Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДУХОБОРЦЫ, духоборы – одно из
религиозных Движений, возникших в России в 18 в. Впервые термин «Д.» был
использован для обозначения последователей этого движения (секты) в 1785
Екатеринославским архиепископом Амвросием, который вкладывал в него смысл
противления нового учения Святому Духу. Сами сектанты приняли термин «духоборы»
в качестве самоназвания, как указание на то, что, отрицая обрядовую
религиозность, они выступают поборниками духовного бытия, борцами за дух.
Секта была основана в селе Никольском Екатеринославской губ.
казаком Силуяном
Колесниковым во вт. пол. 1770-х – перв. пол. 1780-х
гг. Ее распространение связано с деятельностью торговца шерстью, однодворца
села Горелова Тамбовской губ. Иллариоиа Побирохина и отставного капрала Савелия Капустина. К кон. 18 в. духоборчество прочно утвердилось в Харьковской,
Екатеринославской и Тамбовской губ. Следующим регионом ее распространения
стали Астраханская, Саратовская, Пензенская губ., территория
донского казачества. Факты ведения духоборческой пропаганды фиксируются в
Сибири, Рижской и Пермской губ. Социальную основу духоборчества составляли
представители непривилегированных сословий. Гонения на Д. в кон. 18 в. (ссылка на каторгу или
поселение, телесные наказания, внеочередное рекрутирование
в солдаты, обременительные поборы) сменились толерантным отношением к ним в
правление Александра I. По Высочайшему рескрипту 1801 сосланные в Сибирь Д.
возвращались на места своего проживания. Указом 1803 всем представителям
духоборческих сект предоставлялось право свободы вероисповедания. В целях
локализации распространения духоборческого учения и предотвращения конфликтов
между православными и Д. с 1802 началось переселение последних в специально
отведенные для них степные территории Мелитопольского уезда Таврической губ. –
Молочные воды. При этом переселенцам предоставлялись денежные ссуды, пятилетние
льготы по налоговым выплатам и земельные наделы (по 15 десятин на душу). К
кон. 1808 в районе Молочных вод находилось уже 9 духоборческих деревень,
центром которых стало селение Терпение, основанное мигрантами из Тамбовской
губ. во главе с Капустиным.
Начало нового периода гонений на духоборчество, объявленного властями особенно
вредной сектой, пришелся на правление Николая I. По
распоряжению 1836 сибирские Д. депортировались в наиболее отдаленные регионы
Сибири, изолированные от поселений православных и старообрядцев.
Сектанты, проживавшие в европейской части России, принудительно переселялись в
Закавказье. В 1839 туда же были направлены и Д. из Молочных вод (ок. 4 тыс. чел.), за исключением тех, которые предпочли
перейти в православие. С 1891 среди Д. велась активная пропаганда толстовского
учения (см. Толстовство). Ряд высланных в Закавказье в
административном порядке толстовцев предпринял исправление в толстовском
толковании духоборческого катехизиса, издав его под названием «Исповедная
песнь христианина». Часть Д., воспринявших учение Л.Н. Толстого, получили
наименования «постники» (в связи с их отказом
от мясной пищи) или «белые» (обелившиеся, сделавшиеся чистыми в результате воздержания).
Они отрицали государственную власть, отказывались платить подати, избегали
военной и полицейской службы, устраивали митинги, публично оскорбляли царя и
губернатора. В целях восстановления порядка ок. 4000 «постников» были расселены властями по селениям
Тифлисской губ. В 1893 правительство удовлетворило ходатайство Д. о
переселении в Сев. Америку. Земли для компактного расселения ок. 8000 Д. были предоставлены на территории Канады. Учение
канадских Д. продолжало эволюционировать в сторону
сближения с толстовством. В Закавказье осталось проживать ок.
10 000 последователей духоборчества. Источником вероучения Д. признают
внутреннее Откровение, как постижение Бога, обитающего в душе каждого
человека. Оно представлено в виде предания, хранящегося в сердцах и памяти
верующих – «Животной книге», включающей молитвенные песнопения, составленные
Д. по подобию псалмов Давида. Знать всю «Животную книгу» одному человеку
невозможно. Она в полноте своей содержится в духоборческой общине и обретает
целостность, если сложить заключенные в каждом верующем ее частицы. Залогом
истинности предания является пребывание в роде Д. Бога-Слова, который не
позволяет Д. становиться на ложный путь. Поэтому в повседневном быту определяющая
роль отводится авторитету учителя, «вещающему глаголы жизни». Священное Писание
ставится Д. ниже «Животной книги», являясь для них вторичным источником вероучения.
Священный характер церковного предания ими отвергается ввиду его человеческого
происхождения. У Д. отсутствует представление о личном, внемировом
Боге. Они веруют в единого Бога-создателя как мирового Духа: «духа силы, духа
премудрости, духа воли». Три ипостаси Троицы, согласно духоборческим представлениям,
раскрываются в природе как свет, живот и покой, а в человеке – как память,
разум и воля. Под Сыном Божьим в Ветхом Завете Д. подразумевается мудрость
Бога-Вседержителя, проявившаяся в откровенном слове и праоотцах.
Применительно и Новому Завету он интерпретируется как дух воплотившейся
премудрости и любви. Согласно космогоническим представлениям Д., субстанция
души существовала еще до сотворения материального мира. Ввиду ее духовного падения,
она в качестве наказания была изгнана в видимый мир, как в темницу. Д. верили в
реинкарнацию, осуществляющуюся
по принципу воздаяния за грехи (см.: Метемпсихоз). Переселение души в человека-духобора
составляет высший реинкарнационный уровень и происходит,
когда тот заучивает несколько псалмов «Животной книги», как правило, в возрасте
от 6 до 15 лет. Искупление Д. трактуют как духовное просвещение. Жертва Иисуса
Христа не искупает грехов людей, поскольку каждый человек спасается индивидуально.
Иисус Христос определяется как наиболее праведный представитель рода
человеческого, наделенный особенным образом божественным словом и разумом. Он
являлся богочеловеком и Сыном Божьим та« ким же
образом, как и все Д. Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы подать пример
страдания за истину. Вопрос о плотском воскресении Христа преднамеренно
выводился Д. за рамки учения как принципиально неразрешимый. Божественный
разум, заключенный в Иисусе, был передан через апостолов и их непосредственных
последователей Д. Душа Христова также остается в духоборческом роде, воплощаясь
в избранных его представителях. Грядущая жизнь представляется Д. как
воскресение падшего духа. Мир не погибнет, а обретет вечное существование.
Церковь, по учению Д., есть собрание мирских людей, избранных самим Богом. Они
объединены в единое общество, своим специфическим учением и богослужением. Сам
духобор представляет собой и священника, и жертвенник, и жертву. Его сердце
есть алтарь, воля – жертва, душа – священник. В церкви не может быть никакой
иерархии, поскольку единственным архиереем и священником является сам Иисус Христос.
Наследником его в священстве выступает только тот, кто ощущает в себе действие
божественного слова. Д. отвергают почитание креста, икон} мощей
святых. Согласно их представлениям, члены духоборческого общества находятся
в непосредственном общении с Богом, а потому не нуждаются в обрядах. Все таинства
христианские истолковываются в духовном ракурсе. Крещению водой, как
бесполезной церемонии, ими противопоставляется истинное крещение Христова
страдания. Духобор должен креститься не водой, а
Словом Божьим и внутренним просвещением. В том же духе интерпретируется
миропомазание. Духоборческое причащение осуществляется через слово, мысли,
веру и сердечное желание. Исповедь объясняется как сокрушение сердца пред Богом,
хотя и допускается исповедание друг перед другом. Для заключения брака не требуется ни какой обрядовой
процедуры, а только воля лиц, достигших брачного возраста, взаимная любовь,
соизволение родителей, обет и клятва перед Богом о взаимной верности. У Д.
отсутствуют специальные молитвенные дома. Совместные молитвы читаются, как
правило, в воскресные и праздничные дни. Богомолие
заключается в чтении присутствующими псалмов из «Животной книги», причем каждый
должен прочитать молитву отличную от уже прозвучавших.
К 1917 в России насчитывалось от 17 до 20 тыс. Д. В настоящее времянебольшие группы Д. проживают в Ростовской обл., Канаде,
США, Грузии, Азербайджане. (См. также Духовные
христиане).
В.Э. Багдасарян