Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ДУХОБОРЦЫ, духоборы – одно из религиозных Движений, возникших в России в 18 в. Впервые тер­мин «Д.» был использован для обозначения последо­вателей этого движения (секты) в 1785 Екатеринославским архиепископом Амвросием, который вклады­вал в него смысл противления нового учения Святому Духу. Сами сектанты приняли термин «духоборы» в ка­честве самоназвания, как указание на то, что, отрицая обрядовую религиозность, они выступают поборника­ми духовного бытия, борцами за дух. Секта была осно­вана в селе Никольском Екатеринославской губ. каза­ком Силуяном Колесниковым во вт. пол. 1770-х – перв. пол. 1780-х гг. Ее распространение связано с дея­тельностью торговца шерстью, однодворца села Горело­ва Тамбовской губ. Иллариоиа Побирохина и отставного капрала Савелия Капустина. К кон. 18 в. духоборчество прочно утвердилось в Харьковской, Екатеринославской и Тамбовской губ. Следующим регионом ее распрост­ранения стали Астраханская, Саратовская, Пензенская губ., территория донского казачества. Факты ведения духоборческой пропаганды фиксируются в Сибири, Рижской и Пермской губ. Социальную основу духобор­чества составляли представители непривилегирован­ных сословий. Гонения на Д. в кон. 18 в. (ссылка на каторгу или поселение, телесные наказания, внеочеред­ное рекрутирование в солдаты, обременительные по­боры) сменились толерантным отношением к ним в правление Александра I. По Высочайшему рескрипту 1801 сосланные в Сибирь Д. возвращались на места своего проживания. Указом 1803 всем представителям духоборческих сект предоставлялось право свободы вероисповедания. В целях локализации распростране­ния духоборческого учения и предотвращения конф­ликтов между православными и Д. с 1802 началось пе­реселение последних в специально отведенные для них степные территории Мелитопольского уезда Тавриче­ской губ. – Молочные воды. При этом переселенцам предоставлялись денежные ссуды, пятилетние льготы по налоговым выплатам и земельные наделы (по 15 де­сятин на душу). К кон. 1808 в районе Молочных вод находилось уже 9 духоборческих деревень, центром ко­торых стало селение Терпение, основанное мигранта­ми из Тамбовской губ. во главе с Капустиным. Начало нового периода гонений на духоборчество, объявлен­ного властями особенно вредной сектой, пришелся на правление Николая I. По распоряжению 1836 сибир­ские Д. депортировались в наиболее отдаленные реги­оны Сибири, изолированные от поселений православ­ных и старообрядцев. Сектанты, проживавшие в евро­пейской части России, принудительно переселялись в Закавказье. В 1839 туда же были направлены и Д. из Молочных вод (ок. 4 тыс. чел.), за исключением тех, которые предпочли перейти в православие. С 1891 сре­ди Д. велась активная пропаганда толстовского учения (см. Толстовство). Ряд высланных в Закавказье в ад­министративном порядке толстовцев предпринял ис­правление в толстовском толковании духоборческо­го катехизиса, издав его под названием «Исповедная песнь христианина». Часть Д., воспринявших учение Л.Н. Толстого, получили наименования «постники»  (в связи с их отказом от мясной пищи) или «белые» (обелившиеся, сделавшиеся чистыми в результате воз­держания). Они отрицали государственную власть, от­казывались платить подати, избегали военной и поли­цейской службы, устраивали митинги, публично оскорбляли царя и губернатора. В целях восстановле­ния порядка ок. 4000 «постников» были расселены вла­стями по селениям Тифлисской губ. В 1893 правитель­ство удовлетворило ходатайство Д. о переселении в Сев. Америку. Земли для компактного расселения ок. 8000 Д. были предоставлены на территории Канады. Учение канадских Д. продолжало эволюционировать в сторо­ну сближения с толстовством. В Закавказье осталось проживать ок. 10 000 последователей духоборчества. Источником вероучения Д. признают внутреннее От­кровение, как постижение Бога, обитающего в душе каж­дого человека. Оно представлено в виде предания, хра­нящегося в сердцах и памяти верующих – «Живот­ной книге», включающей молитвенные песнопения, составленные Д. по подобию псалмов Давида. Знать всю «Животную книгу» одному человеку невозможно. Она в полноте своей содержится в духоборческой общине и обретает целостность, если сложить заключенные в каждом верующем ее частицы. Залогом истинности предания является пребывание в роде Д. Бога-Слова, который не позволяет Д. становиться на ложный путь. Поэтому в повседневном быту определяющая роль от­водится авторитету учителя, «вещающему глаголы жиз­ни». Священное Писание ставится Д. ниже «Животной книги», являясь для них вторичным источником веро­учения. Священный характер церковного предания ими отвергается ввиду его человеческого происхождения. У Д. отсутствует представление о личном, внемировом Боге. Они веруют в единого Бога-создателя как миро­вого Духа: «духа силы, духа премудрости, духа воли». Три ипостаси Троицы, согласно духоборческим пред­ставлениям, раскрываются в природе как свет, живот и покой, а в человеке – как память, разум и воля. Под Сыном Божьим в Ветхом Завете Д. подразумевается мудрость Бога-Вседержителя, проявившаяся в откро­венном слове и праоотцах. Применительно и Новому Завету он интерпретируется как дух воплотившейся премудрости и любви. Согласно космогоническим представлениям Д., субстанция души существовала еще до сотворения материального мира. Ввиду ее духовно­го падения, она в качестве наказания была изгнана в видимый мир, как в темницу. Д. верили в реинкарна­цию, осуществляющуюся по принципу воздаяния за грехи (см.: Метемпсихоз). Переселение души в челове­ка-духобора составляет высший реинкарнационный уровень и происходит, когда тот заучивает несколько псалмов «Животной книги», как правило, в возрасте от 6 до 15 лет. Искупление Д. трактуют как духовное про­свещение. Жертва Иисуса Христа не искупает грехов людей, поскольку каждый человек спасается индиви­дуально. Иисус Христос определяется как наиболее праведный представитель рода человеческого, наде­ленный особенным образом божественным словом и разумом. Он являлся богочеловеком и Сыном Божьим та« ким же образом, как и все Д. Миссия Иисуса заключа­лась в том, чтобы подать пример страдания за истину. Вопрос о плотском воскресении Христа преднамеренно выводился Д. за рамки учения как принципиально не­разрешимый. Божественный разум, заключенный в Иисусе, был передан через апостолов и их непосред­ственных последователей Д. Душа Христова также ос­тается в духоборческом роде, воплощаясь в избранных его представителях. Грядущая жизнь представляется Д. как воскресение падшего духа. Мир не погибнет, а обре­тет вечное существование. Церковь, по учению Д., есть собрание мирских людей, избранных самим Богом. Они объединены в единое общество, своим специфическим учением и богослужением. Сам духобор представляет собой и священника, и жертвенник, и жертву. Его серд­це есть алтарь, воля – жертва, душа – священник. В церкви не может быть никакой иерархии, поскольку единственным архиереем и священником является сам Иисус Христос. Наследником его в священстве высту­пает только тот, кто ощущает в себе действие боже­ственного слова. Д. отвергают почитание креста, икон} мощей святых. Согласно их представлениям, члены духоборческого общества находятся в непосредствен­ном общении с Богом, а потому не нуждаются в обря­дах. Все таинства христианские истолковываются в духовном ракурсе. Крещению водой, как бесполезной церемонии, ими противопоставляется истинное кре­щение Христова страдания. Духобор должен крестить­ся не водой, а Словом Божьим и внутренним просве­щением. В том же духе интерпретируется миропома­зание. Духоборческое причащение осуществляется через слово, мысли, веру и сердечное желание. Испо­ведь объясняется как сокрушение сердца пред Богом, хотя и допускается исповедание друг перед другом. Для заключения брака не требуется ни какой обрядо­вой процедуры, а только воля лиц, достигших брач­ного возраста, взаимная любовь, соизволение роди­телей, обет и клятва перед Богом о взаимной верно­сти. У Д. отсутствуют специальные молитвенные дома. Совместные молитвы читаются, как правило, в вос­кресные и праздничные дни. Богомолие заключается в чтении присутствующими псалмов из «Животной книги», причем каждый должен прочитать молитву отличную от уже прозвучавших. К 1917 в России на­считывалось от 17 до 20 тыс. Д. В настоящее времянебольшие группы Д. проживают в Ростовской обл., Канаде, США, Грузии, Азербайджане. (См. также Духов­ные христиане).

В.Э. Багдасарян

Rambler's Top100
Hosted by uCoz