Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДЗЭН (кит. Чань) – одно из наиболее влиятельных
направлений японского буддизма. Зародившись в Китае в нач. 6 в., Чань-буддизм
проник в Японию в кон. 12– нач. 13 в. в виде сформировавшегося учения с четкой
догматической базой. Основные чаньские концепции сохранились в японской версии
учения, хотя отдельные положения чаньской философии были японцами переосмыслены
и приобрели иную окраску. Из Чань-буддизма в Д. были приняты следующие принципы.
Первооснову мира составляет пустота, идентичная «природе будды»,
порождающей все сущее, иллюзорный мир феноменов. Существование в мире каких-
либо принципиальных оппозиций отрицается, это лишь порождение «замутненного»
сознания. В действительности нет различий между рождением и смертью, объектом
и субъектом, нирваной и сансарой. Не существует «вселенский будда», его природа
изначально присутствует в каждом живом существе. Учение о карме
отходит на второй план: задача человека – достичь «просветления» (яп. – сатори)
уже в этом теле. Главная задача адепта – достижение сатори. Для этого человек
должен постичь в себе самом «природу будды». «Освобождение» наступает внезапно,
как вспышка. Достигший «просветления» пребывает в состоянии безмыслия (мунэн),
когда он обретает способность видеть вещи такими, какими они являются на самом
деле, т. е. постигать сокровенный смысл бытия. Главный смысл существования
человека, испытавшего сатори, – согласование своих поступков с общим потоком
жизни при отсутствии привязанности к чему бы то ни было, естественность,
спонтанность. Истина учения передается «от сердца к сердцу». В качестве средств
психотренинга, подготовки ученика к «пробуждению» используются беседы с
учителем (мандо), решение коанов – парадоксальных задач, сидячая медитация (дзадзэн).
В рамках отдельных школ Д. приоритетным становился тот или иной аспект учения.
Изменения прежде всего затрагивали способы достижения сатори. Также имел место
определенный синкретизм: происходило взаимопроникновение идей между Д. и синтоизмом, Д.
и другими школами японского буддизма. Действительно широкое распространение в
Японии получили два направления Д.: Риндзай-сю и Сото-сю (см. Буддизма японского школы). В 13-15 вв. дзэнские монастыри оказались хранителями японских традиций: здесь
появилась литература пяти монастырей (годзан бунгаку), создававшаяся на кит.
языке. Деятельность монахов годзан, включавшая изучение поэзии на кит. языке, неоконфуцианства,
монохромной живописи, определила характер японской культуры 14-15 вв. На
протяжении всей истории Д. оказывал большое влияние на многие сферы японской
культуры и традиционной эстетики, что нашло отражение в икебане, чайной
церемонии, искусстве разбивки садов, каллиграфии, живописи, военных искусствах
(кэмпо), поэзии и других видах национального искусства. Простота,
естественность, спонтанность, гармоничность – эти эстетические принципы стали
неотъемлемыми чертами японского искусства и определяли отношение японцев к
жизни. В настоящее время Д. не является массовой школой японского буддизма,
однако сохраняет прочные позиции. Наиболее влиятельная организация Сото-сю и
направление Мёсиндзи (линия Отокан) входят во Всеяпонскую буддийскую
организацию. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии
(прежде всего в США и ряде стран Зап. Европы).
С.Г. Андреева