ДОСОКРАТИКИ О РЕЛИГИИ – представления о ре¬лигии античных философов, живших и творивших до Сократа (ок

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДОСОКРАТИКИ О РЕЛИГИИ – представления о ре­лигии античных философов, живших и творивших до Сократа (ок. 469-399 до н.э.). Развитие в эпоху Ан­тичности философского познания привело к необхо­димости осмысления мифологии, выяснения генезиса почитания богов и осознания их природы. В Древней Греции достаточно распространенным было мнение о том,что почитание богов было изобретено людьми. Гекатей Милетский (6 в. до н. э.), пытавшийся рациона­листически объяснить фантастические образы гоме­ровской мифологии, писал, что древние пытались на­править людей к справедливости и честной жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх перед наказанием. Первым из смертных это при­думал Плутон, поэтому его стали считать царем преис­подней; подобно тому, как Эола считали царем ветров, поскольку он первым стал наблюдать перемены вет­ров; а Эндимиона возлюбленным Луны, потому что он первым постиг ее движение и фазы. Подобные воззре­ния вошли в историю философии религии и свободомыс­лия как эвгемерические, ибо были развиты Эвгемером в «Священной записи». В 6 в. до н. э. философы, от­вергавшие сотворение мира богами и считавшие его основой вечные несотворимые материальные перво­начала, заложили главные принципы философских представлений о генезисе мифологии. Истоки фило­софского подхода к религии следует искать у Феагена Регийского (6 в. до н. э.), использовавшего аллегори­ческое истолкование как способ интерпретации гоме­ровских текстов. Феаген в «Апологии» рассматривал рассказ об участии олимпийцев в битве у стен Трои как аллегорическое описание борьбы элементов, стихий природы. В ранней греческой философии сложилась т. наз. натурическая гипотеза происхождения религии, связанная с зарождением представления об антропоморфизации как особенности познавательной деятель­ности (см. Антропоморфизм). Известен отрывок из поэмы Ксенофана «Силлы» о творении представлений о богах по образу и подобию создателей. Посредством эпикурейской традиции гипотеза о том, что антропо­морфизм – источник религиозных представлений, перешла в философию религии Нового времени и пре­вратилась в весьма распространенную теорию. Послед­нее касается и психологической теории генезиса рели­гии, предложенной атомистами, согласно которой «страх смерти и смущение, вызываемое незнанием су­щего» породили представления о богах. Софисты стре­мились осмыслить религию как социальный феномен и как явление, отражающее особенности индивидуаль­ного сознания. Продик указал на свойственное мифо­логическому сознанию тождество имени и его носите­ля, а также на то, что существует тенденция к истори­ческому ослаблению имени бога и превращению его в понятие. Он подверг демифологизиции образы богов, сведя их собственные имена к нарицательным. Пред­ставление софистов об «общественном договоре», о том, что в глубокой древности «звероподобная» че­ловеческая жизнь стала управляться введенными людь­ми законами, привела к созданию теории происхожде­ния религии, предвосхитившей популярную в Новое время «теорию обмана». Критий в драме «Сизиф» опи­сывал некоего «разумного» и «мудрого» законодателя, который «изобрел богов», «законом угасившим безза­коние», чтобы, остерегаясь божественного всеведенья, люди не совершали тайных преступлений.

М.М. Шахнович