Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДОСОКРАТИКИ О РЕЛИГИИ – представления о религии античных философов, живших и творивших до Сократа
(ок. 469-399 до н.э.). Развитие в эпоху Античности философского познания
привело к необходимости осмысления
мифологии, выяснения генезиса почитания богов и
осознания их природы. В Древней Греции достаточно распространенным было мнение
о том,что почитание богов было изобретено людьми. Гекатей Милетский (6 в. до н.
э.), пытавшийся рационалистически объяснить фантастические образы гомеровской
мифологии, писал, что древние пытались направить людей к справедливости и
честной жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх перед
наказанием. Первым из смертных это придумал Плутон, поэтому его стали считать
царем преисподней; подобно тому, как Эола считали царем ветров, поскольку он
первым стал наблюдать перемены ветров; а Эндимиона возлюбленным Луны, потому
что он первым постиг ее движение и фазы. Подобные воззрения вошли в историю философии религии и свободомыслия
как эвгемерические, ибо были развиты Эвгемером в «Священной записи». В 6 в. до
н. э. философы, отвергавшие сотворение мира богами и считавшие его основой
вечные несотворимые материальные первоначала, заложили главные принципы
философских представлений о генезисе мифологии. Истоки философского подхода к
религии следует искать у Феагена Регийского (6 в. до н. э.), использовавшего
аллегорическое истолкование как способ интерпретации гомеровских текстов.
Феаген в «Апологии» рассматривал рассказ об участии олимпийцев в битве у стен
Трои как аллегорическое описание борьбы элементов, стихий природы. В ранней
греческой философии сложилась т. наз. натурическая гипотеза происхождения
религии, связанная с зарождением представления об антропоморфизации как
особенности познавательной деятельности (см.
Антропоморфизм). Известен отрывок из поэмы
Ксенофана «Силлы» о творении представлений о богах по образу и подобию
создателей. Посредством эпикурейской традиции гипотеза о том, что антропоморфизм
– источник религиозных представлений, перешла в философию религии Нового
времени и превратилась в весьма распространенную теорию. Последнее касается и
психологической теории генезиса религии, предложенной атомистами, согласно
которой «страх смерти и смущение, вызываемое незнанием сущего» породили
представления о богах. Софисты стремились осмыслить религию как социальный
феномен и как явление, отражающее особенности индивидуального сознания. Продик
указал на свойственное мифологическому сознанию тождество имени и его носителя,
а также на то, что существует тенденция к историческому ослаблению имени бога
и превращению его в понятие. Он подверг
демифологизиции образы богов, сведя их
собственные имена к нарицательным. Представление софистов об «общественном
договоре», о том, что в глубокой древности «звероподобная» человеческая жизнь
стала управляться введенными людьми законами, привела к созданию теории
происхождения религии, предвосхитившей популярную в Новое время «теорию
обмана». Критий в драме «Сизиф» описывал некоего «разумного» и «мудрого»
законодателя, который «изобрел богов», «законом угасившим беззаконие», чтобы,
остерегаясь божественного всеведенья, люди не совершали тайных преступлений.
М.М.
Шахнович