Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЭЗОТЕРИЗМ (греч. eocoGev — изнутри) — совокупность тайных учений и практик, доступных только посвященным последователям. Источниками Э. с исторической т. зр. были шаманский мистический опыт (см. Шаманизм), система первобытных инициации, замкнутые группы людей, претендующих на обладание сакральным знанием, мистериальные культы умирающих и воскресающих богов, архаичная магия и др. Одним из оснований развития западного Э. являлось тесное взаимодействие различных религий и культур в эпоху поздней Античности на Ближнем Востоке, особенно в Александрии Египетской. После утверждения первенства христианской церкви традиции Э. ослабевают, однако не исчезают окончательно. С расцветом гуманистических идей Ренессанса они выходят на авансцену духовной жизни Европы, соединяясь при этом с христианским вероучением. Э. оказывает серьезное воздействие на мировоззрение интеллектуальной и художественной элиты 15-18 вв. (М. Фичино, П. дела Мирандола, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, И. Ньютон и др.). Развитие новоевропейского естествознания подрывает авторитет Э., отодвигает его на задний план. Очередной всплеск активности Э. в Европе происходит в кон. 19 в. под влиянием теософских концепций (Е.П. Блаватской и других). Современный Э. характеризуется чрезвычайной многоликостью и самыми причудливыми построениями, изобилием школ и течений, претендующих на истинное знание и верность идеалам прошлого. Здесь смешиваются и эзотерические идеи прошлых веков, и новейшие естественнонаучные достижения, и элементы художественного творчества, и различные аспекты традиционных религий. Многие традиции Э. сегодня стремятся к контактам с миром академической науки. Определенный интерес к эзотерическим идеям проявляют гуманитарные области знания (психология, религиоведение, культурология и др.). Представители естественных наук, как правило, не признают весомость эзотерических воззрений. Э. стал мощным фактором современной культуры, оказывая влияние на многие ее стороны, особенно на искусство и религию. Заложенный в Э. момент «тайны» необязательно связан с внешней закрытостью конкретного эзотерического направления; скорее он предполагает некий скрытый («эзотерический») смысл, непонятный обычному человеку. Тем не менее приверженцы некоторых традиций Э. объединяются в закрытые сообщества. Хотя элементы Э. можно проследить в различных сферах человеческой жизни (политика, наука, искусство и т. п.), в наибольшей степени они выражены в религии. К разряду религиозного Э. принято относить такие традиции, как магия, герметизм, гностицизм, алхимия, астрология, Каббала, масонство, теософия, западный традиционализм, йога, тантризм и др. Э. противопоставляет себя «экзотеризму», т. е. «внешним («простым», или массовым) сторонам религиозных систем, не требующим для своего понимания специального посвящения. Эзотерические направления претендуют на обладание всей полнотой истины, на что, с их т. зр., неспособны «экзотерические» течения. Обретение этой истины — важнейшая цель Э.; как правило, это происходит на пути внутреннего личного мистического опыта. Традиции Э. могут восприниматься: как более глубинный слой отдельной религии (Каббала); как не связанные с конкретной религией (алхимия); как своеобразный религиозный синтез (теософия). Но Э. может фигурировать в религиозной сфере и в других формах. Во-пер- вых, любая религия содержит в себе те или иные элементы, связанные с тайной, а вместе с ними и потенциальный источник Э. В этом смысле эзотерич- ны таинства христианские и «Откровение Иоанна Богослова», тайное имя Бога в иудаизме, древнеиндийские спекуляции по поводу характера жертвоприношения, феномен вознесения Пророка в исламе. Во-вторых, в условиях неприятия со стороны господствующей религиозной системы те или иные течения могут переходить на нелегальное положение, тем самым вынужденно становясь эзотерическими. Таково раннее христианство в эпоху гонений со стороны римских императоров или религия катаров в средневековой Европе. При благоприятных условиях подобные направления отказываются от своего «эзотерического» статуса. Далее, различные концепции, теории, практики, которые в одной религии (учении) не осмысляются как эзотерические, могут стать таковыми в других (напр., неэзотерический по своему существу неоплатонизм является важным эзотерическим аспектом Каббалы). Бывает и так, что элементы, считающиеся в системе эзотерическими в один период времени, перестают быть в ней таковыми позднее, и наоборот. Условно можно разделять религиозный Э. на «высокий» и «низкий». Первый занят различными теоретическими и ритуальными разработками, ориентируемыми на потустороннее бытие (идеал — спасение, освобождение души), тогда как второй посвящен проблемам посюсторонней земной жизни (идеал — достижение материальных благ и социального успеха магическими средствами). В основном именно ко второму виду Э. больше всего подходит обозначение «оккультизм»; однако, в целом, между Э. и оккультизмом нет больших различий. Не существует единого систематического учения, присущего всем без исключения эзотерическим традициям. Нет общих свя- щенных писаний, нет общего символа веры, единой организации и единого основателя. Тем не менее можно с известными оговорками указать на некоторые идеи, общие для разных традиций Э.: идея единого абсолютного начала, пребывающего в основе мироздания и имеющего безличную природу; пронизанность мира некоей энергетической и в то же время духовной субстанцией; наличие тождества между микро- и макрокосмом, «симпатий» и «антипатий» между всеми вещами; единство мужского и женского начал; творение мира как процесс эманации и в силу этого отсутствие принципиальной разницы между творцом и творением; индивидуальное спасение на основе священного знания; появление необычных психических свойств в процессе духовного развития; сложный, многослойный характер душевной организации; магия как универсальное средство духовной деятельности и др. Большое значение для Э. имеет идея священного знания (гнозис), которое открывается посвященному в результате внутреннего озарения. В этой связи этическая сторона в Э. оказывается подчиненной познавательной стороне: злом считается неведение, благом — достижение подлинного знания. Зачастую традиции Э. намеренно используют сложный, символический язык в своих произведениях, стремясь утаить высокие истины от непосвященных, которые могут использовать их в корыстных целях (алхимия).
Огромная роль в Э. принадлежит фигуре наставника, наделенного непререкаемым авторитетом, в ряде случаев наставник обожествляется (тантризм, герметизм). Эзотерическая группа — это братство единомышленников, спаянных единым учением и формирующих определенную иерархическую лестницу, на низшей ступени которой стоят неофиты, а на высшей — учитель (мастер). Эзотерические традиции лишены догматизма и открыты для внешних влияний, что часто делает их учения эклектичными или синкретичными (см. Синкретизм). В принципе любая концепция и любая практика могут найти в них свое место.
С.В. Пахомов