Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДЗОГ-ЧЭН (тиб. – «великое совершенство») – мис­тический культ в тибетском буддизме, практикуемый в школе Ньингмапа и считающийся высшей, 9-й сту­пенью сакрального совершенствования, называемой также Ати-Йогой (изначальной йогой). Это самый бы­стрый путь, позволяющий человеку в течение одной, а не многих жизней, как учат другие школы буддизма, раскрыть таящееся в нем сакральное начало и достичь т. наз. совершенного состояния изначального Будды. Т. обр., Д-ч. опирается на пантеистическое мировоззре­ние и на гнозисный тип сакрального совершенствова­ния личности, характерный для ваджраяны-тантры («Алмазной колесницы»),третьего после хинаяны (тхеравады) и махаяны, направления в буддизме. Мисти­ческое учение Д-ч. типологически сходно с Чань- {Дзэн) буддизмом. Основателем культа считается Гараб Дордже (р. в 184), живший на северо-западе Индии. В 8 в. индус Падмасамбхава, приглашенный царем для утверж­дения буддизма в Тибете, принес сюда и Д-ч., долго счи­тавшийся эзотерическим учением, доступным лишь немногим посвященным в него монахам. От последних требовалось не только успешное овладение методами духовно-психологического развития на предшествующих ступенях ваджраяны, но и предрасположенность к мистической практике Д-ч., особые умственные спо­собности, развитая интуиция. Адепт культа выходит за пределы обычного сознания и опирается на изменен­ное его состояние, которое называется ригпа (тиб. изначально чистое состояние ума, естественное при­сутствие просветленной природы ума). Это состояние недвойственного созерцания, преодоления обыденно­го представления об оппозиции субъекта и объекта в познании и о существовании у человека индивидуаль­ного «я». Наставник Д-ч. методом «прямой передачи» или «прямого введения», т. е. путем непосредственно­го психологического воздействия во время совмест­ной медитации, беседы или труда, помогает ученику обрести сакральное, измененное состояние сознания, а затем сохранять его в повседневной жизни, что равно­значно достижению буддийского просветления. Поэто­му столь велика роль в Д. наставника (гуру, ламы), кото­рый, по словам Падмасамбхавы, «должен обладать уме­нием изменять умы других». В современную эпоху Д. получил широкую известность, сам Далай-лама XIV, духовный и политический лидер тибетцев, является признанным знатоком этого учения. После оккупации Китаем Тибета в 1959 многие мастера Д-ч. эмигрирова­ли в Индию, Непал, Бутан, США и страны Европы, где основали центры и общины, занялись лекционной и издательской деятельностью. В настоящее время ряд центров Д-ч. существует в России и странах Балтии. Важную роль в ознакомлении россиян с Д-ч. сыграла деятельность бурятского ученого Б.Д. Дандарона (1914-1974), репрессированного за проповедь буддиз­ма и создание неофициальной религиозной группы в 1972 и вскоре умершего в заключении. Интерес к Д-ч. в Западном мире вырос на волне богоискательства и религиозного мистицизма (прежде всего увлечения во­сточными учениями и практиками) в 1960-1970-х гг. Буддизм (в т. ч. учение Д-ч.) привлекает многих косми­ческой масштабностью своего мировидения, в свете ко­торого повседневные заботы человека выглядят иллю­зорными и несущественными, отказом от христианс­кой этики, придающей принципиальное знамени страданиям, чувству вины и греховности, а также пози­тивностью своих жизненных установок, поскольку ми­стическая просветленность адепта считается совмес­тимой с его активной мирской жизнедеятельностью. Вместе с тем Д. оказался притягателен для религиозных антиконформистов Западного мира из-за отсутствия у него церковной атрибутики, религиозной обрядности и ритуалистики, из-за его обещания дать воз­можность своим адептам уже в этой земной жизни до­стичь сакрального совершенства (приобщиться к ис­тинной основе всего существующего – к космиче­скому телу Будды) и, конечно же, из-за упования на кардинальное решение на высшем онтологическом уровне всех тяготеющих над человеком проблем по­вседневного существования.

Е.Г. Балагушкин, М.А. Гуща

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz