Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДЖАФАРИТЫ (ал-джафарийа) –
последователи шиитиской (см. Шииты) имамитской правовой
секты, названной по имени шестого шиитского имама Джафара
ас-Садика (ок. 700-765). В настоящее время к мазхабу Д.
принадлежат все шииты-имамиты, в 18 в. он был признан наряду с четырьмя
суннитскими мазхабами (см. Сунниты), в связи с чем Д. было выделено
специальное место для молитвы перед Каабой. Шиитско-имамитская
традиция связывает возникновение мазхаба Д. с деятельностью самого Джафара
ас-Садика, чья личность имеет огромное значение не только для шиитов, но и для
суннитов. Джафар ас-Садик родился, жил и умер в Медине, подобно его отцу (5-му
имаму Мухаммаду аль-Бакиру) и деду (4-му имаму Зайн аль-Абидииу). Он не принимал
участия в борьбе за власть и не претендовал на имамат. Будучи убежденным противником
смуты, он осуждал политические выступления своих родственников и сохранял
мирные отношения с омейяадскими и аббасидскими халифами. После свержения
Омейяадов он добровольно отказался от предложенного ему халифата, понимая, что реальная
власть принадлежит Аббасидам. С именем Джафара ас-Садика связывают разработку
эзотерической концепции имамата как эманации предвечного божественного света,
а также представление об особого рода эзотерическом знании (джафра),
передававшемся в роду Али бен Аби Талиба. Сунниты почитают Джафара ас-Садика
как авторитетного знатока хадисов,
он также является одной из ключевых фигур в цепи духовной преемственности
(силсила) значительной части суфийских братств (см. Суфизм). Формирование мазхаба Д.
проходило в тех же условиях, что и формирование суннитских богословско-правовых
школ. Подобно тому как среди суннитов произошло разделение на «сторонников
предания» (асхаб ал-хадис) и «сторонников мнения» (асхаб ар-рай), среди шиитов
выделились аналогичные школы – ахбари, опиравшиеся в правовых вопросах исключительно
на предания (ахабар), и усули, допускавшие рациональную аргументацию и
признавашие четыре «корня» права (усул ал-фикх) – Коран, Сунну, консенсус улемов (иджма)
и разум (акл), принадлежащий имаму. Вплоть до 19 в. формирование джафаритского фикха происходило в полемике
между ахбари и усули. Однако в отсутствие «зримых» имамов в период «великого
сокрытия» (ал-гайба ал-кубра), решение возникавших перед общиной проблем
исключительно на основе предания стало затруднительным. В этой ситуации усули
стали господствующим направлением, и сам термин стал употребляться как синоним
Д. Основные отличия Д. от суннитских мазхабов сводятся к следующему: Д. признают
только хадисы, исходящие от шиитских имамов, они не признают суждения по аналогии
(кийас) и считают «врата иджтихада» открытыми, т. е. сохраняют право за
высшими духовными авторитетами (муджтахид) выносить канонически значимые
суждения по вопросам догматики
и права. Отличительной особенностью Д. является признание допустимости временного
брака (мута, сига) и «благоразумного скрывания веры» (такийа).
И.Л. Алексеев