Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА – политеистические
верования создателей древнейших государств на территории от Аравии и Вост.
Средиземноморья до Кавказа и Иранского нагорья (Шумер, Элам, Эбла, Вавилон,
Ассирия, Хеттское царство, Ханигальбат, Финикия, Угарит, Урарту, Древняя
Персия). В их основе лежат общинно-родовые культы духов места
и предков, растений, животных, явлений природы и предметов, дополненные
впоследствии культами правителей и героев. Можно выделить несколько особенностей
Д. р. Б. В. На первой стадии развития религии в этом регионе (кон.
IV – нач. III тыс. до н.э.)
развиваются культы умирающих и воскресающих богов плодородия, связанные с
циклом воспроизводства домашнего скота и злаковых культур (прежде всего ячменя
и полбы). Примерами являются культы Думузи (Таммуза) в Месопотамии, Баала в
сиро-финикийском мире, Телепину у хеттов. В начале цикла (как правило, весной)
мужское божество вступает в священный брак (см. Иерогамия) с
богиней любви (Инанна, Анат). Затем в силу различных причин оно уходит из мира
живых (либо в загробный мир, либо в неизвестное место обитаемого мира), и с его
уходом временно замирает производительная активность богов и живых существ
(людей, животных и растений). Устраивается его ритуальное оплакивание (Думузи
оплакивают женщины) или поиски (Баала разыскивает в загробном мире Анат, животные
разыскивают Телепину по решению совета богов). В конце цикла празднуется воскрешение
или возвращение бога. Следует заметить, что
древнейшие культы плодородия на Ближнем Востоке еще не связаны с деятельностью
храмов и могут рассматриваться как идеологизация простонародных
представлений об устройстве мира. В частности, священный брак проводился в загоне
для скота, поскольку человек в ту пору хотел соответствовать нормам,
установленным для всех живых существ и не особенно выделял себя из мира
природы. Древнейшими для Д. р. Б. В. являются также культы богинь-матерей
(Аруру, Нинмах, Дингирмах, Нинхурсаг), которыми в начале мироздания были созданы
все боги (см. Богини-матери культ). С нач. III тыс. до н.э. происходило оформление религиозных
институтов на Ближнем Востоке, связанное с появлением городов-государств.
Возникают святилища ступенчатой конструкции с вертикальной ориентацией (аккад.
зиккурат), становшие центрами культа. Каждым городом управляют Верховный Бог и
его семья (жена и дети), на службе у Верховного Бога находятся подчиненные ему
божества, выполняющие при нем роль советников или слуг. Для религии III – нач.
II тыс. до н.э. характерны: многоуровневость религиозной жизни, т.е.
поклонение личным, домашним, династийным, квартальным, городским, общемировым
божествам; астролатрия (особенно в Месопотамии); иерархия пантеона. В
пантеоне выделяются боги-демиурги (хозяева неба,
срединного мира, подпочвенных пресных вод и загробного мира), боги –
покровители государства и царской власти (как правило, в их ведении находятся
земледелие, орошение земли и военная деятельность), боги мудрости, ремесел и искусств.
Большое значение в данный период имеют весенние новогодние обряды интронизации
царя и обряд священного брака (проходящий уже в храме), во время которых
разыгрываются сцены из мифа о победе молодого героя над
силами зла и хаоса (в Месопотамии это победа Нинурты над Асагом, в Сирии и
Финикии победа Баала над Мотом и Ямом, у хеттов победа бога грозы над змеем
Илуянкой). В мифологии этого времени боги принимают решения о судьбах
мира на особом совете богов, председателем которого является старейшина богов,
некогда создавший Небо и Землю (или отделивший Небо от Земли): Ан и Энлиль в
Месопотамии, Эл в Сирии и Финикии, Алалу у хурритов. Боги могут действовать
только на основании неких предвечных законов, находящихся в ведении старейшины
богов (напр., «Таблица судеб» в Месопотамии). Основой культа становятся
жертвоприношения, совершаемые как постоянно (ежедневно), так и в
определенные праздничные дни. Основным предназначением человека признано
обеспечение богов необходимыми продуктами, во вторую очередь человек может
обеспечивать себя и свою семью. Ритуалы совершаются централизованно и коллективно
(что не исключало поклонения божествам у домашних алтарей). Совершение ритуалов
по представлениям этой эпохи гарантирует человеку или семье получение
желаемых материальных благ, карьерное продвижение и т.п. Д. р. Б. В. вт. пол.
И-1 тыс. до н.э. имеют существенно иные черты. Появляется тенденция к
выделению из пантеона верховного божества, стремящегося к доминированию и
единоначалию, уничтожающего, изгоняющего либо подчиняющего себе всех богов
старшего поколения (Мардук и Ашшур в Месопотамии, Баал в Финикии,
Кумарби и Тешуб в хеттско-хурритской религии). Известны тексты о борьбе
различных божественных династий и о постоянных распрях в мире богов (хеттский
«О царствовании на небесах», вавилонский «Когда вверху...» и «Эпос об Эрре»).
Одновременно усиливается стремление человека к индивидуальному общению со
своими личньь ми Богом и Богиней, желание понять, откуда берется зло и почему
боги не торопятся его устранить. В Месопотамии в 12-10 вв. до н.э. появляются
памятники религиозно-этической мысли («Повесть о невинном страдальце», «Вавилонская
теодицея», «Разговор господина с рабом»), авторы которых разрываются между традиционалистской
и пессимистической точками зрения. Суть первой в том, что люди недостаточно
ублажают богов жертвами и возносят им мольбы. Если увеличить число жертв и
проводимых обрядов, то боги будут более снисходительны. Пессимисты утверждали
что боги и люди давно перестали понимать друг друга и ритуалы не
смогут сделать жизнь человека более безопасной и осмысленной. В этот же период
получает окончательное оформление аккадский эпос о Гильгамеше, в котором
ставится вопрос о ценности жизни индивидуума и о путях достижения
бессмертия (которое на разных этапах жизни понимается как
обретение славного имени, физического бессмертия и духовного бессмертия).
Религиозно-этические искания вавилонян во многом способствовали развитию иудейского
богословия (в особенности таких частей Ветхого Завета, как Книга
Иова и Книга Екклезиаста). Последние века развития Д. р. Б. В. (7-2 вв. до
н.э.) проходили под влиянием ассирийской, персидской и греческой традиций. Это
время господства магии и заговоров, астрологических
предсказаний и различных видов гадания.
В.В. Емельянов