Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДОГМАТ, догма (греч. ббуцос, род. п. – боуцостск;, от гла­гола 5окёсо – «кажусь [верным]») – термин античной философии и римского права, заимствованный хрис­тианскими авторами из Септуагинты, в которой он со­хранял свое первичное значение начальственного указа, государственного закона, военного приказа. Историк Ксенофонт (5-4 вв. до н. э.) употреблял его именно в этом значении. Цицерон (1 в. до н. э.) называл Д. обще­признанные философские и политические доктрины. Вслед за ним Ориген (3 в.) именовал Д. учения Сократа, Платона и стоиков. В библейских книгах Есфири, Маккавейских и пророка Даниила – Д. обозначают царские указы и законы, обязательные для всех под­данных. В Новом Завете появляются другие значения этого термина. Если в Евангелии от Луки Д. называется кесарево повеление о переписи населения, то в посла­ниях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам – Де­калог Моисеев. В Деяниях апостолов Д. впервые стали обозначать церковные определения, имеющие непре­рекаемый авторитет. В эпоху ранней патристики (2- 5 вв.) Д. назывались: 1) данные в откровениях божествен­ные истины (5оуцата), которые противопоставлялись индивидуальным мнениям, предположениям (8о^а); 2) теоретические вероучительные истины, в отличие от практических правил христианской жизни; 3) чет­кие церковные формулировки, вероопределения (та екк Яесшхсгака боуцаха), которыми вера стремилась защитить себя от лжетолкований; 4) истины, прини­маемые на веру христианами для причисления себя к полноправным членам церкви. В современном языке Д. в широком смысле слова можно назвать любое без­доказательное положение, безоговорочно принимае­мое на основе веры или некритического отношения к какому-либо авторитету.

Я. Я. Давыдов

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz