ДЖАФАРИТЫ (ал-джафарийа) – последователи шиитиской (см

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДЖАФАРИТЫ (ал-джафарийа) – последователи шиитиской (см. Шииты) имамитской правовой секты, названной по имени шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (ок. 700-765). В настоящее время к мазхабу Д. принадлежат все шииты-имамиты, в 18 в. он был признан наряду с четырьмя суннитскими мазхабами (см. Сунниты), в связи с чем Д. было выделено специальное место для молитвы перед Каабой. Шиитско-имамитская традиция связывает возникновение мазхаба Д. с деятельностью самого Джафара ас-Садика, чья личность имеет огромное значение не только для шиитов, но и для суннитов. Джафар ас-Садик родился, жил и умер в Медине, подобно его отцу (5-му имаму Мухаммаду аль-Бакиру) и деду (4-му имаму Зайн аль-Абидииу). Он не принимал участия в борьбе за власть и не претендовал на имамат. Будучи убежденным про­тивником смуты, он осуждал политические выступ­ления своих родственников и сохранял мирные от­ношения с омейяадскими и аббасидскими халифами. После свержения Омейяадов он добровольно отказал­ся от предложенного ему халифата, понимая, что ре­альная власть принадлежит Аббасидам. С именем Джафара ас-Садика связывают разработку эзотерической концепции имамата как эманации предвечного боже­ственного света, а также представление об особого рода эзотерическом знании (джафра), передававшемся в роду Али бен Аби Талиба. Сунниты почитают Джафара ас-Садика как авторитетного знатока хадисов, он так­же является одной из ключевых фигур в цепи духов­ной преемственности (силсила) значительной части суфийских братств (см. Суфизм). Формирование мазхаба Д. проходило в тех же условиях, что и формиро­вание суннитских богословско-правовых школ. По­добно тому как среди суннитов произошло разделе­ние на «сторонников предания» (асхаб ал-хадис) и «сторонников мнения» (асхаб ар-рай), среди шиитов выделились аналогичные школы – ахбари, опирав­шиеся в правовых вопросах исключительно на пре­дания (ахабар), и усули, допускавшие рациональную аргументацию и признавашие четыре «корня» права (усул ал-фикх) – Коран, Сунну, консенсус улемов (иджма) и разум (акл), принадлежащий имаму. Вплоть до 19 в. формирование джафаритского фикха происхо­дило в полемике между ахбари и усули. Однако в от­сутствие «зримых» имамов в период «великого сокры­тия» (ал-гайба ал-кубра), решение возникавших пе­ред общиной проблем исключительно на основе предания стало затруднительным. В этой ситуации усули стали господствующим направлением, и сам термин стал употребляться как синоним Д. Основные отличия Д. от суннитских мазхабов сводятся к следу­ющему: Д. признают только хадисы, исходящие от шиитских имамов, они не признают суждения по ана­логии (кийас) и считают «врата иджтихада» откры­тыми, т. е. сохраняют право за высшими духовными авторитетами (муджтахид) выносить канонически значимые суждения по вопросам догматики и права. Отличительной особенностью Д. является признание допустимости временного брака (мута, сига) и «бла­горазумного скрывания веры» (такийа).

И.Л. Алексеев