Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ – одно из течений в протестантизме,
близкое к
баптизму. Возникло в России в сер.
1870-х гг. Первоначально появилось в аристократических кругах Санкт-Петербурга
под влиянием проповедей английского лорда Гренвиля Вальдигрева Редстока. Редсток
был приглашен в Россию княгиней Е.И. Чертковой, которая была одной из представительниц
русских аристократических кругов, разочаровавшихся в официальной государственной религии Российской империи, православии. Редсток прибыл в Санкт-Петербург в 1874. После
первых встреч в высшем
обществе последователями его идей стали В.А. Пашков, барон М.М. Корф, граф А.П.
Бобринский, княгини
Ливен и Гагарина. В циркуляре Министерства внутренних дел России от 4
июля 1894 секта
штундистов, к которой причисляли также баптистов и Е. х., объявлялась вредной в церковном и
государственном отношениях и молитвенные собрания этих религиозных организаций
запрещались. Связь Е. х. и баптистов проявлялась в том, что Е. х. придерживались
мировоззрения и вероучительной
концепции, близких баптистским. Однако отличительной особенностью Е. х. было
представление о том, что возможность спастись предоставляется не только
избранным, как об этом проповедовали баптисты, но и всем поверившим в Иисуса Христа. Акцент
в сотериологии Е.
х. делался в первую очередь на свободу воли человека. В отношении крещения Е.
х. допускали не только погружение, но и просто легкое обрызгивание человека
водой, а баптисты только полное погружение. Так же и в отношении рукоположения
на служение: у баптистов было обязательным рукоположение, т.е. молитва с
возложением рук для благословения на пастырское служение. Евангелисты в этом
отношении были намного либеральней. Они могли, напр., поручить провести такой важный
ритуал, как хлебопреломление, разным служителям, и необязательно те должны
были быть рукоположены. Общины Е. х. имели демократическую организацию, что
привлекало к ним мелкую буржуазию, рабочих и крестьян. Первоначально взгляды
Е. х. распространились в Московской, Тверской, Тульской, Нижегородской, Псковской
и других центральных губерниях России. Активным проповедником концепции Е. х.
стал богач и филантроп, полковник В.А. Пашков. Он развернул активную работу
среди рабочих. Вскоре после высылки Пашкова за границу общины Е. х. возглавил
И.С. Проханов, который был известен тем, что занимался научными изысканиями в
области теологии. Он
переводил английские христианские песни на рус. язык, а также написал много
собственных песен-псалмов, затем составил сборники этих псалмов под названием
«Гусли». Он также организовал издание журнала «Христианин», который выходил
нелегально. Однако Проханов зарекомендовал себя не только как теолог и
издатель, но и как организатор и объединитель Е. х. в единую религиозную
структуру. В нач. 20 в. Проханов усилил ориентацию на создание всероссийской
организации евангелистов. В революции 1905 ярко проявилась прокадетская
ориентация верхушки Е. х., в этот же период были легализованы браки, заключавшиеся
в общинах Е. х., т. к. до этого они не признавались светской властью. В 1909 на
волне либерализма состоялся съезд Е. х., на котором удалось учредить Союз
Евангельских Христиан с собственной духовной иерархией и Всероссийским
советом во главе с Прохановым. Несмотря на попытки сохранить демократическую
линию в жизни общин Е. х., к 1914 общины разделились на более и менее значимые,
все дела перешли в ведение братского совета, большое влияние получили
пресвитеры и диаконы. Внутри евангелистов началась борьба, в основе которой
лежали гл. обр. социальные разногласия. Во время Первой мировой войны под
давлением православного духовенства, представлявшего евангелистов немецкими шпионами,
деятельность многих общин Е. х. была запрещена. В марте 1917 Проханов выступил
с проектом социально-политических преобразований на основе религиозной
реформации. Для осуществления этого им была создана христианско«демократическая
партия «Воскресение». Не приняв Октябрьской революции, руководители Е. х.
противопоставили ей религиозную «революцию духа». Однако уже к сер. 1920-х гг.
они перешли на лояльные позиции по отношению к советской власти. В 1930-х гг.
многие из Е. х. подверглись репрессиям. В это время деятельность Союза
евангельских христиан была прекращена и возобновилась лишь в 1942. В 1944 под
нажимом властей Е. х. объединились с баптистами, образовав Союз евангельских
христиан-баптистов. Во главе Союза встали Я.И. Жидков, A.B. Карев, И.И.
Моторин, H.A. Левинданто и др. В 1945 к этому Союзу примкнула, опять же не без
содействия властей, часть пятидесятников. В 1963 туда же вошли меннониты.
Однако в кон. 1960-х гг., когда в СССР развернулась массовая антирелигиозная
пропаганда, тысячи церквей и молитвенных домов Е. х. были закрыты. После
распада СССР отдельные общины Е. х., которые продолжали свою деятельность в
подполье, смогли официально зарегистрироваться как религиозные организации. В
настоящее время в России зарегистрировано ок. 4,5 тыс. религиозных организаций
Е. х. Т. обр., на 2004 по количеству зарегистрированных общин Е. х. находятся в
России на втором месте после Русской православной церкви.
A.B. Третьяков