Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ–подношение даров богам,
духам природы или духам умерших, очень рано принявшее форму строго
регламентированного обрядового действа. Подобные ритуалы существовали уже во
времена верхнего палеолита, о чем свидетельствуют особым образом оформленные
«хранилища» костей и черепов пещерных медведей в Альпах (Драхенлох, Петерсхёле,
Виллендорф, Монтеспан). Неандертальские погребения с «инвентарем» (захоронения
Ла-Шапель-о-Сен, Ла Ферраси во Франции, где рядом со скелетами найдены
кремневые орудия и минералы красной охры) можно рассматривать как погребальные
подношения сородичам с целью обеспечить их необходимыми предметами и пищей в
другой жизни. Под влиянием археологических находок и этнографических данных
сформировались взгляды на происхождение обряда Ж. непосредственно из
«кормления» покойников. Ж. является также символом покорности и благодарности
высшему существу, мыслится как форма общения с духами местности, с животным-тотемом,
с божеством. Сторонники версии происхождения обряда из магии считают, что
жертвенные ритуалы возникают, когда человек разочаровывается в своих возможностях
с помощью магических манипуляций подчинить себе духов природы. Практика
воздействия на сверхъестественные силы превращается в практику умилостивления,
требующую даров и подношений. Нерелигиозную версию происхождения обряда Ж. выдвинули
философы-просветители 18 в., считающие, что ритуал возник в результате
деятельности жрецов, обманом вымогающих дары у верующих. С.А.Токарев видит
корни обычая также не в религиозной сфере. Он возводит Ж. к ранним историческим
формам обмена, обусловленным личностными и кровнородственными отношениями. Ж.
может рассматриваться как обмен между людьми и сверхъестественными существами:
передавая земные ценности представителям другого мира, взамен человек получает
какие-либо магические дары (волшебные предметы или чудесных помощников,
священное знание или пророческое искусство). Таким образом, посредством жертвы
осуществляется медиация между профанной и сакральной зонами.
Медиативная функция Ж. превращает саму жертву, доставленную в мир богов, в
способ достижения трансцендентной сферы (к примеру, Агни в
ведийской мифологии – и жертва, и курьер, возносящийся к небесам
на огненной колеснице). С этими представлениями связаны т. н. «кровавые» Ж.
(заклание животного или ритуальное убийство человека). В охотничьих культурах
Ж. животного (Медвежий праздник у народов Сибири) толкуется как отправление
души зверя к небесному владыке, чтобы передать мольбы и прошения людей. Убитое
животное должно вернуться на следующий год и привести с собой множество
сородичей, обеспечив охотникам удачный промысел. Вместе с тем, поглощая мясо
убитой жертвы, превращая ее тело в собственную плоть, участники ритуальной
трапезы приобщаются к ее священной природе, обретают ее качества. (Возможно,
христианский обряд евхаристии имеет ту же семантику). Идея связи ритуальной
смерти с плодородием нашла отражение в раннеземледельческих культурах
Средиземноморья. На смену реальным «кровавым» Ж. приходит разыгрываемая в
храме мистериальная драма, в которой символическая смерть жреца
означает убийство персонажа, отправляющегося в царство мертвых. С его
возвращением в мире наступает сезон плодородия. В поздних религиозных традициях
архаический смысл Ж. постепенно меняется. Манифестируется бескорыстный характер
дарения. Идеальным было бы Ж., не допускающее никакой прагматики. Крайним
выражением этой идеи, например, в христианстве является история
Авраама, готового пожертвовать Богу своего сына.
Через жертвование самого ценного происходит установление трансцендентального
ощущения жизни в противовес эмпирическому, утилитарному отношению к бытию. Ж.
Авраама – символ духовного возвышения над самим собой. Апофеозом бескорыстного
Ж. в христианстве можно считать самопожертвование
Иисуса Христа, который, приняв крестную муку за все человечество,
тем самым сделал Ж. излишним. Преподнесение Богу в качестве самого ценного дара
собственной жизни во многих религиях заменено символическим посвящением,
служением высшему существу. Самоубийство же, за исключением отдельных случаев
(ассасины и их ответвления в исламе; обряд сати (самосожжение
вдов) в Индии) порицается и считается грехом. Как
наследие «кровавых» Ж. могут рассматриваться обряды самоистязания, существующие
в некоторых религиозных традициях (например, хлысты).
В качестве дара преподносится не столько кровь, сколько
готовность добровольно принять муки и страдание, т. е. акцентируется духовный
характер жертвования, а не его материальный аспект. В восточных религиях (индуизм> буддизм, синтоизм) продолжает существовать
практика подношения посвященных Богу животных, которые не умерщвляются, но
считаются собственностью божества. Как правило, обряд совершается с целью испросить
у высших сил благополучия, здоровья, богатства. В этом смысле традиции
восточных религий больше напоминают практику обмена, но и здесь наряду с
Ж.-молением утверждается Ж.-благодарность. В современных формах Ж. трансформировалось
из ритуала дарения богам в подношения на храмовые нужды, плату священнослужителям.
Т.И. Борко