ДУША

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДУША (греч. \\fX>xA – дыхание, дух, душа, жизнь; лат. anima, animus – дуновение, жизненная сила, существо, разумная душа, дух; англ. soul; нем. Seele) – универ­сальный концепт, обозначающий жизненную сущ­ность преимущественно человека (в некоторых учениях животных и даже растений), отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психи­ческий мир человека или божества. Слово «Д.» – про­изводное от «дух» (с!их-ьа), происходит от индоевроп. корня сШеи$-//<Цш$- со значением «разлетаться», «рас­сеиваться» (об искрах, пыли, дыме, дыхании). В ст.-слав. языке смысл слова «доуша» восходит к смыслу слова «дъхъ» со спектром значений: дыхание, (дъхновение), запах, дуновение, воздух, жизнь. Архаичные религиоз- но-мифологические представления о Д. связаны с оли­цетворением отдельных органов и функций челове­ческого организма: дыхания, крови/кровообращения, сознания, чувства, движения. Д., согласно определению 3.£. Тайлора, является причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, способна покидать тело во вре­мя «пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) или навсегда (в случае смерти), практически мгновенно преодолевать пространство, будучи неося­заемой, обнаруживать физическую силу, являться дру­гим людям в качестве антропоморфного «двойника», вселяться в чужие тела, в т. ч. животных и растений. Немецкий психолог В. Вундт предложил различать древнейший пласт восприятия Д. как «телесной», скон­центрированной в жизненно важных органах: глазах, сердце, почках, гениталиях и проч. – и более позднее восприятие как «свободной» Д. (дыхание и тень/фан­том). Английский этнограф Дж.Дж. Фрэзер обратил внимание исследователей на бытующую в тотемисти­ческих племенах веру в наличие «внешней» Д., кото­рую хозяин при помощи колдуна ради безопасности прячет в каком-либо постороннем предмете, при этом Д. ассоциируется с жизнью и здоровьем. В родоплеменных и народностно-национальных религиях широко представлены верования во множественность душ. Слово \|Л)ХЛ (псюхе) у Гомера встречается в значениях «жизненной силы» и «призраков умерших» (обитате­лей Аида, лишенных памяти и рассудка); у орфиков и пифагорейцев в значении бессмертного «даймона», подверженного метемсоматозу (перевоплощению в тела людей, животных и растений): «...в наказание за что-то Д. сопряжена с телом (асоцос) и похоронена в нем, как в могиле (опцос)» [Филолай, фр. В 14 ЭК]. Для ранней др.-греч. натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского) было харак­терно «учение о всеобщей одушевленности универсу­ма», т.е. гилозоизм (от греч. – материя и – жизнь) – взгляд на жизнь как имманентное свойство праматерии. Ионийская традиция понимает Д. как ми­ровую, а также как воздух, дыхание, жизнь. Демокрит предполагал наличие в теле «огненной» Д., состоящей из шарообразных атомов огня. Платон разработал де­тальную концепцию Д., заимствовав некоторые взгля­ды пифагорейцев. В диалоге «Федон» Платон уподобляет Д. «божественному, бессмертному, умопостигаемо­му, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному» (80Ь). В «Федре» речь идет о метенсоматозе (напр., 246с; 248с-е; 249Ь) и первичной близости Д. миру истины, что делает возможным анамнесис (249с- 250), а в «Тимее» – о создании демиургом вселенской Д. Взгляды Аристотеля отличны от взглядов Платона они нашли свое отражение в специальном трактате «О душе», вся 1-я книга которого посвящена разбору и классификации определений Д., данных философами- предшественниками. Ч^ХЛ у Аристотеля – форма предмета, «первая энтелехия естественного тела, обла­дающего в возможности жизнью» (412а, 25). Он разли­чает «растительную» (питательную), «ощущающую» (чувствительную) и мыслящую (интеллектуальную) «способности» Д. (41ЗЬ, 10). В плотиновском варианте неоплатонизма Д. – «сущая по сути (бутах; сгосшх)», «бес­смертное, бестелесное движущее начало» (Плотин «Эннеады» IV). В христианстве Д. понимается как антропо­морфная уникальная бессмертная нематериальная часть человеческого существа, отличная от духа и творимая Богом индивидуально для каждого человека (креацио­низм, православие). В христианстве отвергается идея предсуществования душ и, как следствие этого, идея особого типа метемпсихоза (от греч. цеш – пере- иец\|д>хс6ац – одушевление), которых придерживался, напр., Ориген. Взгляды Оригена следует отличать от вульгарной трак­товки реинкарнации. Согласно Оригену, неуничтожи­мая Д. воплощается неоднократно, но в различных ва­риантах мироздания, творимых Богом не одновремен­но, а через равные промежутки времени. Д. не имеет возможности вторично вернуться на ту же землю в но­вом теле. В исламе принята трактовка Д., близкая к хрис­тианской. Буддизм, особенно ранний буддизм Хинаяны (Тхеравады), строго следуя учению Будды Шакьямуни, отрицал существование Д. (анатман). В позднейших ев­ропейских философских системах Д. понимается Г.В.Ф. Гегелем как низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.) а дуалистами (Р. Декартом, Г. Спенсером, В. Вундтом) как изначальная, существующая наряду с телом сущность. Г.В. Лейбниц трактует Д. как монаду – замкнутую суб­станцию. В идеализме Ф.В.Й. Шеллинга и Вл. Соловьева большее внимание уделяется разработке идеи мировой Д., чем индивидуальной. В психологии понятие Д. вы­тесняется понятием психики. (См. также: Анимизм.)

И. П. Давыдов