Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДРУЗЫ (ад-дурузийа),
хакимиты, – члены этноконфессиональной группы, образовавшейся в
нач. 10 в. в результате разногласий и соперничества среди фатимидских
исмаилитов. Учение Д. возникло в Египте при халифе аль-Хакиме
(правил с 996 по 1021), объявившем себя в 1017 земным воплощением
Бога. После исчезновения аль-Хакима, те, кто верили в его
грядущее пришествие, подверглись репрессиям, и значительная их
часть покинула Египет. Оформление друзской общины произошло в южной части
Ливана. Наименование Д. возводится к Мухаммаду ад-Дарази (ум. ок. 1019 г.)
однако сами Д. квалифицируют его как «отступника» и предпочитают именоваться
«аль-муваххидун» («исповедующие единобожие»). Формально друзская община закрыта
для новых членов с сер. 11 в. Согласи друзскому учению, души умерших Д.
переселяются тела рождающихся, а поскольку количество постоянно, то прием новых
членов в общину не представляется возможным. В соответствии с друзской теорией предопределенных
исторических циклов, сунизм и шиизм лишь подготовили почву для
постижения таухида (знания о
единстве всего сущего с Богом). Начало «новой эры» соотносится с объявлением
аль-Хакима телесным воплощением Божества. Приверженцы дузизма ожидают второе пришествие аль-Хакима,
которое ознаменует торжество таухида и переход к ним власти над миром. Д.
принимают традиционную исламскую трактовку воздаяния вечным блаженством или
муками (рай и ад). Важное место в друзском учении занимает
космогония, в центре которой находятся пять «высших
космических принципов», или эманаций, участвующих в создании материального
мира. Для социальной организации Д. характерны замкнутость, строгая
эндогамия, а также разделение на непосвященных – джуххал («неведающих») и посвященных – уккал
(«вразумленных»). Высшее духовное руководство Д. осуществляют аджавид
(«совершенные»). Посвящение касается лиц обоего пола. В силу эзотерического
характера друзской доктрины друзские священные тексты и некоторые особенности
ритуала, а также уединенные культовые сооружения доступны только посвященным.
Количество праздников у Д. ограничено (они отмечают «праздник жертвоприношения»
и траурный день ашура). На Д. не распространяются мусульманские пищевые
запреты, они не совершают обряд обрезания. Ныне Д. проживают в Ливане, Сирии,
Израиле и Иордании.
Ф.М. Ацамба, СЛ. Кириллина