ЭЗОТЕРИЗМ (греч

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.


ЭЗОТЕРИЗМ (греч. eocoGev — изнутри) — совокуп­ность тайных учений и практик, доступных только по­священным последователям. Источниками Э. с исто­рической т. зр. были шаманский мистический опыт (см. Шаманизм), система первобытных инициации, замкну­тые группы людей, претендующих на обладание сак­ральным знанием, мистериальные культы умирающих и воскресающих богов, архаичная магия и др. Одним из оснований развития западного Э. являлось тесное вза­имодействие различных религий и культур в эпоху по­здней Античности на Ближнем Востоке, особенно в Александрии Египетской. После утверждения первен­ства христианской церкви традиции Э. ослабевают, од­нако не исчезают окончательно. С расцветом гуманис­тических идей Ренессанса они выходят на авансцену духовной жизни Европы, соединяясь при этом с хрис­тианским вероучением. Э. оказывает серьезное воздей­ствие на мировоззрение интеллектуальной и художе­ственной элиты 15-18 вв. (М. Фичино, П. дела Мирандола, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, И. Ньютон и др.). Развитие новоевропейского естествознания подрыва­ет авторитет Э., отодвигает его на задний план. Очеред­ной всплеск активности Э. в Европе происходит в кон. 19 в. под влиянием теософских концепций (Е.П. Блаватской и других). Современный Э. характеризуется чрез­вычайной многоликостью и самыми причудливыми построениями, изобилием школ и течений, претенду­ющих на истинное знание и верность идеалам прошло­го. Здесь смешиваются и эзотерические идеи прошлых веков, и новейшие естественнонаучные достижения, и элементы художественного творчества, и различные аспекты традиционных религий. Многие традиции Э. сегодня стремятся к контактам с миром академичес­кой науки. Определенный интерес к эзотерическим идеям проявляют гуманитарные области знания (пси­хология, религиоведение, культурология и др.). Предста­вители естественных наук, как правило, не признают весомость эзотерических воззрений. Э. стал мощным фактором современной культуры, оказывая влияние на многие ее стороны, особенно на искусство и религию. Заложенный в Э. момент «тайны» необязательно свя­зан с внешней закрытостью конкретного эзотеричес­кого направления; скорее он предполагает некий скры­тый («эзотерический») смысл, непонятный обычному человеку. Тем не менее приверженцы некоторых тра­диций Э. объединяются в закрытые сообщества. Хотя элементы Э. можно проследить в различных сферах человеческой жизни (политика, наука, искусство и т. п.), в наибольшей степени они выражены в религии. К разряду религиозного Э. принято относить такие тра­диции, как магия, герметизм, гностицизм, алхимия, ас­трология, Каббала, масонство, теософия, западный тра­диционализм, йога, тантризм и др. Э. противопостав­ляет себя «экзотеризму», т. е. «внешним («простым», или массовым) сторонам религиозных систем, не требую­щим для своего понимания специального посвяще­ния. Эзотерические направления претендуют на обла­дание всей полнотой истины, на что, с их т. зр., неспо­собны «экзотерические» течения. Обретение этой истины — важнейшая цель Э.; как правило, это происхо­дит на пути внутреннего личного мистического опыта. Традиции Э. могут восприниматься: как более глубинный слой отдельной религии (Каббала); как не связанные с конкретной религией (алхимия); как своеобразный ре­лигиозный синтез (теософия). Но Э. может фигуриро­вать в религиозной сфере и в других формах. Во-пер- вых, любая религия содержит в себе те или иные эле­менты, связанные с тайной, а вместе с ними и потенциальный источник Э. В этом смысле эзотерич- ны таинства христианские и «Откровение Иоанна Богослова», тайное имя Бога в иудаизме, древнеиндий­ские спекуляции по поводу характера жертвоприноше­ния, феномен вознесения Пророка в исламе. Во-вторых, в условиях неприятия со стороны господствующей ре­лигиозной системы те или иные течения могут пере­ходить на нелегальное положение, тем самым вынуж­денно становясь эзотерическими. Таково раннее хрис­тианство в эпоху гонений со стороны римских импе­раторов или религия катаров в средневековой Европе. При благоприятных условиях подобные направления отказываются от своего «эзотерического» статуса. Да­лее, различные концепции, теории, практики, которые в одной религии (учении) не осмысляются как эзоте­рические, могут стать таковыми в других (напр., неэзо­терический по своему существу неоплатонизм являет­ся важным эзотерическим аспектом Каббалы). Бывает и так, что элементы, считающиеся в системе эзотери­ческими в один период времени, перестают быть в ней таковыми позднее, и наоборот. Условно можно разде­лять религиозный Э. на «высокий» и «низкий». Пер­вый занят различными теоретическими и ритуальны­ми разработками, ориентируемыми на потустороннее бытие (идеал — спасение, освобождение души), тогда как второй посвящен проблемам посюсторонней земной жизни (идеал — достижение материальных благ и со­циального успеха магическими средствами). В основ­ном именно ко второму виду Э. больше всего подходит обозначение «оккультизм»; однако, в целом, между Э. и оккультизмом нет больших различий. Не существует единого систематического учения, присущего всем без исключения эзотерическим традициям. Нет общих свя- щенных писаний, нет общего символа веры, единой орга­низации и единого основателя. Тем не менее можно с известными оговорками указать на некоторые идеи, об­щие для разных традиций Э.: идея единого абсолютно­го начала, пребывающего в основе мироздания и имею­щего безличную природу; пронизанность мира некоей энергетической и в то же время духовной субстанцией; наличие тождества между микро- и макрокосмом, «сим­патий» и «антипатий» между всеми вещами; единство мужского и женского начал; творение мира как процесс эманации и в силу этого отсутствие принципиальной разницы между творцом и творением; индивидуальное спасение на основе священного знания; появление нео­бычных психических свойств в процессе духовного раз­вития; сложный, многослойный характер душевной организации; магия как универсальное средство духов­ной деятельности и др. Большое значение для Э. имеет идея священного знания (гнозис), которое открывает­ся посвященному в результате внутреннего озарения. В этой связи этическая сторона в Э. оказывается под­чиненной познавательной стороне: злом считается не­ведение, благом — достижение подлинного знания. За­частую традиции Э. намеренно используют сложный, символический язык в своих произведениях, стремясь утаить высокие истины от непосвященных, которые могут использовать их в корыстных целях (алхимия).

Огромная роль в Э. принадлежит фигуре наставника, наделенного непререкаемым авторитетом, в ряде случа­ев наставник обожествляется (тантризм, герметизм). Эзотерическая группа — это братство единомышленни­ков, спаянных единым учением и формирующих опре­деленную иерархическую лестницу, на низшей ступени которой стоят неофиты, а на высшей — учитель (мас­тер). Эзотерические традиции лишены догматизма и открыты для внешних влияний, что часто делает их уче­ния эклектичными или синкретичными (см. Синкре­тизм). В принципе любая концепция и любая практика могут найти в них свое место.

С.В. Пахомов