ДЖАЙНСКАЯ МИФОЛОГИЯ – мифологические представления, сложившиеся в рамках джайнизма В целом, они находятся в русле общеиндийского ми¬фологического комплекса, хотя и имеют немало свое¬образных черт

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

ДЖАЙНСКАЯ МИФОЛОГИЯ – мифологические представления, сложившиеся в рамках джайнизма В целом, они находятся в русле общеиндийского ми­фологического комплекса, хотя и имеют немало свое­образных черт. Д. м. – органичная и неотъемлемая часть джайнской религии. Существуют некоторые от­личия мифологии шветамбаров от мифологии дигам­баров – двух основных направлений джайнизма. Со­гласно канонической мифологической космографии джайнов, Вселенная организована в виде структуры из трех поставленных друг на друга пирамид. Две верх­ние пирамиды, сложенные основаниями, образуют верхний мир (Урдхвалока), нижняя – нижний мир (Аддхалока); место их соединения – это средний мир (Мадхьялока). Аддхалока делится на 7 сфер, метафо­рически называемых «сахар», «песок» и др.; ниже ос­тальных находится самая ужасная сфера – «великая тьма» (махатама). В этих сферах располагаются мил лионы адов, в которых обитают нараки – бесполы черные существа, дурно пахнущие и имеющие омер зительный вид. Это бывшие люди, отбывающие наказание за совершенные в прошлой жизни грехи. Нараки подвергаются разнообразным мучениям со сторо­ны как друг друга, так и различных демонических су­ществ. Идея вечных страданий в Д. м. отсутствует. В Аддхалоке обитают два вида мелких божеств – «жи­вущие во дворцах» (бхаванавасины) и «блуждающие» (вьянтара). Средний мир – плоская структура, на ко­торой располагаются 8 «континентов» (двипа), имею­щих форму кольца; «континенты» отделены друг от друга кольцеобразным же океаном. Центральный «континент» – Джамбудвипа; посреди Джамбудвииы возвышается гора Меру, по ее склонам располагают­ся райские рощи, пруды, храмы, дворцы и т. п. Горные хребты делят Джамбудвипу на 7 частей, одна из них находится на юге, это Бхаратаварша (Индия). Джам­будвипу окаймляет по окружности алмазная стена; в этой стене есть 4 ворот, ориентированных по сторонам света. В среднем мире живут божества планет и звезд (джьотишка). Верхний мир («небеса»), по одной из вер­сий, делится на три уровня. Ближе всех к среднему миру уровень Кальпа, который подразделяется на 12 частей; выше расположен уровень Гравеяка (букв, «шейное») с 9 частями и еще выше уровень Ануттара (высочай­шее) с 5 частями. Существует и более дробное деление этих уровней. На небесах в прекрасных чертогах оби­тают различные виды божеств класса вайманика («жи­вущие во дворцах-виманах»). Над миром располагает­ся область Сиддхашила, в которой обитают сиддхи – развоплощенные существа, достигшие окончательно­го освобождения. Все 4 класса божеств (бхаванаваси­ны, вьянтара, джьотишка и вайманика) отличаются друг от друга продолжительностью жизни, размера­ми тела, чистотой ауры, восприимчивостью и некото­рыми другими факторами. Эти классы божеств также делятся на более мелкие структуры. Во главе каждого класса стоит правитель (индра), у которого есть не­сколько основных супруг и многочисленная свита, а также войско, совет, слуги. Время джайны представ­ляют в виде колеса, совершающего восходящее (утсарпини) и нисходящее (авасарпини) движения. Каж­дый из этих двух типрв движения, в свою очередь, разделен на шесть следующих друг за другом перио­дов. Высший и самый лучший период сушама-сушама (санскр. – счастливейший век) – джайнский «зо­лотой век», длившийся фантастически огромное ко­личество лет. В эту эпоху рост людей достигал 9 км, они имели 256 ребер. Матери рождали только близ­нецов, котррые уже с 4-го дня могли жить самостоя­тельно, а родители уходили из жизни на 49-й день после их рождения, попадая в страну блаженства. Все нужды людей удовлетворяли деревья, исполнявшие желания (кальпаврикша). Из-за отсутствия порока и нищеты не было нужды в религии. Но постепенно си­туация в мире ухудшалась. Уменьшается рост людей и количество их ребер, засыхают кальпаврикши и воз­никает необходимость в обработке земли. Впослед­ствии появляются проповедники истинной религии, или тиртханкары (букв. – создатели переправы), ко­торых джайнская традиция насчитывает 24. Все тирт­ханкары рождались в кшатрийской семье, вели затем праведную и аскетичную жизнь, обретали просветле­ние и создавали общину последователей. Каждый из тиртханкаров ассоциируется с каким-либо цветом и имеет определенный атрибут. Некоторые из них выс­тупали и как культурные герои (напр., 1-й тиртханкар Ришабха). Со смертью последнего из 24 тиртханкаров, Джины Махавиры, начался 5-й период утсарпини, в который живет современное человечество. Он про­длится 21 тыс. лет, после чего начнется самое худшее время – духшама-духшама (букв. – несчастнейший век), когда в мире будут господствовать голод, болез­ни, люди станут бояться и ненавидеть друг друга, жить не больше 16 лет, иметь рост в 1 локоть и всего 8 ребер. После того как упадок достигнет своего предела, коле­со времени начнет вращаться в обратную сторону, в восходящем порядке (утсарпини), эпохи которого иден­тичны предыдущим. На определенном этапе снова по­явятся 24 тиртханкара, правда, уже другие. Временные изменения затрагивают не весь мир целиком, но толь­ко среднюю его часть, а в ней области Бхарата и Айра- вата. Д. м. оказала определенное влияние на культуру ряда регионов Индии (Гуджарат, Раджастхан). Сюже­ты и образы Д. м. получили воплощение в различных произведениях джайнской литературы и искусства.

C.B. Пахомов