ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (греч. е^аууёЯгбУ – благая весть) – деятельность, направленная на обращение народов и отдельных людей в христианство. Приме­нительно к христианству понятие «Е.» совпадает с по­нятием «миссионерство», поскольку возникшее в не­драх ислама ок. 100 лет назад понятие «мусульманской миссии» подразумевает лишь пастырскую деятельность в рамках собственной общины (улты), а иудаизм, ис­ходя из представления об особой миссии «избранно­го» еврейского народа и предлагая всему человечеству концепцию библейского универсализма, не практику­ет сколько-нибудь активную миссионерскую деятель­ность. Теоретическое обоснование Е. христианские цер­кви находят в приведенном в Евангелии от Матфея завете Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблю­дать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), а также в Евангелии от Марка: «Идите по всему миру и пропове­дуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15-16). Особенно активно осуществляют Е., или миссионерскую деятель­ность (Е., дополняемая созданием миссий в различных регионах мира), протестантские и католические церк­ви. В составе Римской курии существует Конгрегация Е. народов, призванная руководить миссионерской де­ятельностью католической церкви. В 1965 II Ватикан­ский собор принял два специальных декрета, посвя­щенных целям, задачам и формам Е. в современном мире: «О миссионерской деятельности Церкви» и «Об апостольстве мирян». Соборные документы отмечают, что если в Средневековье под субъектом Е. церковь по­нимала только лиц духовного звания, то сегодня в роли субъекта Е. выступает весь «Божий Народ», составляю­щий католическую церковь: «Миссионерство возложе­но на всю Церковь, и дело евангелизации есть основ­ной долг Народа Божия» («О миссионерской деятель­ности Церкви», п. 35). Католицизм объявляет объек­том Е. все человечество на том основании, что церковь сознает свою ответственность за судьбы всего мира. Во многих энцикликах папы римского Иоанна Павла II предлагаются основные направления современной Е.: широкое привлечение к ней мирян (апостольство ми­рян), наполнение идеями Евангелия национальных культур, усиление работы с молодежью и широкое ис­пользование культа Девы Марии. В последние годы все более активно осуществляет Е. также Русская православ­ная церковь.

Ф.Г. Овсиенко