Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДОГМАТ, догма (греч. ббуцос, род. п. –
боуцостск;, от глагола 5окёсо – «кажусь [верным]») – термин античной философии
и римского права, заимствованный христианскими авторами из Септуагинты, в
которой он сохранял свое первичное значение начальственного указа,
государственного закона, военного приказа. Историк Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.)
употреблял его именно в этом значении. Цицерон (1 в. до н. э.) называл Д. общепризнанные
философские и политические доктрины. Вслед за ним Ориген (3 в.) именовал Д. учения Сократа, Платона
и стоиков. В библейских книгах Есфири, Маккавейских и пророка Даниила – Д.
обозначают царские указы и законы, обязательные для всех подданных. В Новом
Завете появляются другие значения этого термина. Если в Евангелии от Луки Д.
называется кесарево повеление о переписи населения, то в посланиях апостола
Павла к Ефесянам и Колоссянам – Декалог Моисеев. В Деяниях апостолов Д.
впервые стали обозначать церковные определения, имеющие непререкаемый
авторитет. В эпоху ранней
патристики (2- 5 вв.) Д. назывались: 1) данные в откровениях божественные истины (5оуцата),
которые противопоставлялись индивидуальным мнениям, предположениям (8о^а); 2)
теоретические вероучительные истины, в отличие от практических правил христианской
жизни; 3) четкие церковные формулировки, вероопределения (та екк Яесшхсгака
боуцаха), которыми вера стремилась защитить себя от лжетолкований; 4) истины,
принимаемые на веру христианами для причисления себя к полноправным членам
церкви. В современном языке Д. в широком смысле слова можно назвать любое бездоказательное
положение, безоговорочно принимаемое на основе веры или некритического
отношения к какому-либо авторитету.
Я.
Я.
Давыдов