ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ – одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ – одно из течений в протестантизме, близкое к баптизму. Возникло в Рос­сии в сер. 1870-х гг. Первоначально появилось в ари­стократических кругах Санкт-Петербурга под влия­нием проповедей английского лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока. Редсток был приглашен в Россию княгиней Е.И. Чертковой, которая была одной из пред­ставительниц русских аристократических кругов, ра­зочаровавшихся в официальной государственной ре­лигии Российской империи, православии. Редсток при­был в Санкт-Петербург в 1874. После первых встреч в высшем обществе последователями его идей стали В.А. Пашков, барон М.М. Корф, граф А.П. Бобринский, княгини Ливен и Гагарина. В циркуляре Министерства внутренних дел России от 4 июля 1894 секта штундистов, к которой причисляли также баптистов и Е. х., объявлялась вредной в церковном и государственном отношениях и молитвенные собрания этих религиоз­ных организаций запрещались. Связь Е. х. и баптистов проявлялась в том, что Е. х. придерживались мировоз­зрения и вероучительной концепции, близких баптист­ским. Однако отличительной особенностью Е. х. было представление о том, что возможность спастись предо­ставляется не только избранным, как об этом пропове­довали баптисты, но и всем поверившим в Иисуса Хри­ста. Акцент в сотериологии Е. х. делался в первую оче­редь на свободу воли человека. В отношении крещения Е. х. допускали не только погружение, но и просто лег­кое обрызгивание человека водой, а баптисты только полное погружение. Так же и в отношении рукополо­жения на служение: у баптистов было обязательным рукоположение, т.е. молитва с возложением рук для благословения на пастырское служение. Евангелисты в этом отношении были намного либеральней. Они могли, напр., поручить провести такой важный ритуал, как хлебопреломление, разным служителям, и необя­зательно те должны были быть рукоположены. Общи­ны Е. х. имели демократическую организацию, что при­влекало к ним мелкую буржуазию, рабочих и крестьян. Первоначально взгляды Е. х. распространились в Мос­ковской, Тверской, Тульской, Нижегородской, Псков­ской и других центральных губерниях России. Актив­ным проповедником концепции Е. х. стал богач и фи­лантроп, полковник В.А. Пашков. Он развернул активную работу среди рабочих. Вскоре после высылки Пашкова за границу общины Е. х. возглавил И.С. Про­ханов, который был известен тем, что занимался науч­ными изысканиями в области теологии. Он переводил английские христианские песни на рус. язык, а также написал много собственных песен-псалмов, затем со­ставил сборники этих псалмов под названием «Гусли». Он также организовал издание журнала «Христианин», который выходил нелегально. Однако Проханов заре­комендовал себя не только как теолог и издатель, но и как организатор и объединитель Е. х. в единую религи­озную структуру. В нач. 20 в. Проханов усилил ориента­цию на создание всероссийской организации еванге­листов. В революции 1905 ярко проявилась прокадетская ориентация верхушки Е. х., в этот же период были легализованы браки, заключавшиеся в общинах Е. х., т. к. до этого они не признавались светской властью. В 1909 на волне либерализма состоялся съезд Е. х., на котором удалось учредить Союз Евангельских Хрис­тиан с собственной духовной иерархией и Всероссий­ским советом во главе с Прохановым. Несмотря на по­пытки сохранить демократическую линию в жизни общин Е. х., к 1914 общины разделились на более и менее значимые, все дела перешли в ведение братско­го совета, большое влияние получили пресвитеры и диаконы. Внутри евангелистов началась борьба, в ос­нове которой лежали гл. обр. социальные разногла­сия. Во время Первой мировой войны под давлением православного духовенства, представлявшего еванге­листов немецкими шпионами, деятельность многих общин Е. х. была запрещена. В марте 1917 Проханов выступил с проектом социально-политических преоб­разований на основе религиозной реформации. Для осуществления этого им была создана христианско«де­мократическая партия «Воскресение». Не приняв Ок­тябрьской революции, руководители Е. х. противопо­ставили ей религиозную «революцию духа». Однако уже к сер. 1920-х гг. они перешли на лояльные пози­ции по отношению к советской власти. В 1930-х гг. многие из Е. х. подверглись репрессиям. В это время деятельность Союза евангельских христиан была пре­кращена и возобновилась лишь в 1942. В 1944 под на­жимом властей Е. х. объединились с баптистами, обра­зовав Союз евангельских христиан-баптистов. Во гла­ве Союза встали Я.И. Жидков, A.B. Карев, И.И. Моторин, H.A. Левинданто и др. В 1945 к этому Союзу примкну­ла, опять же не без содействия властей, часть пятиде­сятников. В 1963 туда же вошли меннониты. Однако в кон. 1960-х гг., когда в СССР развернулась массовая антирелигиозная пропаганда, тысячи церквей и молит­венных домов Е. х. были закрыты. После распада СССР отдельные общины Е. х., которые продолжали свою де­ятельность в подполье, смогли официально зарегист­рироваться как религиозные организации. В настоящее время в России зарегистрировано ок. 4,5 тыс. религи­озных организаций Е. х. Т. обр., на 2004 по количеству зарегистрированных общин Е. х. находятся в России на втором месте после Русской православной церкви.

A.B. Третьяков