Индуизм - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ИНДУИЗМ — национальная религия Индии, одна из крупнейших религий в мире по числу последователей (более 800 млн человек на кон. 20 в.). Термин «И.», свя­занный с названием реки Инд, появился в трудах евро­пейских индологов 18-19 вв. Сами индуисты (или ин­дусы) определяют свою религиозную принадлежность термином «дхарма», вкладывая в него различное со­держание. И. является конгломератом разных верова­ний и культов, идей и духовных практик, развивавших­ся на п-ве Индостан и областях, испытывавших с арха­ичных времен влияние традиционной культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Вост. Азии, Индонезии). Наиболее важные направления в рамках И. — вишнуизм, шактизм и шиваизм, каждое из которых, в свою очередь, разветвляется на отдельные школы. Тантризм, эзотерическое течение И., развивался прежде всего в шактизме и шиваизме, но оказал влияние и на другие индуистские направления. Огромную роль в И. играет движение бхакти. Уровни И. различны — от примитивных племенных культов до утонченных фило­софских систем. Ранние элементы И. присутствуют уже в Протоиндийской цивилизации Ш-П тыс. до н. э. (обра­зы и символика божеств; культы фаллоса, змеи, расте­ний; служение в храмах и т. п.). Религиозные представ­ления неарийских народов Индостана стали одним из важнейших источников И. Другой источник И. — ин-доарийская (ведическая) религия, развивавшаяся в Ин­дии со вт. пол. II тыс. до н. э. Ведическая и неведиче­ская традиции постоянно испытывали сильное взаим­ное влияние и в ходе истории постепенно срастались. Становление И. продолжалось в течение многих столе­тий, усилившись во вт. пол. I тыс. до н. э. В процессе ста­новления культы прежних божеств ведического пантео­на (Индра, Сома, Ушас и др.) отходят на второй план или вообще исчезают, вместо них выдвигаются популярные культы иных божеств — Вишны (Кришны), Шивы, Дэви. И. в собственном смысле слова появился примерно на ру­беже I тыс. до н. э. и I тыс. н. э. И. зачастую воспринимается как бессистемное образование. Такой взгляд обусловлен тем, что в И. трудно различить четкую организационно-идеологическую структуру. В нем отсутствуют церковькак социальный институт, секты и ереси в традиционном (христианском) их понимании, единый корпус канони­ческих священных текстов; в И. нет догматов, Символа веры, общего для всех течений И. основоположника; ни­когда в истории И. не проводились соборы. Тем не ме­нее И. обладает внутренним единством и на социаль­ном, и на идейном, и на культовом уровнях. Так, в И. сильны позиции жречества (прежде всего брахманов), которые от имени общины верующих вступают в об­щение с божествами. Большое значение в духовных практиках имеет также фигура наставника (гуру). Священным языком И. является санскрит, на котором сло­жены авторитетные тексты, называющиеся обобщен­но «веды»; в список ведических произведений помимо собственно самхит, араньяк, брахман и упанишад тра­диция часто включает также пураны, эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна». Чрезвычайно авторитет­на в И. «Бхагавадгита» — своего рода Библия индуиз­ма. В каждом направлении И. существует свой соб­ственный корпус священных текстов, понятие «веды» трактуется по-разному. Почти все направления И. при­держиваются важного индийского представления о карме (причинно-следственная связь между поступка­ми индивида в прошлых воплощениях и его судьбой, характером, положением в обществе в нынешнем воп­лощении). В И. традиционно выделяются четыре жиз­ненные цели человека (чатурварга): дхарма (безупреч­ное исполнение религиозных предписаний), артха (ма­териальное благополучие), кама (чувственные радости) и мокша (духовное освобождение). Идея мокши опи­рается на понимание земного бытия как «круговорота страдания» (сансара), от которого необходимо избавить­ся. Для массового религиозного сознания заменой мок­ши выступают разные райские обители. Для И. харак­терно представление о цикличности существования Вселенной, проходящей через повторяющиеся этапы творения, сохранения и уничтожения. Важную роль играет концепция временных эпох (юг), следующих друг за другом. В настоящее время человечество, соглас­но И., живет в неблагоприятный «век тьмы» (кали-юга), в котором торжествует порок и попирается истина. В основе культовой практики И. лежит храмовая пуд-жа (букв.поклонение), совершаемая несколько раз (от 2 до 5) в день, в ходе которой жрец-пуджари покло­няется духу божества, находящемуся в антропоморф­ном скульптурном изображении (мурти), поднося ему плоды, воду, благовония, раскачивая перед ним светиль­ником. В пудже к божеству относятся как к дорогому гостю или знатному господину, требующему особого ухода: его развлекают, кормят и поят, кладут отдыхать, будят и т. п. В пудже используется искусство музыки и танца. Существуют разные виды пуджи, отличающие­ся по способу исполнения, объекту культа, месту и вре­мени проведения. Обрядовая сторона И. пронизывает всю жизнь верующего. В древних правоведческих тек­стах (дхармашастры) выделяется до 40 санскар (домаш­них обрядов), связанных с наиболее значимыми со­бытиями жизни человека: благополучное вынашива­ние плода в материнском лоне, рождение (особенно приветствуется рождение мальчиков), посвящение (упанаяна), брак, похороны. Во многих индуистских школах и направлениях применяются практики йоги {медитация на образ божества; рецитация мантр и др.). Популярными практиками И. являются паломничество к святым местам, аскеза. Разные школы И. почитают избранное божество как высшее и абсолютное, все про­чие боги выступают «манифестациями» этого высше­го Бога. В И. есть культ священных животных, наибо­лее значимым объектом поклонения является корова: убить корову считается очень серьезным грехом. Зна­чимы также культы священных гор (особенно Гима­лаев), рек (особенно таких, как Ганг, Джамна, Кришна), растений (баньян, ашваттха), святых людей, предков и т. д. Некоторые местности и города тоже считаются свя­щенными (напр., Бенарес). В И. существует множество празднеств, среди наиболее значимых — Холи (празд­ник весны) и Дивали (праздник огней, проводимый осенью). Краеугольным камнем социального учения И. является понятие касты — института, сложившегося в своей нынешней форме в эпоху Средневековья и обо­значающего обособленную группу, члены которой име­ют общее профессиональное занятие, не вступают в браки с другими группами, не Делят с ними трапезы. Жизнь кастового индуиста регулируется набором пред­писаний, освященных религией. Изгнание из касты для индуиста означает переход в состояние изгоя. Су­ществует иерархия каст, в самом низу находятся абсо­лютно бесправные группы «неприкасаемых» (далитов). В настоящее время насчитывается почти три тысячи каст; хотя официально в Индии касты не институали-зированы, на бытовом уровне кастовое деление обще­ства сохраняется. Индуистом может быть только тот человек, который родился в одной из каст, поэтому в И. отсутствует прозелитизм. Тесно связан с И. также ин­ститут варнашрамы (регулирование образа жизни че­ловека в зависимости от его возраста), состоящий из четырех жизненных этапов: ученичество, владение до­мом, лесное отшельничество и странничество. И. нахо­дится в сложном переплетении с неоиндуизмом. Мно­говековое сосуществование в И. разных религиозных форм, а также свойственная И. идея ненасилия способ­ствовали выработке в нем особого духа религиозной терпимости. И. оказал громадное воздействие на фор­мирование традиционного индийского общества. По сей день понятия «индиец» и «индуист» тесно пере­плетены (ср. англ. слово hindu). Кроме того, И. во мно­гом повлиял на религиозные и философские представ­ления Запада. В настоящее время идеи И. активно рас­пространяются за пределами его традиционного ареала.

СВ. Пахомов