Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДРУЗЫ (ад-дурузийа), хакимиты, – члены этноконфессиональной группы, образовавшейся в нач. 10 в. в результате разногласий и соперничества среди фатимидских исмаилитов. Учение Д. возникло в Египте при халифе аль-Хакиме (правил с 996 по 1021), объявив­шем себя в 1017 земным воплощением Бога. После ис­чезновения аль-Хакима, те, кто верили в его грядущее пришествие, подверглись репрессиям, и значительная их часть покинула Египет. Оформление друзской об­щины произошло в южной части Ливана. Наименова­ние Д. возводится к Мухаммаду ад-Дарази (ум. ок. 1019 г.) однако сами Д. квалифицируют его как «отступника» и предпочитают именоваться «аль-муваххидун» («исповедующие единобожие»). Формально друзская община закрыта для новых членов с сер. 11 в. Согласи друзскому учению, души умерших Д. переселяются тела рождающихся, а поскольку количество постоянно, то прием новых членов в общину не представляется возможным. В соответствии с друзской теорией предопределенных исторических циклов, сунизм и шиизм лишь подготовили почву для постиже­ния таухида (знания о единстве всего сущего с Богом). Начало «новой эры» соотносится с объявлением аль-Хакима телесным воплощением Божества. Привержен­цы дузизма ожидают второе пришествие аль-Хакима, которое ознаменует торжество таухида и переход к ним власти над миром. Д. принимают традиционную ислам­скую трактовку воздаяния вечным блаженством или муками (рай и ад). Важное место в друзском учении за­нимает космогония, в центре которой находятся пять «высших космических принципов», или эманаций, уча­ствующих в создании материального мира. Для соци­альной организации Д. характерны замкнутость, стро­гая эндогамия, а также разделение на непосвящен­ных – джуххал («неведающих») и посвященных – уккал («вразумленных»). Высшее духовное руководство Д. осуществляют аджавид («совершенные»). Посвяще­ние касается лиц обоего пола. В силу эзотерического характера друзской доктрины друзские священные тексты и некоторые особенности ритуала, а также уеди­ненные культовые сооружения доступны только по­священным. Количество праздников у Д. ограничено (они отмечают «праздник жертвоприношения» и тра­урный день ашура). На Д. не распространяются мусуль­манские пищевые запреты, они не совершают обряд обрезания. Ныне Д. проживают в Ливане, Сирии, Изра­иле и Иордании.

Ф.М. Ацамба, СЛ. Кириллина

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz