Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ РЕЛИГИЯ – ветвь индоевропейской
религиозной традиции, религия славянских народов,
существовавшая в дохристианский период их религиозного развития. Расселение
славян по Юж. и Вост. Европе обусловило разделение славянского мира на три
основные группы – восточных, западных и южных славян. Особенности этно- и
культурогенеза славянской общности препятствовали формирование единообразной
славянской религии. К славянскому лигиозному субстрату в разных ареалах
Славии при. бавлялись иноэтнические религиозные напластования как родственного
индоевропейского происхождения (иранские, германские, кельтские и др.), так и
тюркского, финно-угорского. Не преуменьшая значения иноэтнических источников
развития славянской религии следует тем не менее рассматривать эту религию
преж. де всего как автохтонную религию славянской общности, возникшую в
результате переработки славянами индоевропейского наследия, раскрытия
собственного религиозного опыта и выборочного усвоения религиозных традиций
соседних народов. Эволюция Д. р. протекала в общем контексте истории славянства. В период латентного развития
славян в составе древнеевропейской общности в среде предков славян существовала
религия, которая может быть определена как протославянская (III тыс. – 8-7 вв.
до н.э.). Вместе со становлением славян как особой общности формируется древнеславянская
(праславянская) религия (вт. пол. I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). К концу этого
периода некоторые ветви Д. р., в первую очередь религия Киевской Руси,
развились до стадии раннегосударственной религии. Крещение славян обусловило
переход автохтонной религии в состояние синкретической религии (см. Синкретизм религиозный), сочетающей исконно славянские и христианские
черты (вт. пол. I тыс. – настоящее время, см.
Двоеверие). Д. р. не исчезла целиком ни в
процессе крещения славян, ни много позже принятия
христианства. После
христианизации Руси древние формы
религиозной жизни перешли в эпоху Средневековья на положение «неофициальных»,
языческих верований и обрядов, бытуя во всех слоях общества, включая зачастую
и духовенство
(особенно сельское, см. Язычество). В ряде мест (на Руси в 12 в., среди полабских славян
вплоть до 14 в.) Д. р. переживала периоды возрождения и усиления. Под влиянием
христианства древняя традиция не только разрушалась, но и эволюционировала:
христианство способствовало трансформации языческого
пантеона, внедряло новые идеи или давало
стимул к переосмыслению старых. Д. Р- обладала совокупностью понятий,
достаточных для выражения основополагающих представлений и построения
сравнительно развитой вероучительной системы Понятие вера, выражавшее внутренние аспекты религиозной жизни,
дополнялось понятием закон, раскрывавшим
внешний порядок религиозной жизни. В понятиях дива и чуда выражалось общее представление об экстраординарных
явлениях, несовместимых с категориями повседневного опыта. Словом «чары» обозначалось
вера в возможность провоцировать прояления экстраординарной реальности. В Д. р. было развито
представление о душе
как «воздушном», духовном начале, средоточии эмоций и субстанции религиозных
состояний (веры и др.). Представлению о душе близкородственно понятие духа: дух, как и душа, – индивидуальная
духовная субстанция человека, кроме того, дух – это сверхчувственная субстанция
иночеловеческой природы, некое сверхчеловеческое существо. В понятиях души и
духа праславянское религиозное сознание оформляло воззрения на жизнь и посмертное
существование, анимистические представления (см. Анимизм), интуиции относительно потусторонних сил.
Первоначальные представления о святом вынесены славянами из глубокой индоевропейской
древности. В славянских языках идея святого выражена прежде всего словами с
элементом 5УеГ-, производном от индоевропейского корня к'иеп-, к'\уеп-. Идея
святого в Д. р. выражала прежде всего представления о жизненной энергии, силе
роста и плодотворения. Важно, что славяне не пошли по пути устойчивого сопряжения
в представлениях о святом позитивных и негативных признаков, что было
свойственно многим другим архаическим религиям. С категорией святости сопряжено,
как ее противоположность, понятие греха. Оно, как и понятие скверны, восходит к
праславянским временам. Грех понимался как уклонение от обязательных обрядовых
и нравственных установлений, как искажение норм, обеспечивающих воспроизводство
и благополучие общины. В Д. р. существовало общее понятие для обозначения деифицированных
сущностей – бог,
которое в первоначальном смысле означало «податель доли, богатства». Религия
славян была религией многобожия (см. Политеизм).
Пантеон Д. р. включал несколько
культурно-исторических пластов: общеиндоевропейский, древнеевропейский,
исконно славянский и инокультурный, составленный из богов, заимствованных у
соседних народов. Структурно пантеон представлял собой трихотомическое
единство небесных (уранических), подземных (хтонических) и земных (ойкуменических) богов. К глубокой индоевропейской
древности восходило почитание славянами Неба как божества-прародителя. Из
уранических славянских богов надежно реконструируется Перун, бог грозы
восточных славян. Типологически близок восточнославянскому Перуну-громовику
бог балтийских славян Свентовит, как, возможно, и другой бог балтийских славян
Прове. К ураническим богам восточных славян относится Стрибог – бог атмосферных
явлений, прежде всего ветра. В близкой связи со Стрибо- гом находится Дажьбог
(Даждьбог) – «дающий бог», «податель богатств». Дажьбог в своем ураническом аспекте
соотносился с солнцем. Сходные с Дажьбогом божества были у южных славян (Дабог)
и западных славян (ОасЬк^). В пантеон уранических богов помимо исконно
славянских входили заимствованные божества. У восточных славян таковы Хоре и
Симаргл. Хоре – солярное божество иранского происхождения. Симаргл имеет своим
прототипом иранского Симур- га – мифологического огромного орла, соотнесенного
с верхним миром; возможно, на Руси Симаргла представляли собако-птицей.
Мифологема священного брака связывала уранического бога-отца с хтонической
богиней-матерью. Земля – главное хтоническое божество славян, игравшее
огромную роль в их религии. Земля в мифологическом изображении отчетливо антропоморфна
и персонифицирована – это женское существо, Мать-сыра-земля, «хлебородница». В
Д. р. образ земли оформляется через признаки силы животворения, материнства,
родственной близости, дароношения, целительства, защиты, чистоты, безущербности,
красоты, сострадания. В современных реконструкциях славянская Мать-земля
зачастую ставится в близкую связь с известной по древнерусским памятникам
богиней Мокошь. Между тем древнерусские тексты и этнографические данные не
дают весомых аргументов для отождествления Мокоши с Матерью-землей. На
восточнославянском материале выявлены функциональные связи Мокоши прежде всего
с водой, ночью, прядением, любовью, рождением, плодородием, судьбой. К
мужским хтоническим божествам восточных славян бесспорно относится Велес (Волос),
восходящий к общеславянскому прототипу. Согласно древнерусским текстам, Велес –
«скотий бог», дарующий обильный приплод, а значит, и богатство. «Скотий бог» –
владыка подземных живительных соков, питающих рост злаков и скота, а значит,
помогающий тем, кто кормится от земли, прежде всего крестьянству. В этом смысле
Велес – бог «всей Руси», в отличие от Перуна, бога прежде всего княжеской
дружины. Ойкуменические божества – божества среднего, населенного людьми мира,
сфера их власти и ответственности распространяется на область культурных
занятий, общественных и семейных отношений, быта и среды обитания людей. У
восточных славян к ойкуменическим божествам принадлежал Сварог (Сварожич) – бог
огня, возможно, огня укрощенного, поставленного на службу человеку. Как бог
огня, Сварог имел, вероятно, солнечную (ураническую) ипостась: в древнерусской
летописи он представлен отцом Дажьбога-Солнца. Преемственность поколений,
берущих начало от общих предков, была персонифицирована славянами в образе
Рода. Рядом с Родом древнерусские тексты упоминают Рожаниц. Рожаницы –
божественные девы судьбы, определяющие жизненный путь новорожденного. Среди
богов западных славян средневековые тексты упоминают
Триглава, Подагу, Живу – богиню жизни,
Яровита и Руевита – богов войны, Поревита, Поренута, Чернобога – бога
несчастья и некоторых других богов,
чьи имена и функции пока не поддаются надежной реконструкции. Наряду с
представлениями о высших богах в исконно славянской религии существовали
верования в богов низшего уровня, духов, оборотней,
которые в совокупности составляли славянский пандемониум.
Значительный отряд демонологических персонажей составляли существа, именовавшиеся
бесами. Бесам религиозное сознание славян приписывало злонамеренность и
губительную силу. В первую очередь к бесам относились духи опасных для
посещения мест: лесной глуши (у восточных славян – леший, лешачиха), болот
(зыбочник, болотник восточных славян, блотник кашубов и др.), омутов, коварных
водных стихий (водяной, водяниха восточных славян, отчасти вилы, самовилы южных
славян и др.). В поле, по поверьям, обитали полудницы, злобные женские духи,
появлявшиеся в полдень и олицетворявшие солнечный удар. К категории наиболее
враждебных и опасных бесов принадлежали упыри, вурдалаки, вещицы (или
ведуницы), отчасти русалки. Это существа, неправильно погребенные или умершие
неестественной смертью покойники, тяжкие греховодники. В культах рощ,
деревьев, родников находили свое проявление представления о соответствующих
духах. Группа существ низшей мифологии представляла персонифицированные понятия о судьбе –
таковы Доля, Недоля, Нужа, Лихо, Горе, Среча, Несреча, Усуд и др. К
персонификациям судьбы примыкали олицетворения этических понятий, наиболее
известные из них – Правда и Кривда. Для обозначения демонологических существ в
славянском религиозном языке наряду со словом «бес» использовалось слово
«черт». Праславянская религия сохранила уходящую корнями в индоевропейскую
древность веру в существование бессмертной души, которая способна отделяться от тела и вести
посмертное существование. Вера в бессмертие души и посмертное существование
была основой культа предков. Культ предков строился на идее перехода души умершего
родственника в «иной мир», откуда предки вместе с богами могли оказывать
решающее влияние на жизнь земных обитателей. Предки выступали прежде всего в
роли помощников при житейских невзгодах и охранителей от зловредного влияния
потусторонних существ и колдовства. У славян существовали культовые
изображения предков, прежде всего в форме вырезанных из дерева антропоморфных идолов.
Наряду с семейным и родовым культом генеалогических героев в Д. р. существовало
почитание племенных предков (Кий, Вятко, Словен, Крак,
Лях, др.). Погребальный обряд славян соответствует типу
«обрядов перехода». Столь же явно к
«обрядам перехода» в славянской традиции относятся свадебный и родильный
обряды. В архаических культурах с «обрядами перехода» тесно связана календарная
обрядность. Опорным пунктом древнеславянского деления года было зимнее солнцестояние.
Важным рубежом деления года были мартовские праздники, в особенности
масленица. Масленица знаменовала начало весны, а значит, и хозяйственного года
земледельца. Цикл весенних праздников завершался днем летнего солнцестояния,
праздником Ивана Купалы (24 июня). В славянских обществах, земледельческих по
роду основной хозяйственной деятельности, календарная обрядность тесно
смыкалась с культами плодородия. Продуцирующие аграрные обряды прежде всего
предполагали ритуальную сексуальную практику либо действия, символически ее
замещающую. В Д. р. присутствовали обе формы. Кроме продуцирующих обрядов,
аграрные ритуалы включали также охранительные магические действия. В глубокую
индоевропейскую древность уходят
военные культы Д. р. – почитание булав,
топоров, стрел. С архаической практикой жертвоприношений связана древнеславянская
молитва один из важнейших типов ритуала.
Наиболее распространены были в славянской культуре бескровные жертвоприношения
– хлебами, кашами, хмельным зельем, деньгами и другими ценностями. Большую роль
в религиозной жизни славян играла практика гаданий. Первичной ячейкой религиозной жизни в Д. р.
выступала семья или кровнородственная общность семей – род. Главным
действующим лицом при отправлении домашних обрядов был глава семьи. Поклонение
общим богам, генеалогическим героям, местным духам объединяло роды и семьи в
пределах поселения или племени. Первоначально важнейшие священнодействия
племенного сообщества отправляли «старцы», бояре или князья. За князем в
архаическом коллективе было закреплено отправление важнейших сакральных
функций. Проблематично существование в архаических славянских религиозных общинах
особого слоя священнослужителей. В славянской среде родоначальники жречества
вступили в стадию обособления, по-видимому, во вт. пол. I тыс. В Д. р. жречество не обособилось в
отдельную религиозную группу, четко отделенную от остальной части религиозного
сообщества. Хотя жреческие корпорации в структуре праславянской религиозной
общины отсутствовали, круг отдельных лиц, профессионально занятых отправлением
религиозных обрядов, сохранением и передачей религиозных знаний, был
достаточно широк. Кроме людей обслуживавших при крупных капищах общение с богами,
в него входили разные категории знатоков магии.
Волхвы – общее название всех знатоков
магии или их большой группы. В категорию
колдунов входили чародеи, кудесники,
облакогонители и некоторые другие. В кон. 20 в. некоторые элементы Д. р.
воспроизведены в формах славянского
неоязычества.
А.П. Забияко