ДРУИДЫ – жрецы в религии древних кельтов (см

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДРУИДЫ – жрецы в религии древних кельтов (см. Древнекелътская религия). О существовании Д., их вы­соком авторитете в кельтском обществе, видах деятель­ности сообщают многие античные авторы (Посидоний, Плиний, Страбон, Дион Хризостом и др.); наиболее подробно по личным наблюдениям их описывает Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне». Д. со­ставляли в кельтской общине обособленную группу, попасть в которую можно было только после много­летнего обучения «тайному знанию» и магии. Каждое племя или племенное объединение кельтов имело сво­их Д. В «Записках о Галльской войне» Цезарь отмечает, что ежегодно в священном месте, находящемся на зем­лях племени карнутов, собирались Д., прибывшие сюда от разных кельтских племен (VI, 13). Это свидетель­ствует о том, что существовало некое общекельтское объединение Д. Известно также, что на собраниях из­бирался верховный жрец, занимавший эту должность пожизненно. Многие античные авторы акцентируют внимание на образованности Д. и даже изображают их как «философов». Очевидно Д. выступали в кельтской общине носителями религиозного знания, и одной из важнейших функций Д. было сохранение и передача этого знания. Сохранение и трансляция религиозного знания осуществлялась Д. посредством хорошо орга­низованного обучения. Цезарь писал, что религиозное учение Д. принципиально не записывалось и переда­валось только устно от учителя к ученику. Чужеземцам религиозная доктрина Д. оставалась недоступной. Эзо­терический характер религиозного учения Д. предоп­ределил печальную историческую участь кельтского религиозного мировоззрения. С разрушением тради­ционных основ кельтской цивилизации, падением роли Д. и их физическим устранением религиозная доктрина кельтов фактически исчезла, не оставив о себе достоверных свидетельств. Бесспорно только, что ог­ромную роль в доктрине Д. играло учение о бессмертии души. Д. освобождались от воинской службы, вели уеди­ненный образ жизни, преимущественно в лесной глу­ши. При этом они в случае необходимости активно уча­ствовали в общественной жизни. В их обязанности, помимо передачи религиозного знания, входило от­правление коллективных жертвоприношений, контроль за соблюдением правил священнодействий, гадание, толкование знамений, магическая практика, знахарство. Д. зачастую практиковали кровавые жертвоприноше­ния, в т.ч. человеческие. Из множества предметов, ко­торым Д. придавали магическое значение, особо выде­лялась омела (хвойное растение),которую Д. почитали священной. Сильный удар по Д. был нанесен римским завоеванием – римляне стремились подорвать власть Д., преследуя их и уничтожая физически. Окончатель­ный удар по престижу Д. был нанесен христианством. Однако фрагментарно и в видоизмененных формах традиции Д. сохранялись в Зап. Европе на протяжении раннего Средневековья, особенно долго в Ирландии. В 18-20 вв. возникает тенденция к возрождению на­следия Д. В настоящее время эта тенденция частично реализуется в формах неоязычества.

А.П. Забияко