерей»), обладающих опасным и непредсказуемым характером, способных насылать болезни и другие беды. Шактистские святилища назы­ваются питхи, их возникновение объясняется мифом орасчленении тела Шакти-Сати (одно из воплощений супруги Шивы) на 51 часть: там, где упали части тела богини, появились ее культовые места и храмы. Среди наиболее известных святилищ Ш. — Калигхат (Каль­кутта)рамы Джваламукхи (Пенджаб), Камакхьи в Гаухати (Ассам), Дурги в Бенаресе, Минакши в Мадурай (Тамилнад). Особенность богослужения в честь Дэви — жертвоприношение самцов животных (в основном буй­волы, козлы, в некоторых случаях птицы, рыбы, олени, тигры и — теоретически — даже мужчины). По пове­рьям многих шактистов, перед изображением богини кровь жертв «не должна высыхать». В ряде регионов адепты жертвуют богине в знак обета и собственную кровь. Шактисты практикуют также поклонение йони — символическому изображению женского де­тородного органа, часто комбинируя это поклонение с культом лингама, символа мужского полового органа. Кроме того, поклонники используют ритуальные эк­статические танцы и песнопения, в ходе исполнения которых они часто испытывают особые переживания, как будто бы в их тела вселяется сама богиня. В рамках Ш. возникали различные школы, опиравшиеся на та­кие священные для них писания, как тантры и шива-итские агамы, весьма отличные от ортодоксальных ве­дических текстов. Обычно Ш. подразделяется на два направления: дакшиначару («путь правой руки») и вамачару («путь левой руки»). В основном дакшиначара представлена школой шривидья (развита на юге стра­ны), почитающей благостные образы Богини, а вама-чара — школой каула, или кула, в которой поклоняют­ся грозным ее формам. Кула возникла, вероятно, в Ас­саме, списки ее наставников восходят примерно к сер. 1 тыс. н.э. Обе школы используют такие элементы прак­тики, как мантры (краткие словесные формулы) в честь Богини, янтры (мистические диаграммы), ньясу (ри­туальное проецирование макрокосмических атрибутов на собственное тело адепта), мудры (символические жесты). Большую роль играют йогические практики созерцания и искусство подъема особой внутренней духовной силы (кундалини), также воспринимаемой как шакти в теле индивида. Многие шактистские прак­тики переплетаются с шиваитскими. Целью большин­ства этих практик является отождествление адепта с божеством, а также с наставником, который воплоща­ет божественную силу и способен передать ее ученику. Предполагается, что в конечном счете практика помо­жет обеспечить адепту духовное освобождение (мок­ша) или райское блаженство. Социальные ограниче­ния на уровне ритуальных практик снимаются. Особ­няком среди шактистов стоят почти исчезнувшие к настоящему времени тхаги, которые поклоняются Кали посредством совершения ритуальных убийств. Учение Ш. фактически совпадает с учением шиваизма и инду­истского тантризма. Высшая реальность понимается как нераздельный союз Шивы и Шакти; с другой сто­роны, она трактуется как чистое запредельное Созна­ние, бесконечное и независимое, в котором пропадают любые различия. Шакти считается материальной и ду­ховной основой мироздания, «матерью мира» (Джаган-матри). В Ш. подчеркивается ее активный характер по сравнению с пассивным мужским началом: без Шакти ее божественный супруг неспособен «даже пошевелить­ся». Освобождение может быть обретено еще при жиз­ни адепта, однако оно все равно зависит от милости Шакти. В Ш. развито почитание женского начала, и по­этому каждая женщина считается воплощением самой Шакти; в ряде случаев в качестве наставников предпоч­тительнее именно женщины. Культ Дэви популярен в народе, особенно среди сельского населения Бенгалии, Ассама, Бихара, Ориссы, Тамилнада. Основной празд­ник в честь Богини — Дургапуджа (или Дурготсава), отмечающийся ежегодно в сер. сент. в память о подви­гах этой богини.

СВ. Пахомов

Rambler's Top100
Hosted by uCoz