Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДРУИДЫ – жрецы в религии древних кельтов (см. Древнекелътская
религия). О существовании Д., их высоком авторитете в кельтском
обществе, видах деятельности сообщают многие античные авторы (Посидоний,
Плиний, Страбон, Дион Хризостом и др.); наиболее подробно по личным наблюдениям
их описывает Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне». Д. составляли в кельтской
общине обособленную группу, попасть в которую можно было только после многолетнего
обучения «тайному знанию» и магии. Каждое племя или
племенное объединение кельтов имело своих Д. В «Записках о Галльской войне»
Цезарь отмечает, что ежегодно в священном месте, находящемся на землях племени
карнутов, собирались Д., прибывшие сюда от разных кельтских племен (VI, 13).
Это свидетельствует о том, что существовало некое общекельтское объединение Д.
Известно также, что на собраниях избирался верховный жрец, занимавший эту
должность пожизненно. Многие античные авторы акцентируют внимание на
образованности Д. и даже изображают их как «философов». Очевидно Д. выступали в
кельтской общине носителями религиозного знания, и одной из важнейших функций
Д. было сохранение и передача этого знания. Сохранение и трансляция
религиозного знания осуществлялась Д. посредством хорошо организованного обучения.
Цезарь писал, что религиозное учение Д. принципиально не записывалось и передавалось
только устно от учителя к ученику. Чужеземцам религиозная доктрина Д.
оставалась недоступной. Эзотерический характер религиозного учения Д. предопределил
печальную историческую участь кельтского религиозного мировоззрения. С
разрушением традиционных основ кельтской цивилизации, падением роли Д. и их
физическим устранением религиозная доктрина кельтов фактически исчезла, не
оставив о себе достоверных свидетельств. Бесспорно только, что огромную роль в
доктрине Д. играло учение о бессмертии души.
Д. освобождались от воинской службы, вели уединенный образ жизни,
преимущественно в лесной глуши. При этом они в случае необходимости активно
участвовали в общественной жизни. В их обязанности, помимо передачи
религиозного знания, входило отправление коллективных
жертвоприношений, контроль за соблюдением правил
священнодействий, гадание, толкование
знамений, магическая практика, знахарство. Д.
зачастую практиковали кровавые жертвоприношения, в т.ч. человеческие. Из
множества предметов, которым Д. придавали магическое значение, особо выделялась
омела (хвойное растение),которую Д. почитали священной.
Сильный удар по Д. был нанесен римским завоеванием – римляне стремились
подорвать власть Д., преследуя их и уничтожая физически. Окончательный удар по
престижу Д. был нанесен христианством. Однако
фрагментарно и в видоизмененных формах традиции Д. сохранялись в Зап. Европе на
протяжении раннего Средневековья, особенно долго в Ирландии. В 18-20 вв.
возникает тенденция к возрождению наследия Д. В настоящее время эта тенденция
частично реализуется в формах неоязычества.
А.П. Забияко