ЭНЦИКЛИКА (от позднелат

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ЭНЦИКЛИКА (от позднелат. encyclicus — окружной, общий) — первоначально окружное послание еписко­па. В современной католической церкви — послание папы римского, обращенное ко всем католикам либо «ко всем людям доброй воли». Энциклики посвящаются вопросам веры, морали, социально-политическим про­блемам и т. д. Пишутся, как правило, на лат. языке и получают название по первым словам текста. По кано­нам католической церкви Э. не подлежит обсуждению и обязательна к исполнению. В Э. папа римский обыч­но разъясняет в целях унификации позиций церкви проблемы, связанные с развитием мира и церковного учения; он предостерегает верующих от возможных заблуждений, угрожающих католическому единству, и т. д. Начало посланиям в форме Э. положил в 1740 папа Бенедикт XIV. Как вид официального документа, Э. сво­им пространным содержанием отличается от других церковных документов: бреве — обычного админис­тративно-церковного послания и буллы — торжествен­ного акта папы римского, содержащего постановления, распоряжения. К настоящему времени наибольшее количество Э. обнародовал Лев XIII (понтификат кото­рого, т. е. время пребывания в должности, осуществ­лялся в 1878-1903) — 51 и Пий XII (1939-1958) — 41. Папа Иоанн Павел II (1978-2005) был автором соци­альных энциклик «Redemptor hominis» («Искупитель человека», 1979), «Dives in misericordia» («Богат в мило­сердии», 1980), «Laborem exercens» («Трудом своим», 1981), «Sollicitudo rei socialis» («Забота об обществен­ном», 1988), «Centesimus annus» («Столетняя годовщи­на», 1991) и «Evangelie vitae» («Евангелие жизни», 1995). Э. Иоанна Павла II отличает в целом пессимистичес­кий взгляд на мир. Они полны красочных описаний бедствий, которые несет современная цивилизация, предупреждают о возможности самоуничтожения че­ловечества, рисуют отчуждение и трагедию существо­вания человека в современном мире. Политика церкви предстает в Э. Иоанна Павла II как форма духовного пастырства, служение людям с помощью Евангелия; в этой связи понтифик постоянно обращался к священ­нослужителям с призывами избегать участия в непос­редственной политической деятельности. В то же вре­мя, ратуя за аполитичность церкви, Э. Иоанна Павла II обосновывают ее право на «присутствие» во всех сфе­рах человеческой деятельности.

Ф.Г. Овсиенка