Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ – один из важнейших составных элементов структуры
мировоззрения и общественной жизни древних египтян. Верхней хронологической
границей существования древнеегипетской
религии может считаться сер. V тыс. до
н.э. (формирование племенных культов у народов, населявших дельту и долину
Нила от побережья Средиземного моря на севере до первого порога Нила на юге),
нижней – рубеж 5-6 вв. н.э. (исчезновение демотической письменности и закрытие
в 535 последнего из действующих египетских храмов
– храма богини Исиды на о. Филэ).
На ранних этапах своего существования древнеегипетская религия представляла собой
конгломерацию множества племенных
культов, слабо связанных между собой и
имевших сугубо локальное значение. Как специфическая форма мировоззрения,
религия Древнего Египта начинает оформляться в сер. IV тыс. до н.э., в период,
непосредственно предшествовавший воцарению I династии и характеризующийся возникновением
в долине Нила первых крупных государственных образований. Этот период
ознаменован примерно одновременным появлением культов двух божеств
общеегипетского масштаба, Хора (небесное божество, воплощенное в образе сокола)
и Сета (первоначально божество-покровитель одного
из крупных племен архаического Египта, воплощенное
в живот, ном собакоподобного облика), на фоне продолжающегося развития локальных
культов божеств – покровителей крупнейших городов Египта (Гелиополь – солярное
божество Ра, Саис – богиня-воительница Нейт, Фивы – божество воздуха
Амун и др.). Характерная черта всей древнеегипетской религии – ярко выраженный политеизм.
Религия Древнего Египта оставалась политеистической на всем протяжении своего
существования, не исключая и период религиозной реформы Аменхотепа IV
(Эхнатона) (XVIII династия 1364-1347 до н.э.). Специфическая особенность
древнеегипетского пантеона – сохранение в его составе вплоть до эллинистической
эпохи большого количества локальных городских и номовых божеств, отдельные из
которых в силу социально-политических факторов в различные исторические эпохи
становились общегосударственными богами (Ра при царях V-VI династий, Амун при
XII и ХУШ-ХХ династиях, Нейт в период правления XXVI династии). Центральное положение
в нем занимает солярное божество-демиург, представленное тремя воплощениями:
Хепри (божество утреннего (восходящего) Солнца, воплощенное в образе
священного скарабея), Ра (божество высокого (полуденного) Солнца и небесный
отец царствующего фараона, воплощенное в образе сокола или кота) и Атум (воплощение
вечернего (заходящего) Солнца и глава гелиопольской эннеады). К числу
традиционных египетских солярных божеств принадлежит и Атон («солнечный
диск»), ставший общегосударственным богом Египта в период религиозной реформы
Эхнатона. Среди божеств древнеегипетского пантеона, культ которых из
локального уровня перерос в общеегипетский, но при этом никогда не носил
характера государственной религии,
первое место занимает Осирис – бог производительных сил природы и загробного
мира. Осирическая религия и являющаяся ее неотъемлемой частью религиозная антропология
вышли за рамки локальных верований уже в эпоху Раннего царства (I-II династии,
2950-2640 до н.э.), а начиная с эпохи Среднего царства (2134-1785 до н.э.) и
вплоть до конца эллинистического периода получили распространение во всех без
исключения слоях древнеегипетского общества. В силу присутствия в пантеоне
большого числа локальных (городских и номовых) божеств, характерной чертой Д.
р. является зооморфизм в их изображении. Обилие в Древнем Египте локальных
культов и верований обусловило одновременное наличие большого числа различных
теологических концепции на протяжении всего времени существования Д. р., а также
отсутствие в ней единого священного канона, что было
характерно даже для периодов придания одному из локальных божеств
общегосударственного статуса (за исключением времени религиозной реформы Эхнатона).
Главные центры теологической мысли – крупнейшие города страны: Гелиополь
(учение о первой эннеаде (девятке) богов, а также солярная теология и
космогония, основные идеи которой выражены в «Книге познания воссуществований
Ра и ниспровержения Апопа» (папирус Бремнер-Ринд) и в целом ряде фрагментов
«Текстов пирамид» эпохи правления V- VIII династий), Мемфис («Памятник
мемфисской теологии», приписывающий Птаху, богу ремесел и покровителю
Мемфиса, функции демиурга и главы ге- лиопольской эннеады), Фивы (Лейденский и
Каирский гимны Амуну, служащие своеобразным продолжением традиционной египетской
солярной теологии в эпоху Нового царства и являющиеся одними из наиболее
абстрактных и глубоких памятников всей древнеегипетской теологии). Особое
положение в общей системе древнеегипетской теологической мысли занимали осирическая
теология и тесно связанная с ней этико- антропологическая концепция, основные
идеи которых не разрабатывались в рамках какой-либо локальной теологической
школы, но были сформулированы в обширных корпусах религиозных текстов
заупокойного содержания («Тексты пирамид» Древнего царства, «Тексты
саркофагов» Среднего царства и «Египетская
книга мертвых» эпохи Нового царства). Являясь продуктом широко
распространенных в народных массах заупокойных верований, осирическая теология
тем не менее была тесно связана с египетской солярной религией, доказательством
чего служит активно развивавшийся гелиопольской и фиванской теологическими
традициями тезис о внутреннем тождестве Осириса и Солнечного бога.
Значительную роль в общей системе древнеегипетской теологической мысли играли
концепции, посвященные теологическому обоснованию царской власти и теологии
политики («Поучение царю Мерикаре» Среднего царства, «Большой» и «Малый» гимны
Атону амарнского периода, «Поэма Пентаура» времени правления XIX династии).
Основными местами совершения культовых обрядов являлись
храмы, расположенные как в населенных пунктах (почитание
локальных божеств), так и при гробничных комплексах (ритуал мумификации и
приношения даров умершим). Храмовые оракулы были
распространены сравнительно мало и известны в Египте только с периода правления
XVIII династии Нового царства в 15 в. до н.э. (оракул Амуна в Фивах).
Отправление культовых обрядов в священных местах, а также у домашних алтарей в
Древнем Египте было распространено в значительно меньшей степени, чем в храмах.
Ключевая роль в осуществлении культовых обрядов общегосударственного масштаба
отводилась царю, считавшемуся посредником между миром богов и миром людей, а
также хранителем священного и справедливого миропорядка Маат, установленного
демиургом на месте первобытного хаоса и мрака. Важной социально-политической характеристикой
Д. р. было отсутствие в египетском обществе прослойки профессиональных жрецов
вплоть до начала эпохи Нового царства (функции жрецов в храмах в течение
определенного количества дней в году поочередно выполняли чиновники и государственные
служащие). Единственной полностью профессиональной жреческой должностью в
Египте эпохи Древнего и Среднего царств была малозначимая должность храмового
«жреца-чтеца», носителя папирусного свитка. Процесс становления социальной
прослойки профессионального жречества
в Египте начинается только в период правления XVIII династии (1551-1306 дон.
э.), достигая своего апогея к моменту окончания эпохи Нового царства (существование
фактически независимого теократического государства в Верхнем Египте в
1070-945 до н. э.). В процессе осуществления древнеегипетских культовых
обрядов храм понимался как место присутствия божества и его общения с людьми, а
объекты культа (статуи божеств) не как отображение реального физического облика
божества, а лишь как внешняя оболочка, в которую божество может вселяться во
время совершения жрецом храмовых ритуалов. Характерная особенность древнеегипетского
религиозного культа – почитание в качестве священных различных животных, воплощений
локальных и общегосударственных божеств, а также символов и покровителей различных
городов и номов страны (среди наиболее распространенных: сокол – воплощение
солярного божества Ра, а также символ небесного божества Хора; скарабей – воплощение
божества утреннего Солнца Хепри; кошка – олицетворение богини радости и веселья
Бастет; бык – воплощение бога плодородия Аписа и одновременно один из символов
царя; коршун – символ верхнеегипетской богини царской власти Нехебт; кобра –
олицетворение нижнеегипетской богини царской власти Уаджет и др.). В качестве
неотъемлемого компонента духовной и материальной жизни египтян их религия
оказывала огромное влияние на все процессы культурного и
социально-политического развития цивилизации Древнего Египта.
В.В.
Жданов