Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ДЖАЙНСКАЯ МИФОЛОГИЯ – мифологические представления, сложившиеся в рамках джайнизма В целом, они находятся в русле общеиндийского мифологического
комплекса, хотя и имеют немало своеобразных черт. Д. м. – органичная и
неотъемлемая часть джайнской религии. Существуют некоторые отличия мифологии шветамбаров
от мифологии дигамбаров – двух основных направлений джайнизма. Согласно
канонической мифологической космографии джайнов, Вселенная организована в виде
структуры из трех поставленных друг на друга пирамид. Две верхние пирамиды,
сложенные основаниями, образуют верхний мир (Урдхвалока), нижняя – нижний мир
(Аддхалока); место их соединения – это средний мир (Мадхьялока). Аддхалока
делится на 7 сфер, метафорически называемых «сахар», «песок» и др.; ниже остальных
находится самая ужасная сфера – «великая тьма» (махатама). В этих сферах
располагаются мил лионы адов, в которых обитают нараки – бесполы черные
существа, дурно пахнущие и имеющие омер зительный вид. Это бывшие люди,
отбывающие наказание за совершенные в прошлой жизни грехи. Нараки подвергаются
разнообразным мучениям со стороны как друг друга, так и различных демонических
существ. Идея вечных страданий в Д. м. отсутствует. В Аддхалоке
обитают два вида мелких божеств – «живущие во дворцах» (бхаванавасины) и
«блуждающие» (вьянтара). Средний мир – плоская структура, на которой
располагаются 8 «континентов» (двипа), имеющих форму кольца; «континенты»
отделены друг от друга кольцеобразным же океаном. Центральный «континент» –
Джамбудвипа; посреди Джамбудвииы возвышается гора Меру, по ее склонам располагаются
райские рощи, пруды, храмы, дворцы и т. п. Горные хребты
делят Джамбудвипу на 7 частей, одна из них находится на юге, это Бхаратаварша
(Индия). Джамбудвипу окаймляет по окружности алмазная стена; в этой стене есть
4 ворот, ориентированных по сторонам света. В среднем мире живут божества
планет и звезд (джьотишка). Верхний мир («небеса»), по одной из версий,
делится на три уровня. Ближе всех к среднему миру уровень Кальпа, который
подразделяется на 12 частей; выше расположен уровень Гравеяка (букв, «шейное»)
с 9 частями и еще выше уровень Ануттара (высочайшее) с 5 частями. Существует и
более дробное деление этих уровней. На небесах в прекрасных чертогах обитают
различные виды божеств класса вайманика («живущие во дворцах-виманах»). Над
миром располагается область Сиддхашила, в которой обитают сиддхи –
развоплощенные существа, достигшие окончательного освобождения. Все 4 класса
божеств (бхаванавасины, вьянтара, джьотишка и вайманика) отличаются друг от
друга продолжительностью жизни, размерами тела, чистотой ауры,
восприимчивостью и некоторыми другими факторами. Эти классы божеств также
делятся на более мелкие структуры. Во главе каждого класса стоит правитель (индра),
у которого есть несколько основных супруг и многочисленная свита, а также
войско, совет, слуги. Время джайны представляют в виде колеса, совершающего
восходящее (утсарпини) и нисходящее (авасарпини) движения. Каждый из этих двух
типрв движения, в свою очередь, разделен на шесть следующих друг за другом
периодов. Высший и самый лучший период сушама-сушама (санскр. – счастливейший
век) – джайнский «золотой век», длившийся фантастически огромное количество
лет. В эту эпоху рост людей достигал 9 км, они имели 256 ребер. Матери рождали
только близнецов, котррые уже с 4-го дня могли жить самостоятельно, а
родители уходили из жизни на 49-й день после их рождения, попадая в страну
блаженства. Все нужды людей удовлетворяли деревья, исполнявшие желания (кальпаврикша).
Из-за отсутствия порока и нищеты не было нужды в религии. Но постепенно ситуация в мире ухудшалась.
Уменьшается рост людей и количество их ребер, засыхают кальпаврикши и возникает
необходимость в обработке земли. Впоследствии появляются проповедники истинной
религии, или тиртханкары (букв. – создатели переправы), которых джайнская
традиция насчитывает 24. Все тиртханкары рождались в кшатрийской семье, вели затем
праведную и аскетичную жизнь, обретали просветление и создавали общину последователей.
Каждый из тиртханкаров ассоциируется с каким-либо цветом и имеет определенный
атрибут. Некоторые из них выступали и как культурные герои (напр., 1-й тиртханкар Ришабха). Со смертью
последнего из 24 тиртханкаров, Джины Махавиры, начался 5-й период утсарпини, в
который живет современное человечество. Он продлится 21 тыс. лет, после чего
начнется самое худшее время – духшама-духшама (букв. – несчастнейший век),
когда в мире будут господствовать голод, болезни, люди станут бояться и
ненавидеть друг друга, жить не больше 16 лет, иметь рост в 1 локоть и всего 8
ребер. После того как упадок достигнет своего предела, колесо времени начнет
вращаться в обратную сторону, в восходящем порядке (утсарпини), эпохи которого
идентичны предыдущим. На определенном этапе снова появятся 24 тиртханкара,
правда, уже другие. Временные изменения затрагивают не весь мир целиком, но
только среднюю его часть, а в ней области Бхарата и Айра- вата. Д. м. оказала
определенное влияние на культуру ряда регионов Индии (Гуджарат, Раджастхан).
Сюжеты и образы Д. м. получили воплощение в различных произведениях джайнской
литературы и искусства.
C.B. Пахомов