Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДУША (греч. \\fX>xA –
дыхание, дух, душа, жизнь; лат. anima,
animus –
дуновение, жизненная сила, существо, разумная душа, дух; англ. soul; нем. Seele) – универсальный концепт, обозначающий жизненную
сущность преимущественно человека (в некоторых учениях животных и даже растений),
отличную от тела (дихотомия) и духа (трихотомия); внутренний психический мир человека или божества. Слово
«Д.» – производное
от «дух» (с!их-ьа), происходит от
индоевроп. корня сШеи$-//<Цш$-
со значением
«разлетаться»,
«рассеиваться» (об искрах, пыли, дыме, дыхании). В ст.-слав. языке смысл слова «доуша» восходит к смыслу
слова «дъхъ» со спектром
значений: дыхание, (дъхновение), запах, дуновение, воздух, жизнь. Архаичные
религиоз- но-мифологические представления о Д. связаны с олицетворением отдельных
органов и функций человеческого организма: дыхания, крови/кровообращения,
сознания, чувства, движения. Д., согласно определению 3.£. Тайлора,
является
причиной жизни, сознательных и волевых импульсов, способна покидать тело во время
«пограничных» состояний (сна, обморока, экстаза, болезни) или навсегда (в
случае смерти), практически мгновенно преодолевать пространство, будучи неосязаемой,
обнаруживать физическую силу, являться другим людям в качестве антропоморфного
«двойника», вселяться в чужие тела, в т. ч. животных и растений. Немецкий
психолог В. Вундт предложил различать древнейший
пласт восприятия Д. как «телесной», сконцентрированной в жизненно важных
органах: глазах, сердце, почках, гениталиях и проч. – и более позднее
восприятие как «свободной» Д. (дыхание и тень/фантом). Английский этнограф Дж.Дж. Фрэзер обратил внимание
исследователей на бытующую в тотемистических племенах веру в наличие «внешней»
Д., которую хозяин при помощи колдуна ради безопасности прячет в каком-либо
постороннем предмете, при этом Д. ассоциируется с жизнью и здоровьем. В
родоплеменных и народностно-национальных религиях широко представлены верования
во множественность душ. Слово \|Л)ХЛ (псюхе) у Гомера встречается в значениях «жизненной силы»
и «призраков умерших» (обитателей Аида, лишенных памяти и рассудка); у орфиков
и пифагорейцев в значении бессмертного «даймона», подверженного метемсоматозу
(перевоплощению в тела людей, животных и растений): «...в наказание за что-то
Д. сопряжена с телом (асоцос) и похоронена в нем, как в могиле (опцос)»
[Филолай, фр. В 14 ЭК]. Для ранней др.-греч. натурфилософии (Фалеса,
Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского) было характерно «учение о
всеобщей одушевленности универсума», т.е. гилозоизм (от греч. – материя и –
жизнь) – взгляд на жизнь как имманентное свойство праматерии. Ионийская традиция
понимает Д. как мировую, а также как воздух, дыхание, жизнь. Демокрит
предполагал наличие в теле «огненной» Д., состоящей из шарообразных атомов
огня. Платон разработал детальную
концепцию Д., заимствовав некоторые взгляды пифагорейцев. В диалоге «Федон» Платон уподобляет Д.
«божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому,
постоянному и неизменному» (80Ь). В «Федре» речь идет о метенсоматозе (напр., 246с;
248с-е; 249Ь) и первичной близости Д. миру истины, что делает возможным
анамнесис (249с- 250), а в «Тимее» – о создании демиургом вселенской Д. Взгляды Аристотеля отличны от взглядов
Платона они нашли свое отражение в специальном трактате «О душе», вся 1-я книга
которого посвящена разбору и классификации определений Д., данных философами-
предшественниками. Ч^ХЛ у Аристотеля – форма предмета, «первая энтелехия
естественного тела, обладающего в возможности жизнью» (412а, 25). Он различает
«растительную» (питательную), «ощущающую» (чувствительную) и мыслящую
(интеллектуальную) «способности» Д. (41ЗЬ, 10). В плотиновском
варианте неоплатонизма Д. – «сущая по сути
(бутах; сгосшх)», «бессмертное, бестелесное движущее начало» (Плотин «Эннеады»
IV). В христианстве Д. понимается как
антропоморфная уникальная бессмертная нематериальная часть человеческого
существа, отличная от духа
и творимая Богом индивидуально для
каждого человека (креационизм, православие). В христианстве отвергается идея предсуществования
душ и, как следствие этого, идея особого типа метемпсихоза (от греч. цеш – пере-
иец\|д>хс6ац – одушевление), которых придерживался, напр., Ориген. Взгляды Оригена следует
отличать от вульгарной трактовки реинкарнации. Согласно Оригену, неуничтожимая
Д. воплощается неоднократно, но в различных вариантах мироздания, творимых
Богом не одновременно, а через равные промежутки времени. Д. не имеет
возможности вторично вернуться на ту же землю в новом теле. В исламе принята трактовка Д.,
близкая к христианской. Буддизм,
особенно ранний буддизм Хинаяны (Тхеравады), строго следуя учению Будды Шакьямуни, отрицал
существование Д. (анатман). В позднейших европейских философских системах Д.
понимается Г.В.Ф.
Гегелем
как низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и
деятельная Д.) а дуалистами (Р. Декартом, Г. Спенсером, В. Вундтом) как изначальная,
существующая наряду с телом сущность. Г.В. Лейбниц трактует Д. как монаду –
замкнутую субстанцию. В идеализме Ф.В.Й. Шеллинга и Вл. Соловьева большее внимание
уделяется разработке идеи мировой Д., чем индивидуальной. В психологии понятие
Д. вытесняется понятием психики. (См. также: Анимизм.)
И. П. Давыдов