ЭМАНАЦИЯ (от лат

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanare — переливаться через край, вытекать, истекать, распространяться) — космо­логическое представление о происхождении мира пу­тем истечения его из божественного Абсолюта-перво­начала. Учение об Э., специально разработанное нео­платониками для объяснения перехода от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням, описывает особый, противоположный восхождению, тип разви­тия — нисхождение, дробление, рассеивание. Это, ско­рее, образное представление об иерархическом устрой­стве бытия: низшие ступени порождаются высшими с необходимостью и с постепенным — вплоть до нуля — понижением качества. При этом Единое является пер­воначалом даже выше самого сущего, а самое низшее остается лишь возможностью и небытием, выступая в виде мертвой материи, лишенной всяких признаков бытия, но вместе с тем провоцирующей высшее к ис­течению. Как Солнце излучает свет, оставаясь неизмен­ным и не теряя в своих размерах, точно так же тепло есть Э. огня, холод — снега, аромат — цветка, ручей — источника. Эманационный пантеизм представляет мир нисхождением не просто по степеням совершенства, а по таким, каждая из которых соответствует мере боже­ственного присутствия. Так, Ум и Душа — следующие после Единого ступени — делаются его проявления­ми в вечности, а все завершающий Космос — во вре­мени. В целом, процесс происходит не во времени, а как бы над ним. Неоплатонистская Э., являющаяся формой деградации и потому противоположная эво­люции, сопровождается еще двумя дополнительными концепциями: неизменяемостью и неисчерпаемостью высшего при порождении низшего; возможностью воз­вращения низшего к первоистоку, что происходит в чувственном мире только благодаря воле к преодоле­нию оторванности души от ее умопостигаемой «от­чизны». Учение о происхождении всего существую­щего из Бога-Абсолюта как первобытной основы всех вещей — это особый вид пантеизма. Э. здесь предпо­лагает тождество мира с Богом, изменение тождествен­ного субъекта, постепенное его ухудшение и даже от­падение от божественного начала. Это позволяет объяснять присутствие зла в мире и невозможность приписать его божеству, поскольку продуктивная сила первоначала, производящая низшее от переизбытка творческой мощи и потому как бы невольно, превра­щает зло всего лишь в отсутствие блага. Подобная трактовка возможна даже в отличных от неоплатониз­ма системах (пифагореизме, гностицизме), считающих Э. провокацией сознательного акта предвечной «дер­зости». В них также зло видится неизбежным просто потому, что уже первое истечение обладает меньшим совершенством, нежели первопринцип. Однако здесь же и указание пути избавления от страданий человека: праведник должен отказаться от всего материального, погрузиться в духовные глубины собственной души и, в итоге, волевым усилием преодолеть границу между индивидуальным и универсальным духом. Любые учения об Э. чреваты и монотеистическими и дуали­стическими выводами, они не исключают ни имма­нентного, ориентированного на пантеизм, ни транс­цендентного, связанного с теизмом, понимания пер- воистока мира (см. Имманентное и трансцендентное в религиозной картине мира). Именно поэтому эмана­ционный пантеизм, противоречивый по самой своей сути, более или менее удовлетворяет теистические доктрины, существуя в них в качестве особой формы реализма. Через стоический неоплатонизм и гности­цизм он вступает в сложное взаимодействие сначала с христианством, а потом с исламом и иудаизмом: моно­теистическое богословие нуждается и в идее воплоще­ния духа в материи, и в концепции идеального мира, и в обосновании бессмертия души, и в символическом истолковании действительности. Однако в данном слу­чае, особенно для христианства, быть вполне адекват­ной эманационная теория не может. Препятствует это­му, в частности, трактовка Единого как некоего безлич­ного начала в противовес необходимому личному. Мешает отождествление Бога и мира, между тем как необходимо их противопоставление. Не получается последовательный креационизм, т. е. творение из ни­чего, поскольку материя оказывается все-таки вечной. Полностью Э. подходит только для объяснения иерар­хии божественного мира — как природного, так и со­циального — и ее демонстрации с помощью излюб­ленного солнечного образа. Чрезмерное увлечение эманационными представлениями приводит моноте­истические построения к саморазрушению, а их авто­ров к обвинению в вольнодумстве и ереси (см. Атеизм, Свободомыслие). История Э. начинается с введения Пло- тином и Проклом особого слова emanatio — одного из первых в философии латинских, а не греческих, тер­минов. Данный термин, поначалу весьма популярный, в дальнейшем не будет распространен так, как это по­счастливится нововведениям А.М.Т.С. Боэция, но на этапе освоения зарождающейся христианской идеоло­гией античной мудрости, в особенности у гностиков и Псевдо-Дионисия Ареопагита, окажется одним из ос­новных. Из образа Э. вырастет учение о происхожде­нии Иисуса Христа и Святого Духа от Бога-Отца. От него же пойдет филиокве — католическая, не признан­ная православием, доктрина об исхождении Святого Духа как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. И хотя впо­следствии любая речь об Э. обязательно будет приво­дить к отклонению от характерной для авраамических религий веры в Бога-Творца, создавшего все по своей воле и замыслу, для пантеистически ориентированных мыслителей ближневосточного и европейского Сред­невековья принцип эманационизма сделается излюб­ленным (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Гебироль, Маймонид, Василий Великий, Григорий Ве­ликий, Григорий Нисский, Августин Аврелий, Михаил Пселл, Иоанн Скот Эриугена, Николай Кузанский). Уче­ние об Э. будет весьма привлекательным для немецких мистиков 14 в. {И. Экхарт и др.) и философов Возрож­дения (Дж. Бруно, Дж. Кар дано, Ф. Патрици, Т. Кампа- нелла). Не исчезнут эманационные идеи и в Новое вре­мя (Г.В. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк). До сих пор они дают себя знать всякий раз, как только философия начинает тя­готеть к теологии.

И.И. Иванова