Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗ­НЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — трудовая, хозяйственная, предпринимательская деятельность религиозных орга­низаций, которая является существенной стороной их функционирования. В особенности это относится к протестантским конфессиям, получившим распростра­нение в Зап. Европе и Америке, а в 19 в. появившимся в России в результате деятельности миссионеров, пересе­ленцев из западных стран. Члены ранних протестант­ских конфессий обладали огромным опытом хозяйствен­но-предпринимательской, фермерской деятельности, были носителями специфической протестантской мо­рали «мирского аскетизма», освящавшей накопление капитала и предпринимательскую деятельность. Руко­водители протестантских конфессий в России рассмат­ривали себя в качестве наследников Реформации, про­тестантской морали, которая способствовала подъему экономики в странах Европы и Америки (см. Протес­тантизм). Они были убеждены в том, что именно ре­лигиозная этика может стать основным стимулом раз­вития капиталистической экономики, хозяйственного предпринимательства и бизнеса. И сегодня протестант­ское отношение к хозяйственно-трудовой деятельнос­ти вдохновляется идеями основоположников реформа- ционного движения в Европе М, Лютера, Ж. Кальвина и других. Как показал выдающийся немецкий социолог М. Вебер, протестантские догматы о «предопределениик спасению», о труде как «призваний Божием», проповедь «мирского аскетизма», бережливости, трезвого обра­за жизни и другие этические принципы в немалой степени способствовали формированию духа капита­лизма — рациональности, предприимчивости, стрем­ления к успеху. Признание религиозными реформато­рами высокого религиозно-нравственного значения мирской деятельности человека означало прежде все­го высокую оценку его труда. Всепоглощающий груд в своей земной профессии стал религиозной обязан­ностью верующего, религиозным долгом, служением Богу в миру. Успех в хозяйственной деятельности, по­лучение прибыли, обогащение считались в свете тако­го учения симптомами божественной благодати, кос­венным признаком избранничества: чем больше успех, тем вернее избрание. Религиозно-этические принци­пы протестантизма делали последователей протестан­тских конфессий самыми добросовестными работни­ками. Многие протестантские деятели сделали еванге- лизацию «делом религиозного возрождения», объектом приложения эффективных методов ведения бизнеса. Современные протестантские конфессии в России в своем отношении к хозяйственно-предприниматель­ской деятельности также исходят из принципов про­тестантской этики и догматики. По их мнению, со­стояние экономики государства во многом зависит от нравственного состояния общества. Основной пред­посылкой, условием создания рынка является, с т. зр. протестантских идеологов, тип массового сознания, вос­принимающего свободу частной собственности и пред­принимательства как часть общих свобод личности. В историческом плане рыночное сознание современ­ного общества вызревало как воплощение ценностной ориентации людей на достижение личных свобод. Весь­ма интересен опыт хозяйственно-предпринимательс­кой деятельности Русской православной церкви, которая получила развитие в первую очередь в православных монастырях. Многовековая история русских право­славных монастырей свидетельствует: несмотря на то, что идеал монашествующих лежит в сфере благочес­тия, смирения, нестяжания, в ощущении собственной греховности, в физическом подвиге (постах религиоз­ных, воздержании и т. п.), в размышлениях о Боге и что основные элементы человеческого бытия — труд, соб­ственность, знания, человеческие связи, сама жизнь провозглашались ценностями весьма относительны­ми, монастыри накопили богатейший опыт хозяй­ственной и предпринимательской деятельности. Тра­диции монастырского хозяйства в России были пре­рваны и насильственно разрушены в перв. четв. 20 в. В настоящее время идет процесс восстановления рус­ских православных монастырей и воссоздания всех сфер их традиционной деятельности, в т. ч. хозяйствен­но-предпринимательской. Важную роль в жизнедея­тельности монастырей играют социальные и экономи­ческие стимулы. И хотя русский православный монас­тырь не трудовая община, современные монастырские уставы рекомендуют следовать примеру отцов монаше­ства и не гнушаться никакого труда. Почти в каждом монастыре сегодня есть сад, огород, пасека, мастерские, и все работы по обслуживанию монастырского хозяйства выполняются силами наемных рабочих. Конечно, среди последователей православия есть люди, которые считают, что надо быть дальше от «мира сего» и его «земных» ин­тересов: политических, социальных, экономических. Од­нако нельзя отрицать и того, что в православии есть не только трудовые и хозяйственно-предпринимательские традиции, но и определенное хозяйственное самосозна­ние, своеобразное социально-экономическое миросозер­цание, опирающееся на систему православно-христианских духовных ценностей, формирующее духовно-нравственные стимулы хозяйственной деятельности и моральные критерии экономического поведения в об­ществе. В этом смысле, используя терминологию С.Н. Булгакова, можно говорить об «особых чертах пра­вославного экономического человека», о «православ­ной философии хозяйства». В России в тесной связи с православным пониманием ценностей хозяйственной де­ятельности сложились своеобразные принципы эко­номической деятельности, включающие в себя, поми­мо общехристианских, такие традиционные практичес­кие хозяйственные добродетели, как рационализм, прилежание, усердие, предприимчивость, осмотритель­ность, верность и точность в деловых отношениях, воз­держание и милосердие. Эти принципы плодотворно работали среди купцов и предпринимателей, большин­ство из которых были старообрядцами (см. Старооб­рядчество). Они проявились и в заключении сделок по­средством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением, и в предоставлении кредита на основе доверия кредитора (слова «вера» и «кредит» были синонимами), и в том, что первостепен­ное значение имел беспроцентный кредит. Культ чест­ной конкуренции был проявлением высокой нрав­ственности русского предпринимательства. Хорошей фирмой считалась та, которая могла торговать дешев­ле, чем ее конкурент. Для русского предприниматель­ства были характерны неприятие безудержного эгоиз­ма и предпочтительность достижения любых целей через единение. И сегодня религиозные организации России в целом поддерживают частное предпринима­тельство, однако признают, что если частный принцип доведен до предела, то он вступает в противоречие с нравственными законами. Подобная экономическая деятельность даже получила название «бизнес во Хри­сте». Конечно, христианское руководство по ведению честного и справедливого бизнеса в современной Рос­сии все-таки лежит в сфере желаемого, а не действи­тельного. Однако в целом, отдавая дань определенной идеализации представлений некоторых христиан-пред- принимателей о той ситуации, которая складывается сегодня в российском бизнесе, их надеждам на введе­ние предпринимательской деятельности в рамки закон­ности, честности и справедливости при помощи рели­гии, веры в Бога, божественного водительства и заботы, необходимо отметить, что при решении задач социаль­но-экономического и духовного возрождения России нельзя игнорировать связь, которая с древнейших вре­мен существует между религией и экономической дея­тельностью человека. (См. также: Религия и экономика; Буддийская экономика; Исламская экономика.)

Е.С. Элбакян

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz