Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА – по­литеистические верования создателей древнейших государств на территории от Аравии и Вост. Средизем­номорья до Кавказа и Иранского нагорья (Шумер, Элам, Эбла, Вавилон, Ассирия, Хеттское царство, Ханигальбат, Финикия, Угарит, Урарту, Древняя Персия). В их основе лежат общинно-родовые культы духов места и предков, растений, животных, явлений природы и пред­метов, дополненные впоследствии культами правите­лей и героев. Можно выделить несколько особеннос­тей Д. р. Б. В. На первой стадии развития религии в этом регионе (кон. IV – нач. III тыс. до н.э.) развиваются культы умирающих и воскресающих богов плодоро­дия, связанные с циклом воспроизводства домашнего скота и злаковых культур (прежде всего ячменя и пол­бы). Примерами являются культы Думузи (Таммуза) в Месопотамии, Баала в сиро-финикийском мире, Те­лепину у хеттов. В начале цикла (как правило, весной) мужское божество вступает в священный брак (см. Иерогамия) с богиней любви (Инанна, Анат). Затем в силу различных причин оно уходит из мира живых (либо в загробный мир, либо в неизвестное место обитаемого мира), и с его уходом временно замирает производи­тельная активность богов и живых существ (людей, животных и растений). Устраивается его ритуальное оплакивание (Думузи оплакивают женщины) или по­иски (Баала разыскивает в загробном мире Анат, жи­вотные разыскивают Телепину по решению совета бо­гов). В конце цикла празднуется воскрешение или воз­вращение бога. Следует заметить, что древнейшие культы плодородия на Ближнем Востоке еще не связа­ны с деятельностью храмов и могут рассматриваться как идеологизация простонародных представлений об устройстве мира. В частности, священный брак прово­дился в загоне для скота, поскольку человек в ту пору хотел соответствовать нормам, установленным для всех живых существ и не особенно выделял себя из мира природы. Древнейшими для Д. р. Б. В. являются также культы богинь-матерей (Аруру, Нинмах, Дингирмах, Нинхурсаг), которыми в начале мироздания были со­зданы все боги (см. Богини-матери культ). С нач. III тыс. до н.э. происходило оформление религиозных институтов на Ближнем Востоке, связанное с появле­нием городов-государств. Возникают святилища ступенчатой конструкции с вертикальной ориентацией (аккад. зиккурат), становшие центрами культа. Каждым городом управляют Верховный Бог и его семья (жена и дети), на службе у Верховного Бога находятся подчи­ненные ему божества, выполняющие при нем роль со­ветников или слуг. Для религии III – нач. II тыс. до н.э. характерны: многоуровневость религиозной жиз­ни, т.е. поклонение личным, домашним, династийным, квартальным, городским, общемировым божествам; астролатрия (особенно в Месопотамии); иерархия пан­теона. В пантеоне выделяются боги-демиурги (хозяева неба, срединного мира, подпочвенных пресных вод и загробного мира), боги – покровители государства и царской власти (как правило, в их ведении находятся земледелие, орошение земли и военная деятельность), боги мудрости, ремесел и искусств. Большое значение в данный период имеют весенние новогодние обряды интронизации царя и обряд священного брака (прохо­дящий уже в храме), во время которых разыгрываются сцены из мифа о победе молодого героя над силами зла и хаоса (в Месопотамии это победа Нинурты над Асагом, в Сирии и Финикии победа Баала над Мотом и Ямом, у хеттов победа бога грозы над змеем Илуянкой). В мифологии этого времени боги принимают ре­шения о судьбах мира на особом совете богов, предсе­дателем которого является старейшина богов, некогда создавший Небо и Землю (или отделивший Небо от Земли): Ан и Энлиль в Месопотамии, Эл в Сирии и Финикии, Алалу у хурритов. Боги могут действовать только на основании неких предвечных законов, на­ходящихся в ведении старейшины богов (напр., «Таб­лица судеб» в Месопотамии). Основой культа стано­вятся жертвоприношения, совершаемые как постоян­но (ежедневно), так и в определенные праздничные дни. Основным предназначением человека признано обеспечение богов необходимыми продуктами, во вто­рую очередь человек может обеспечивать себя и свою семью. Ритуалы совершаются централизованно и кол­лективно (что не исключало поклонения божествам у домашних алтарей). Совершение ритуалов по пред­ставлениям этой эпохи гарантирует человеку или се­мье получение желаемых материальных благ, карьер­ное продвижение и т.п. Д. р. Б. В. вт. пол. И-1 тыс. до н.э. имеют существенно иные черты. Появляется тен­денция к выделению из пантеона верховного божества, стремящегося к доминированию и единоначалию, унич­тожающего, изгоняющего либо подчиняющего себе всех богов старшего поколения (Мардук и Ашшур в Месопотамии, Баал в Финикии, Кумарби и Тешуб в хеттско-хурритской религии). Известны тексты о борьбе различных божественных династий и о постоянных распрях в мире богов (хеттский «О царствовании на небесах», вавилонский «Когда вверху...» и «Эпос об Эрре»). Одновременно усиливается стремление чело­века к индивидуальному общению со своими личньь ми Богом и Богиней, желание понять, откуда берется зло и почему боги не торопятся его устранить. В Месо­потамии в 12-10 вв. до н.э. появляются памятники религиозно-этической мысли («Повесть о невинном страдальце», «Вавилонская теодицея», «Разговор господина с рабом»), авторы которых разрываются между традиционалистской и пессимистической точками зре­ния. Суть первой в том, что люди недостаточно ублажают богов жертвами и возносят им мольбы. Если увеличить число жертв и проводимых обрядов, то боги бу­дут более снисходительны. Пессимисты утверждали что боги и люди давно перестали понимать друг друга и ритуалы не смогут сделать жизнь человека более безо­пасной и осмысленной. В этот же период получает окон­чательное оформление аккадский эпос о Гильгамеше, в котором ставится вопрос о ценности жизни индивидуу­ма и о путях достижения бессмертия (которое на разных этапах жизни понимается как обретение славного име­ни, физического бессмертия и духовного бессмертия). Религиозно-этические искания вавилонян во многом способствовали развитию иудейского богословия (в осо­бенности таких частей Ветхого Завета, как Книга Иова и Книга Екклезиаста). Последние века развития Д. р. Б. В. (7-2 вв. до н.э.) проходили под влиянием ассирийской, персидской и греческой традиций. Это время господ­ства магии и заговоров, астрологических предсказаний и различных видов гадания.

В.В. Емельянов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz