Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДУХОВНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ – синоним понятий
«экологическая нравственность» и «экологическое сознание». Определение понятий
восходят к слову «дух», в значении «сознание, мышление,
моральная (нравственная) сила». Близко к Д. э. понятие «экофильное сознание»,
т. е. бережное, осознанное отношение к окружающей среде (природе). Отсюда
происходят и выражения «экофильное поведение» и «экологическая совесть» (способность
человека различать добро и зло по отношению к природе). Д. э. – неотъемлемая
часть любого мировоззрения, как религиозного, так и материалистического.
Религиозная Д. э. порождает два типа экофильного поведения верующих. При первом
типе взаимоотношения с природой рациональные и строятся на ее щадящей эксплуатации,
чтобы не причинить вред самим себе и членам родовой или религиозной общины.
Взаимоотношения с одухотворенными силами природы, от которых полностью зависел
человек, строились на договорных началах и обеспечивались разнообразными
ритуалами, сопровождаемыми подношениями. При втором типе экофильного поведения
преобладала нравственная сторона. Верующие многих религий убеждены в том, что
жизнь не кончается после смерти, возможно ее продолжение в какой-то другой
форме. В политеистических религиях человек в посмертном состоянии должен был
нести ответственность за свои поступки в обществе и в отношении объектов природы, что отражалось
на его последующей судьбе. В монотеистических религиях порицалось неуважительное
отношение к природе как к Божьему творению. Большинство существовавших ранее и
существующих ныне неписаных этико-экологических законов регламентирует
поведение верующих людей в пределах мест локального ведения скотоводческого,
земледельческого, охотничьего и других видов хозяйства. Они перестают быть
актуальными в условиях других ландшафтов, особенно городских. Те этико-экологические
законы, которые попали в религиозные предписания и, более того, были
зафиксированы в догматах
веры той или иной религии, по-прежнему являются общими для всех верующих и
направлены на поддержание взаимоотношений со всей средой обитания.
Материалистическим аспектом Д. э. можно считать различные общественные
экологические движения, направленные на сохранение природы как основы
существования человечества. Безнравственным по отношению к будущим поколениям
людей считается беспощадное расходование геологических ресурсов, вырубка
лесов, загрязнение рек и водоемов, сокращение численности видов животных и
растений. В мировой природоохранной практике выделились особое направление
«этика дикой природы» – радикальное направление экологической этики, ориентированное
на уважение свободы, других моральных прав и почитание дикой природы как священного
пространства. На этом основании представители международного общества «Гуманитарная
экология» видят в Д. э. разновидность «эмоциональных и ментальных отношений
между людьми и природой». Дикая часть природы признается
святой, но не из-за того, что обладает сознанием и волей или
является воплощенным Богом, а по причине самобытности, самодостаточности,
целостности и способности вызывать в людях чувство благоговения.
ВЛ Огудин