Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ИНДУИЗМ
— национальная религия
Индии, одна из крупнейших религий в мире по числу последователей (более 800 млн человек на кон. 20 в.). Термин «И.», связанный с названием
реки Инд, появился в трудах европейских индологов 18-19 вв. Сами индуисты (или
индусы) определяют свою религиозную принадлежность термином «дхарма», вкладывая
в него различное содержание. И. является конгломератом
разных верований и культов, идей и духовных практик, развивавшихся на
п-ве Индостан и областях, испытывавших с архаичных времен влияние традиционной
культуры Индии (территории нынешнего Непала, Афганистана, Юго-Вост. Азии, Индонезии). Наиболее важные направления в рамках И. — вишнуизм,
шактизм и шиваизм, каждое из которых, в свою очередь, разветвляется
на отдельные школы. Тантризм, эзотерическое течение И., развивался прежде всего в шактизме и шиваизме, но оказал
влияние и на другие индуистские направления. Огромную роль в И. играет движение
бхакти. Уровни И. различны — от примитивных племенных культов до
утонченных философских систем. Ранние элементы И. присутствуют уже в
Протоиндийской цивилизации Ш-П тыс. до н. э. (образы и символика божеств; культы фаллоса, змеи, растений;
служение в храмах и т. п.). Религиозные представления неарийских
народов Индостана стали одним из важнейших источников И. Другой источник И. —
ин-доарийская (ведическая) религия, развивавшаяся в Индии со вт. пол. II тыс. до н. э. Ведическая и неведическая
традиции постоянно испытывали сильное взаимное влияние и в ходе истории
постепенно срастались. Становление И. продолжалось в течение многих столетий,
усилившись во вт. пол. I тыс. до н. э. В процессе становления культы прежних божеств
ведического пантеона (Индра, Сома, Ушас и др.) отходят на второй план
или вообще исчезают, вместо них выдвигаются популярные культы иных божеств —
Вишны (Кришны), Шивы, Дэви. И. в собственном смысле слова появился примерно на
рубеже I
тыс. до
н. э. и I
тыс. н. э. И. зачастую воспринимается
как бессистемное образование. Такой взгляд обусловлен тем, что в И. трудно
различить четкую организационно-идеологическую структуру. В нем отсутствуют церковькак
социальный институт, секты и ереси в традиционном
(христианском) их понимании, единый корпус канонических священных текстов; в
И. нет догматов, Символа веры, общего для всех течений И.
основоположника; никогда в истории И. не проводились соборы. Тем не менее И. обладает внутренним единством и на социальном, и
на идейном, и на культовом уровнях. Так, в И. сильны позиции жречества (прежде
всего брахманов), которые от имени общины верующих вступают в общение с
божествами. Большое значение в духовных практиках имеет также фигура наставника
(гуру). Священным языком И. является санскрит, на котором сложены
авторитетные тексты, называющиеся обобщенно «веды»; в список ведических
произведений помимо собственно самхит, араньяк, брахман и упанишад традиция часто включает также пураны,
эпические поэмы «Махабхарата», «Рамаяна». Чрезвычайно авторитетна в
И. «Бхагавадгита» — своего рода Библия индуизма. В каждом направлении
И. существует свой собственный корпус священных текстов, понятие «веды»
трактуется по-разному. Почти все направления И. придерживаются важного
индийского представления о карме (причинно-следственная связь между
поступками индивида в прошлых воплощениях и его судьбой, характером,
положением в обществе в нынешнем воплощении). В И. традиционно выделяются
четыре жизненные цели человека (чатурварга): дхарма (безупречное исполнение
религиозных предписаний), артха (материальное благополучие), кама (чувственные
радости) и мокша (духовное освобождение). Идея мокши опирается на
понимание земного бытия как «круговорота страдания» (сансара), от которого
необходимо избавиться. Для массового религиозного сознания заменой мокши
выступают разные райские обители. Для И. характерно представление о
цикличности существования Вселенной, проходящей через повторяющиеся этапы
творения, сохранения и уничтожения. Важную роль играет концепция временных эпох
(юг), следующих друг за другом. В настоящее время человечество, согласно И.,
живет в неблагоприятный «век тьмы» (кали-юга), в котором торжествует порок и
попирается истина. В основе культовой практики И. лежит храмовая пуд-жа (букв. — поклонение), совершаемая
несколько раз (от 2 до 5) в день, в ходе которой жрец-пуджари поклоняется духу
божества, находящемуся в антропоморфном скульптурном изображении (мурти),
поднося ему плоды, воду, благовония, раскачивая перед ним светильником. В
пудже к божеству относятся как к дорогому гостю или знатному господину,
требующему особого ухода: его развлекают, кормят и поят, кладут отдыхать, будят
и т. п. В пудже используется искусство музыки и танца. Существуют разные
виды пуджи, отличающиеся по способу исполнения, объекту культа, месту и времени
проведения. Обрядовая сторона И. пронизывает всю жизнь верующего. В древних
правоведческих текстах (дхармашастры) выделяется до 40 санскар (домашних обрядов),
связанных с наиболее значимыми событиями жизни человека: благополучное
вынашивание плода в материнском лоне, рождение (особенно приветствуется
рождение мальчиков), посвящение (упанаяна), брак, похороны. Во
многих индуистских школах и направлениях применяются практики йоги
{медитация на образ божества; рецитация мантр и др.). Популярными
практиками И. являются паломничество к святым местам, аскеза. Разные школы И.
почитают избранное божество как высшее и абсолютное, все прочие боги выступают
«манифестациями» этого высшего Бога. В И. есть культ священных животных,
наиболее значимым объектом поклонения является корова: убить корову считается
очень серьезным грехом. Значимы также культы священных гор
(особенно Гималаев), рек (особенно таких, как Ганг, Джамна, Кришна), растений
(баньян, ашваттха), святых людей, предков и т. д. Некоторые местности и города
тоже считаются священными (напр., Бенарес). В И.
существует множество празднеств, среди наиболее значимых — Холи (праздник
весны) и Дивали (праздник огней, проводимый осенью). Краеугольным камнем
социального учения И. является понятие касты — института, сложившегося в своей
нынешней форме в эпоху Средневековья и обозначающего обособленную группу,
члены которой имеют общее профессиональное занятие, не вступают в браки с
другими группами, не Делят с ними трапезы. Жизнь кастового индуиста
регулируется набором предписаний, освященных религией. Изгнание из касты для
индуиста означает переход в состояние изгоя. Существует иерархия каст, в самом
низу находятся абсолютно бесправные группы «неприкасаемых» (далитов). В
настоящее время насчитывается почти три тысячи каст; хотя официально в Индии
касты не институали-зированы, на бытовом уровне кастовое деление общества
сохраняется. Индуистом может быть только тот человек, который родился в одной
из каст, поэтому в И. отсутствует прозелитизм. Тесно связан с И. также
институт варнашрамы (регулирование образа жизни человека в зависимости от его
возраста), состоящий из четырех жизненных этапов: ученичество, владение домом,
лесное отшельничество и странничество. И. находится в сложном переплетении с неоиндуизмом.
Многовековое сосуществование в И. разных религиозных форм, а также
свойственная И. идея ненасилия способствовали выработке в нем особого духа религиозной
терпимости. И. оказал громадное воздействие на формирование традиционного
индийского общества. По сей день понятия «индиец» и «индуист» тесно переплетены
(ср. англ. слово hindu). Кроме того, И. во многом повлиял на
религиозные и философские представления Запада. В настоящее время идеи И.
активно распространяются за пределами его традиционного ареала.
СВ. Пахомов