Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ (греч. е^аууёЯгбУ – благая весть) – деятельность,
направленная на обращение народов и отдельных людей в
христианство. Применительно к христианству
понятие «Е.» совпадает с понятием «миссионерство», поскольку возникшее в недрах ислама
ок. 100 лет назад понятие «мусульманской миссии» подразумевает лишь
пастырскую деятельность в рамках собственной общины (улты), а иудаизм,
исходя из представления об особой миссии «избранного» еврейского народа и
предлагая всему человечеству концепцию библейского универсализма, не практикует
сколько-нибудь активную миссионерскую деятельность. Теоретическое обоснование
Е. христианские церкви находят в приведенном в Евангелии от Матфея завете
Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого
Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), а также в
Евангелии от Марка: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари»
(Мк. 16:15-16). Особенно активно осуществляют Е., или миссионерскую деятельность
(Е., дополняемая созданием миссий в различных регионах мира), протестантские и
католические церкви. В составе Римской курии существует Конгрегация Е.
народов, призванная руководить миссионерской деятельностью католической
церкви. В 1965 II Ватиканский собор принял два специальных декрета, посвященных
целям, задачам и формам Е. в современном мире: «О миссионерской деятельности
Церкви» и «Об апостольстве мирян». Соборные документы отмечают, что если в
Средневековье под субъектом Е. церковь понимала только лиц духовного звания,
то сегодня в роли субъекта Е. выступает весь «Божий Народ», составляющий
католическую церковь: «Миссионерство возложено на всю Церковь, и дело
евангелизации есть основной долг Народа Божия» («О миссионерской деятельности
Церкви», п. 35). Католицизм объявляет объектом Е. все человечество на том
основании, что церковь сознает свою ответственность за судьбы всего мира. Во
многих энцикликах папы римского Иоанна Павла II предлагаются основные направления современной
Е.: широкое привлечение к ней мирян (апостольство мирян), наполнение идеями
Евангелия национальных культур, усиление работы с молодежью и широкое использование
культа Девы Марии. В последние годы все более активно осуществляет Е. также Русская православная церковь.
Ф.Г.
Овсиенко