Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ – общее название ряда протестантских, главным
образом лютеранских церквей. В нач. 19 в. в Германии из-за падения уровня религиозной
жизни начался процесс, приведший к образованию Е. ц. В основу этого процесса
была положена концепция возрождения религиозной жизни первых времен протестантизма, с
объединением в одно целое не только разных партий
лютеранства, но и реформатов, последователей Ж. Кальвина и У. Цвингли. Это
было вызвано усилением недовольства религиозных кругов общества крайними
формами рационализма. Эта мысль нашла себе
сильных поборников в лице нескольких
знаменитых богословов (Ф. Шлейермахера, Де Ветте и др.), а главное, в лице
короля прусского Фридриха Вильгельма III. В 1817, в 300-летнюю годовщину Реформации, в
разных местах Германии, особенно в Пруссии, последовало объединение лютеран с
реформатами. Это объединение получило название протестантской
унии. Несмотря, однако, на авторитет
верховной власти и на усилия суперинтендентов и консисторий, это направление не
нашло общего признания. Однако это не привело к усилению центростремительных
процессов единения различных протестантских
деноминаций. В первую очередь, это было
связано с главным протестантским принципом религиозной свободы в
вероучительных истинах. Различные направления религиозной мысли находили
отражение в противостоянии традиционалистов и либералов. Так, напр., ортодоксы
настаивали на важности различий между лютеранством и реформатством, особенно в
учении о таинствах ив
наибольшей степени о евхаристии. Также они подчеркивали необходимость внешнего
авторитета, общеобязательного для верующих, причем одни, такие как старолютеране,
довольствовались авторитетом символических книг первой эпохи лютеранства,
другие, т. наз. «новолютеране», учили о необходимости, кроме того, авторитета церкви и
пастырей. Традиционалисты отличались от либералов и в отношении к
Римско-католической церкви, их позиция была более толерантной. Также они
стремились придать больший вес церковным таинствам и обрядам. Прямую
противоположность ортодоксам составляли либеральные круги Е. ц. Их также можно
охарактеризовать как субъективистов. В основном это были представители
спекулятивной теологии, девизом которых было возможно большее сближение с
современной наукой, безусловная самостоятельность в религиозных воззрениях.
Несмотря, однако, на блестящие успехи научной теологии в Германии,
господствующую партию в Е. ц. составляли приверженцы унии и т. наз.
«посредствующей теологии», которые стремились достигнуть объединения лютеран с
реформатами. Условие объединения состояло в полном отрицании отдельных
символов каждого из этих исповеданий на одинаково для всех авторитетной почве
чисто евангельского учения, а также с сохранением этих символов, в смысле
полного единения лишь в богослужении и жизни. После 1848 уния подверглась
гонению со стороны прусского правительства, но затем в 1855 и 1857 были разрешены
собрания евангелических христиан в Германии и других странах, на которых
присутствовали не только лютеране, но и реформаторы всех протестантских стран.
На сторону унии стали высшее церковное управление Голландии, многочисленные
протестанты Франции и Швейцарии и т. наз. евангелический союз в Англии. Большое
содействие унионистам в Е. ц. оказал т. наз. протестантский союз, основанный в
1863 и имеющий задачей защиту протестантизма, но протестантизма обновленного,
приведенного в согласие с идеями Евангелия, а также с просветительными
началами. Союз отрицал все вероучительные формулы и символические книги как
изобретения человеческие, без нужды стесняющие благочестие и богословскую науку, и требовал, чтобы Е. ц. были евангельскими, т. е.
чтобы единственным их основанием и предметом веры были лицо, дело и учение Иисуса Христа и осуществление
этого учения в жизни. Другой силой, поддержавшей унионистскую партию в Е. ц.,
служил союз Густава Адольфа. Что касается организации Е. ц. в Пруссии, то в
1850 был учрежден «верховный совет евангелической церкви». В 1875 король
прусский утвердил уложение о Генеральном синоде евангелической церкви Пруссии.
Вместе с правительством, Генеральный синод должен был охранять церковь и ее
единство, содействовать развитию ее учреждений, объединять учительское сословие
и общины для совокупной деятельности в устроении церкви и в делах
благотворительности, а также содействовать общению между прусской церковью и
другими Е. ц. Синод имел право контролировать фонды и доходы, которыми
управляет верховный церковный совет. Он мог быть созван один раз в шесть лет,
а в чрезвычайных обстоятельствах в любое удобное время, но только по
определению короля, от которого зависела и продолжительность собрания. В нач.
20 в. в одной только Пруссии насчитывалось более 8 тыс. приходов, 17 тыс.
церквей, 10 тыс. клириков и ок. 22 млн верующих. В 1947 в Швеции состоялся
конгресс Е. ц., которые объединились во Всемирную лютеранскую федерацию. В
настоящее время в федерацию входят 138 Е. ц., а общая численность членов
достигла ок. 62 млн человек. Е. ц. находятся в т. наз. «полном общении» со
многими другими протестантскими деноминациями. При этом следует отметить, что
общение одной из 138 церквей с церковью, находящейся вне федерации, еще не
означает, что другие члены этой организации автоматически присоединились к
этому диалогу. Такая либеральная позиция усложняет статистические исследования
Е. ц. Общее, что объединяет Е. ц., – это их историческая сопричастность лютеранской
церкви и, как следствие, вероучительная близость к последней.
А. В. Третьяков