ДУХОВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – синоним понятий «экологическая нравственность» и «экологическое сознание»

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДУХОВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ синоним понятий «экологическая нравственность» и «экологическое сознание». Определение понятий восходят к слову «дух», в значении «сознание, мышление, моральная (нравственная) сила». Близко к Д. э. понятие «экофильное сознание», т. е. бережное, осознанное отношение к окружающей среде (природе). Отсюда происходят и выражения «экофильное поведение» и «экологическая совесть» (способность человека различать добро и зло по отношению к природе). Д. э. – неотъемлемая часть любого мировоззрения, как религиозного, так и мате­риалистического. Религиозная Д. э. порождает два типа экофильного поведения верующих. При первом типе взаимоотношения с природой рациональные и стро­ятся на ее щадящей эксплуатации, чтобы не причинить вред самим себе и членам родовой или религиозной общины. Взаимоотношения с одухотворенными сила­ми природы, от которых полностью зависел человек, строились на договорных началах и обеспечивались разнообразными ритуалами, сопровождаемыми подно­шениями. При втором типе экофильного поведения преобладала нравственная сторона. Верующие многих религий убеждены в том, что жизнь не кончается после смерти, возможно ее продолжение в какой-то другой форме. В политеистических религиях человек в посмерт­ном состоянии должен был нести ответственность за свои поступки в обществе и в отношении объектов природы, что отражалось на его последующей судьбе. В монотеистических религиях порицалось неуважи­тельное отношение к природе как к Божьему творе­нию. Большинство существовавших ранее и существу­ющих ныне неписаных этико-экологических законов регламентирует поведение верующих людей в преде­лах мест локального ведения скотоводческого, земле­дельческого, охотничьего и других видов хозяйства. Они перестают быть актуальными в условиях других ландшафтов, особенно городских. Те этико-экологи­ческие законы, которые попали в религиозные пред­писания и, более того, были зафиксированы в догма­тах веры той или иной религии, по-прежнему являют­ся общими для всех верующих и направлены на поддержание взаимоотношений со всей средой оби­тания. Материалистическим аспектом Д. э. можно счи­тать различные общественные экологические движе­ния, направленные на сохранение природы как осно­вы существования человечества. Безнравственным по отношению к будущим поколениям людей считается беспощадное расходование геологических ресурсов, вы­рубка лесов, загрязнение рек и водоемов, сокращение численности видов животных и растений. В мировой природоохранной практике выделились особое направ­ление «этика дикой природы» – радикальное направ­ление экологической этики, ориентированное на ува­жение свободы, других моральных прав и почитание дикой природы как священного пространства. На этом основании представители международного общества «Гуманитарная экология» видят в Д. э. разновидность «эмоциональных и ментальных отношений между людьми и природой». Дикая часть природы признает­ся святой, но не из-за того, что обладает сознанием и волей или является воплощенным Богом, а по причи­не самобытности, самодостаточности, целостности и способности вызывать в людях чувство благоговения.

ВЛ Огудин