ДЗЭН (кит

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДЗЭН (кит. Чань) – одно из наиболее влиятельных направлений японского буддизма. Зародившись в Ки­тае в нач. 6 в., Чань-буддизм проник в Японию в кон. 12– нач. 13 в. в виде сформировавшегося учения с четкой догматической базой. Основные чаньские кон­цепции сохранились в японской версии учения, хотя отдельные положения чаньской философии были японцами переосмыслены и приобрели иную окраску. Из Чань-буддизма в Д. были приняты следующие прин­ципы. Первооснову мира составляет пустота, идентич­ная «природе будды», порождающей все сущее, иллю­зорный мир феноменов. Существование в мире каких- либо принципиальных оппозиций отрицается, это лишь порождение «замутненного» сознания. В дей­ствительности нет различий между рождением и смер­тью, объектом и субъектом, нирваной и сансарой. Не су­ществует «вселенский будда», его природа изначально присутствует в каждом живом существе. Учение о кар­ме отходит на второй план: задача человека – достичь «просветления» (яп. – сатори) уже в этом теле. Глав­ная задача адепта – достижение сатори. Для этого че­ловек должен постичь в себе самом «природу будды». «Освобождение» наступает внезапно, как вспышка. Достигший «просветления» пребывает в состоянии безмыслия (мунэн), когда он обретает способность ви­деть вещи такими, какими они являются на самом деле, т. е. постигать сокровенный смысл бытия. Главный смысл существования человека, испытавшего сато­ри, – согласование своих поступков с общим потоком жизни при отсутствии привязанности к чему бы то ни было, естественность, спонтанность. Истина учения передается «от сердца к сердцу». В качестве средств пси­хотренинга, подготовки ученика к «пробуждению» ис­пользуются беседы с учителем (мандо), решение коанов – парадоксальных задач, сидячая медитация (дзадзэн). В рамках отдельных школ Д. приоритетным становился тот или иной аспект учения. Изменения прежде всего затрагивали способы достижения сатори. Также имел место определенный синкретизм: про­исходило взаимопроникновение идей между Д. и син­тоизмом, Д. и другими школами японского буддизма. Действительно широкое распространение в Японии получили два направления Д.: Риндзай-сю и Сото-сю (см. Буддизма японского школы). В 13-15 вв. дзэнские монастыри оказались хранителями японских тради­ций: здесь появилась литература пяти монастырей (годзан бунгаку), создававшаяся на кит. языке. Дея­тельность монахов годзан, включавшая изучение по­эзии на кит. языке, неоконфуцианства, монохромной живописи, определила характер японской культуры 14-15 вв. На протяжении всей истории Д. оказывал большое влияние на многие сферы японской культу­ры и традиционной эстетики, что нашло отражение в икебане, чайной церемонии, искусстве разбивки са­дов, каллиграфии, живописи, военных искусствах (кэмпо), поэзии и других видах национального ис­кусства. Простота, естественность, спонтанность, гар­моничность – эти эстетические принципы стали неотъемлемыми чертами японского искусства и оп­ределяли отношение японцев к жизни. В настоящее время Д. не является массовой школой японского буд­дизма, однако сохраняет прочные позиции. Наиболее влиятельная организация Сото-сю и направление Мёсиндзи (линия Отокан) входят во Всеяпонскую буддийскую организацию. Монастыри и центры по изучению Д. существуют и за пределами Японии (прежде всего в США и ряде стран Зап. Европы).

С.Г. Андреева