Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ – один из важней­ших составных элементов структуры мировоззрения и общественной жизни древних египтян. Верхней хро­нологической границей существования древнеегипет­ской религии может считаться сер. V тыс. до н.э. (фор­мирование племенных культов у народов, населявших дельту и долину Нила от побережья Средиземного моря на севере до первого порога Нила на юге), нижней – рубеж 5-6 вв. н.э. (исчезновение демотической пись­менности и закрытие в 535 последнего из действую­щих египетских храмов – храма богини Исиды на о. Филэ). На ранних этапах своего существования древ­неегипетская религия представляла собой конгломе­рацию множества племенных культов, слабо связан­ных между собой и имевших сугубо локальное значе­ние. Как специфическая форма мировоззрения, религия Древнего Египта начинает оформляться в сер. IV тыс. до н.э., в период, непосредственно предшество­вавший воцарению I династии и характеризующийся возникновением в долине Нила первых крупных го­сударственных образований. Этот период ознаменован примерно одновременным появлением культов двух божеств общеегипетского масштаба, Хора (небесное божество, воплощенное в образе сокола) и Сета (пер­воначально божество-покровитель одного из крупных племен архаического Египта, воплощенное в живот, ном собакоподобного облика), на фоне продолжающегося развития локальных культов божеств – покровителей крупнейших городов Египта (Гелиополь – солярное божество Ра, Саис – богиня-воительница Нейт, Фивы – божество воздуха Амун и др.). Характерная черта всей древнеегипетской религии – ярко выраженный политеизм. Религия Древнего Египта оставалась политеистической на всем протяжении своего существования, не исключая и период религиозной реформы Аменхотепа IV (Эхнатона) (XVIII династия 1364-1347 до н.э.). Специфическая особенность древнеегипетского пантеона – сохранение в его составе вплоть до эллинистической эпохи большого количе­ства локальных городских и номовых божеств, отдель­ные из которых в силу социально-политических фак­торов в различные исторические эпохи становились общегосударственными богами (Ра при царях V-VI династий, Амун при XII и ХУШ-ХХ династиях, Нейт в период правления XXVI династии). Центральное по­ложение в нем занимает солярное божество-демиург, представленное тремя воплощениями: Хепри (боже­ство утреннего (восходящего) Солнца, воплощенное в образе священного скарабея), Ра (божество высокого (полуденного) Солнца и небесный отец царствующего фараона, воплощенное в образе сокола или кота) и Атум (воплощение вечернего (заходящего) Солнца и глава гелиопольской эннеады). К числу традиционных еги­петских солярных божеств принадлежит и Атон («сол­нечный диск»), ставший общегосударственным богом Египта в период религиозной реформы Эхнатона. Сре­ди божеств древнеегипетского пантеона, культ которых из локального уровня перерос в общеегипетский, но при этом никогда не носил характера государственной религии, первое место занимает Осирис – бог произ­водительных сил природы и загробного мира. Осирическая религия и являющаяся ее неотъемлемой ча­стью религиозная антропология вышли за рамки ло­кальных верований уже в эпоху Раннего царства (I-II династии, 2950-2640 до н.э.), а начиная с эпохи Среднего царства (2134-1785 до н.э.) и вплоть до кон­ца эллинистического периода получили распростране­ние во всех без исключения слоях древнеегипетского общества. В силу присутствия в пантеоне большого числа локальных (городских и номовых) божеств, ха­рактерной чертой Д. р. является зооморфизм в их изоб­ражении. Обилие в Древнем Египте локальных куль­тов и верований обусловило одновременное наличие большого числа различных теологических концепции на протяжении всего времени существования Д. р., а так­же отсутствие в ней единого священного канона, что было характерно даже для периодов придания одному из локальных божеств общегосударственного статуса (за исключением времени религиозной реформы Эхнатона). Главные центры теологической мысли – крупнейшие города страны: Гелиополь (учение о пер­вой эннеаде (девятке) богов, а также солярная теоло­гия и космогония, основные идеи которой выражены в «Книге познания воссуществований Ра и ниспровер­жения Апопа» (папирус Бремнер-Ринд) и в целом ряде фрагментов «Текстов пирамид» эпохи правления V- VIII династий), Мемфис («Памятник мемфисской те­ологии», приписывающий Птаху, богу ремесел и по­кровителю Мемфиса, функции демиурга и главы ге- лиопольской эннеады), Фивы (Лейденский и Каирский гимны Амуну, служащие своеобразным продолжени­ем традиционной египетской солярной теологии в эпо­ху Нового царства и являющиеся одними из наиболее абстрактных и глубоких памятников всей древнееги­петской теологии). Особое положение в общей систе­ме древнеегипетской теологической мысли занимали осирическая теология и тесно связанная с ней этико- антропологическая концепция, основные идеи кото­рых не разрабатывались в рамках какой-либо лока­льной теологической школы, но были сформулиро­ваны в обширных корпусах религиозных текстов заупокойного содержания («Тексты пирамид» Древ­него царства, «Тексты саркофагов» Среднего царства и «Египетская книга мертвых» эпохи Нового царства). Являясь продуктом широко распространенных в на­родных массах заупокойных верований, осирическая теология тем не менее была тесно связана с египетской солярной религией, доказательством чего служит ак­тивно развивавшийся гелиопольской и фиванской те­ологическими традициями тезис о внутреннем тож­дестве Осириса и Солнечного бога. Значительную роль в общей системе древнеегипетской теологической мысли играли концепции, посвященные теологиче­скому обоснованию царской власти и теологии поли­тики («Поучение царю Мерикаре» Среднего царства, «Большой» и «Малый» гимны Атону амарнского пе­риода, «Поэма Пентаура» времени правления XIX ди­настии). Основными местами совершения культовых обрядов являлись храмы, расположенные как в насе­ленных пунктах (почитание локальных божеств), так и при гробничных комплексах (ритуал мумификации и приношения даров умершим). Храмовые оракулы были распространены сравнительно мало и извест­ны в Египте только с периода правления XVIII дина­стии Нового царства в 15 в. до н.э. (оракул Амуна в Фивах). Отправление культовых обрядов в священ­ных местах, а также у домашних алтарей в Древнем Египте было распространено в значительно меньшей степени, чем в храмах. Ключевая роль в осуществле­нии культовых обрядов общегосударственного мас­штаба отводилась царю, считавшемуся посредником между миром богов и миром людей, а также храните­лем священного и справедливого миропорядка Маат, установленного демиургом на месте первобытного хаоса и мрака. Важной социально-политической ха­рактеристикой Д. р. было отсутствие в египетском об­ществе прослойки профессиональных жрецов вплоть до начала эпохи Нового царства (функции жрецов в храмах в течение определенного количества дней в году поочередно выполняли чиновники и государ­ственные служащие). Единственной полностью про­фессиональной жреческой должностью в Египте эпо­хи Древнего и Среднего царств была малозначимая должность храмового «жреца-чтеца», носителя папи­русного свитка. Процесс становления социальной прослойки профессионального жречества в Египте на­чинается только в период правления XVIII династии (1551-1306 дон. э.), достигая своего апогея к моменту окончания эпохи Нового царства (существование фак­тически независимого теократического государства в Верхнем Египте в 1070-945 до н. э.). В процессе осу­ществления древнеегипетских культовых обрядов храм понимался как место присутствия божества и его общения с людьми, а объекты культа (статуи божеств) не как отображение реального физического облика божества, а лишь как внешняя оболочка, в которую божество может вселяться во время совершения жре­цом храмовых ритуалов. Характерная особенность древнеегипетского религиозного культа – почитание в качестве священных различных животных, вопло­щений локальных и общегосударственных божеств, а также символов и покровителей различных городов и номов страны (среди наиболее распространенных: сокол – воплощение солярного божества Ра, а также символ небесного божества Хора; скарабей – вопло­щение божества утреннего Солнца Хепри; кошка – олицетворение богини радости и веселья Бастет; бык – воплощение бога плодородия Аписа и одновременно один из символов царя; коршун – символ верхнееги­петской богини царской власти Нехебт; кобра – оли­цетворение нижнеегипетской богини царской власти Уаджет и др.). В качестве неотъемлемого компонента духовной и материальной жизни египтян их религия оказывала огромное влияние на все процессы культур­ного и социально-политического развития цивилиза­ции Древнего Египта.

В.В. Жданов

Rambler's Top100
Hosted by uCoz