Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДЗОГ-ЧЭН (тиб. – «великое совершенство») – мистический
культ в тибетском буддизме, практикуемый в школе Ньингмапа и считающийся
высшей, 9-й ступенью сакрального совершенствования, называемой также Ати-Йогой
(изначальной йогой). Это самый быстрый путь, позволяющий человеку в течение
одной, а не многих жизней, как учат другие школы буддизма, раскрыть таящееся в
нем сакральное начало и достичь т. наз. совершенного состояния изначального Будды. Т.
обр., Д-ч. опирается на пантеистическое мировоззрение и на гнозисный тип
сакрального совершенствования личности, характерный для ваджраяны-тантры
(«Алмазной колесницы»),третьего после
хинаяны (тхеравады) и махаяны,
направления в буддизме. Мистическое учение Д-ч. типологически сходно с Чань- {Дзэн) буддизмом.
Основателем культа считается Гараб Дордже (р. в 184), живший на
северо-западе Индии. В 8 в. индус Падмасамбхава, приглашенный царем для утверждения
буддизма в Тибете, принес сюда и Д-ч., долго считавшийся эзотерическим
учением, доступным лишь немногим посвященным в него монахам. От последних
требовалось не только успешное овладение методами духовно-психологического
развития на предшествующих ступенях ваджраяны, но и предрасположенность к
мистической практике Д-ч., особые умственные способности, развитая интуиция.
Адепт культа выходит за пределы обычного сознания и опирается на измененное
его состояние, которое называется ригпа (тиб. изначально чистое состояние ума,
естественное присутствие просветленной природы ума). Это состояние
недвойственного созерцания, преодоления обыденного представления об оппозиции субъекта
и объекта в познании и о существовании у человека индивидуального «я».
Наставник Д-ч. методом «прямой передачи» или «прямого введения», т. е. путем
непосредственного психологического воздействия во время совместной медитации,
беседы или труда, помогает ученику обрести
сакральное, измененное состояние сознания,
а затем сохранять его в повседневной жизни, что равнозначно достижению
буддийского просветления. Поэтому столь велика роль в Д. наставника (гуру,
ламы), который, по словам Падмасамбхавы, «должен обладать умением изменять
умы других». В современную эпоху Д. получил широкую известность, сам Далай-лама
XIV, духовный и политический лидер тибетцев, является признанным знатоком этого
учения. После оккупации Китаем Тибета в 1959 многие мастера Д-ч. эмигрировали
в Индию, Непал, Бутан, США и страны Европы, где основали центры и общины,
занялись лекционной и издательской деятельностью. В настоящее время ряд центров
Д-ч. существует в России и странах Балтии. Важную роль в ознакомлении россиян с
Д-ч. сыграла деятельность бурятского ученого Б.Д. Дандарона (1914-1974),
репрессированного за проповедь буддизма и создание неофициальной религиозной
группы в 1972 и вскоре умершего в заключении. Интерес к Д-ч. в Западном мире
вырос на волне богоискательства и религиозного
мистицизма (прежде всего увлечения восточными
учениями и практиками) в 1960-1970-х гг. Буддизм (в т. ч. учение Д-ч.) привлекает
многих космической масштабностью своего мировидения, в свете которого
повседневные заботы человека выглядят иллюзорными и несущественными, отказом от христианской
этики, придающей принципиальное знамени страданиям, чувству вины и греховности,
а также позитивностью своих жизненных установок, поскольку мистическая просветленность
адепта считается совместимой с его активной мирской жизнедеятельностью. Вместе
с тем Д. оказался притягателен для
религиозных антиконформистов Западного
мира из-за отсутствия
у него церковной атрибутики, религиозной обрядности
и ритуалистики, из-за его обещания
дать возможность своим адептам уже в этой земной жизни достичь
сакрального совершенства (приобщиться к истинной основе всего существующего – к космическому телу
Будды) и, конечно же, из-за упования на кардинальное решение на высшем онтологическом
уровне всех тяготеющих над человеком проблем повседневного существования.
Е.Г. Балагушкин, М.А. Гуща