Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ — трудовая, хозяйственная, предпринимательская деятельность религиозных организаций, которая является существенной стороной их функционирования. В особенности это относится к протестантским конфессиям, получившим распространение в Зап. Европе и Америке, а в 19 в. появившимся в России в результате деятельности миссионеров, переселенцев из западных стран. Члены ранних протестантских конфессий обладали огромным опытом хозяйственно-предпринимательской, фермерской деятельности, были носителями специфической протестантской морали «мирского аскетизма», освящавшей накопление капитала и предпринимательскую деятельность. Руководители протестантских конфессий в России рассматривали себя в качестве наследников Реформации, протестантской морали, которая способствовала подъему экономики в странах Европы и Америки (см. Протестантизм). Они были убеждены в том, что именно религиозная этика может стать основным стимулом развития капиталистической экономики, хозяйственного предпринимательства и бизнеса. И сегодня протестантское отношение к хозяйственно-трудовой деятельности вдохновляется идеями основоположников реформа- ционного движения в Европе М, Лютера, Ж. Кальвина и других. Как показал выдающийся немецкий социолог М. Вебер, протестантские догматы о «предопределениик спасению», о труде как «призваний Божием», проповедь «мирского аскетизма», бережливости, трезвого образа жизни и другие этические принципы в немалой степени способствовали формированию духа капитализма — рациональности, предприимчивости, стремления к успеху. Признание религиозными реформаторами высокого религиозно-нравственного значения мирской деятельности человека означало прежде всего высокую оценку его труда. Всепоглощающий груд в своей земной профессии стал религиозной обязанностью верующего, религиозным долгом, служением Богу в миру. Успех в хозяйственной деятельности, получение прибыли, обогащение считались в свете такого учения симптомами божественной благодати, косвенным признаком избранничества: чем больше успех, тем вернее избрание. Религиозно-этические принципы протестантизма делали последователей протестантских конфессий самыми добросовестными работниками. Многие протестантские деятели сделали еванге- лизацию «делом религиозного возрождения», объектом приложения эффективных методов ведения бизнеса. Современные протестантские конфессии в России в своем отношении к хозяйственно-предпринимательской деятельности также исходят из принципов протестантской этики и догматики. По их мнению, состояние экономики государства во многом зависит от нравственного состояния общества. Основной предпосылкой, условием создания рынка является, с т. зр. протестантских идеологов, тип массового сознания, воспринимающего свободу частной собственности и предпринимательства как часть общих свобод личности. В историческом плане рыночное сознание современного общества вызревало как воплощение ценностной ориентации людей на достижение личных свобод. Весьма интересен опыт хозяйственно-предпринимательской деятельности Русской православной церкви, которая получила развитие в первую очередь в православных монастырях. Многовековая история русских православных монастырей свидетельствует: несмотря на то, что идеал монашествующих лежит в сфере благочестия, смирения, нестяжания, в ощущении собственной греховности, в физическом подвиге (постах религиозных, воздержании и т. п.), в размышлениях о Боге и что основные элементы человеческого бытия — труд, собственность, знания, человеческие связи, сама жизнь провозглашались ценностями весьма относительными, монастыри накопили богатейший опыт хозяйственной и предпринимательской деятельности. Традиции монастырского хозяйства в России были прерваны и насильственно разрушены в перв. четв. 20 в. В настоящее время идет процесс восстановления русских православных монастырей и воссоздания всех сфер их традиционной деятельности, в т. ч. хозяйственно-предпринимательской. Важную роль в жизнедеятельности монастырей играют социальные и экономические стимулы. И хотя русский православный монастырь не трудовая община, современные монастырские уставы рекомендуют следовать примеру отцов монашества и не гнушаться никакого труда. Почти в каждом монастыре сегодня есть сад, огород, пасека, мастерские, и все работы по обслуживанию монастырского хозяйства выполняются силами наемных рабочих. Конечно, среди последователей православия есть люди, которые считают, что надо быть дальше от «мира сего» и его «земных» интересов: политических, социальных, экономических. Однако нельзя отрицать и того, что в православии есть не только трудовые и хозяйственно-предпринимательские традиции, но и определенное хозяйственное самосознание, своеобразное социально-экономическое миросозерцание, опирающееся на систему православно-христианских духовных ценностей, формирующее духовно-нравственные стимулы хозяйственной деятельности и моральные критерии экономического поведения в обществе. В этом смысле, используя терминологию С.Н. Булгакова, можно говорить об «особых чертах православного экономического человека», о «православной философии хозяйства». В России в тесной связи с православным пониманием ценностей хозяйственной деятельности сложились своеобразные принципы экономической деятельности, включающие в себя, помимо общехристианских, такие традиционные практические хозяйственные добродетели, как рационализм, прилежание, усердие, предприимчивость, осмотрительность, верность и точность в деловых отношениях, воздержание и милосердие. Эти принципы плодотворно работали среди купцов и предпринимателей, большинство из которых были старообрядцами (см. Старообрядчество). Они проявились и в заключении сделок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением, и в предоставлении кредита на основе доверия кредитора (слова «вера» и «кредит» были синонимами), и в том, что первостепенное значение имел беспроцентный кредит. Культ честной конкуренции был проявлением высокой нравственности русского предпринимательства. Хорошей фирмой считалась та, которая могла торговать дешевле, чем ее конкурент. Для русского предпринимательства были характерны неприятие безудержного эгоизма и предпочтительность достижения любых целей через единение. И сегодня религиозные организации России в целом поддерживают частное предпринимательство, однако признают, что если частный принцип доведен до предела, то он вступает в противоречие с нравственными законами. Подобная экономическая деятельность даже получила название «бизнес во Христе». Конечно, христианское руководство по ведению честного и справедливого бизнеса в современной России все-таки лежит в сфере желаемого, а не действительного. Однако в целом, отдавая дань определенной идеализации представлений некоторых христиан-пред- принимателей о той ситуации, которая складывается сегодня в российском бизнесе, их надеждам на введение предпринимательской деятельности в рамки законности, честности и справедливости при помощи религии, веры в Бога, божественного водительства и заботы, необходимо отметить, что при решении задач социально-экономического и духовного возрождения России нельзя игнорировать связь, которая с древнейших времен существует между религией и экономической деятельностью человека. (См. также: Религия и экономика; Буддийская экономика; Исламская экономика.)
Е.С. Элбакян