Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДУХ (евр. руах – дыхание; кит. шэнь – разум, святость,
духовность, непостижимое, чудесное; греч. vovq – ум, смысл, образ мыслей; яуе'Оца – дыхание,
дуновение, ветер, дух, жизнь; лат. animus – образ мыслей, дух; anima –
животворный дух, жизненная сила; spiritus
–
дуновение, вздох, дух, жизнь, вдохновение; англ. spirit – дух, вт. ч. «призрак»;
нем. Geist – универсальный концепт,
обладающий спектром значений: Абсолют, бесплотное сверхъестественное существо, частица божества
в человеке, доминирующая над душой и телом, внутренняя (моральная) сила, истинный
смысл и проч. Слово «Д.» происходит от индоевроп. корня dheus-// dhus- со значением «разлетаться», «рассеиваться» (об
искрах, пыли, дыме, дыхании), соотносится с индоевроп. dhog– «влага» (ср. библ.: «и Дух Божий носился над
водою»), dhugh– «судьба», bha-//bhu «дышать»,
dheg– «гореть».
Старославянский «доухъ» (греч. 7tvoT
– веяние,
ветер, дыхание, шепот, о звучании духовых музыкальных инструментов) восходит к
«дъхъ», представляя тот же корень со значениями: дуновение, ветер, испарение,
дух, жизненное начало, бесплотная сущность. «Доухъ» родственно также греч. 9eoз – бог (вФгсхх;). Представление о Д. – одно из самых
ранних, оно существовало, видимо, уже в эпоху архаичных религиозных форм фетишизма, тотемизма,
анимизма, анимализма и магии.
На стадии полидемонизма Д. как мифологические существа связываются обычно с
человеком и его природной средой обитания. Зачастую они являются
олицетворениями разрушительных стихий. В политеизме Д. начинают
причисляться к более низшей иерархии, чем пантеон богов, кт. наз. пандемониуму. В дуалистических мифологиях
существует разграничение Д. на добрых, злых и «нейтральных». В родоплеменных
верованиях умершие родственники выступают в качестве Д.-покровителей,
способных, однако, причинять вред в случае неуважительного отношения к ним. В
процессе ассимиляции одних вер другими (более развитыми) превалирующей тенденцией
является снижение статуса бывших божеств до уровня злокозненных Д., ЭТО один из возможных путей
формирования
демонологии народностно-национальных
и мировых религий. Особый разряд составляют Д. загробного мира, напр., в др..
кит. памятниках «Ши цзин», «Чжоу и» и др. Д. (шэнь) изначально выступают в качестве
персонификаций потусторонних, в т. ч. подземных сил. С 4 в. до н. э. религиозная
и философская трактовки понятия «шэнь» в Китае начинают заметно различаться.
Постепенно выделяются три основные интерпретации (по А.Г. Юркевичу).В мистико-религиозном
аспекте «шэнь» –это Д., божество, персонификация духовных субстанций; в
космологическом – одно из субстантивированных мировых начал, наряду с
«пневмой» (ци) и «семенем» (цзин); а в антропологическом – потенция познавательной,
мыслительной и другой психической деятельности, реализующаяся в виде воли
(чжи) и идеи (и) в движении духовной ци (шэнь ци). Значительную трансформацию
примитивные представления о Д. претерпевают в иудаизме, христианстве и исламе. Однако везде
сохраняется отличительное свойство Д. быть деятельным, активным началом. Д.
Божий (евр. руах элохим) в иудейской традиции предстает как Божественная
действующая вдохновляющая сила, напр., он воодушевляет военачальников на битву
(Суд. 3:10; 11:29), наделяет Самсона нечеловеческой мощью (Суд. 14:6, 19), а
Саула царственной и профетической харизмой (1 Цар. 10:6-13). Дар пророчества –
один из наиболее часто встречающихся в Ветхом Завете. Соответственно, корпус
текстов, созданный пророками,
инспирируемыми Д. Яхве, признается богодухновенным. В христианстве
формируется учение о Святом Д. (евр. руах-ха-кодеш; греч. к\г*Оца ау(оу; лат. врк^ш
вапсШя) как третьей ипостаси Святой Троицы, о бесплотных служащих духах –
ангельских силах (см.: Ангелология) иоо антропологическом дуализме, наличии в человеческом
существе особой сущности («дуновения Д. Божиего»)) несводимой к понятиям души и тела. Д. – это, с
одной стороны, дыхание жизни от Бога у людей и животных (Иов. 12:10; 27:3;
Еккл. 3:19-21; 12:7), что сближает понятия души и Д.; а с другой – бессмертный
Д., присущий человеку, но не животным, являющийся причиной когнитивных и волевых
способностей. Различие Д. и души постулируется апостолом Павлом (1 Фес. 5:23;
Евр. 4:12). Святой Д. христианской традицией осмысляется как Параклит (греч. ларакАдусо^) – «Утеши тель» (Ин. 14:16, 26; 15:26).
Именно Святой Д. в виде голубицы был зрим Иоанном Предтечей над головой Иисуса
Христа (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22), он был послан Христом и
свидетельствовал о Христе. Сойдя на апостолов
в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), он нерасторжимо пребывает с церковью, подавая верующим
благодать через таинства.
Христианская тринитарная догматика
приписывает Святому Д. все божественные свойства: всеведение, вездесущие,
всемогущество и проч. (см. Православие),
поскольку он единосущен двум другим ипостасям Святой Троицы. Святой Д. – истинный
Бог, «Господь Животворящий», предвечно исходящий от Бога-Отца (через Бога-Сына),
«неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно» пребывающий с Отцом и Сыном.
Идея Д. как вдохновителя свыше была близка также оппозиционным официальной
доктрине течениям, делающим основной акцент на харизматичности лидеров и
деинституционализации церковной иерархии (монтанизм, пятидесятничество,
духоборчество и проч.). В европейской философии Д. – понятие, тождественное
идеальному сознанию, при этом возможно различение субъективного Д. (личности,
индивида) и объективного Д. В философии Аристотеля, Д.
– это мышление о мышлении, наслаждение теорией. У Плотина Д. – образ
Первоединого Блага, который, будучи абсолютным существом, обладает абсолютным
бытием (Эннеады. V). В Новое время концепция Д. была детально разработана
Г.В.Ф. Гегелем в «Феноменологии духа», 3-й части «Энциклопедии философских
наук» и «Философии права». Согласно Гегелю, Д. как завершающая стадия (после
логики и природы) раскрытия абсолютной идеи проходит три ступени развития и
самосознания: субъективного Д., объективного Д. и абсолютного Д. В
материалистической философии Д. выступает в качестве вторичного по отношению
к природе начала. Для античных материалистов Д. не более чем разумная часть
души. Материалисты 18 в. зачастую понимали Д. как комбинацию ощущений.
Диалектический материализм полагает, что Д. является высшим результатом
материальной, общественно-исторической практики людей: мыслящий Д. – «высший
цвет» материи.
И.П. Давыдов