Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТОВОВЕРЫ,
хлысты, христовщина —
русское религиозное движение, одно из направлений духовного христианства, осуждено
Русской православной церковью как секта. Квалифицируется в
качестве мистического течения в сектантстве (см. Сектантство в России). Возникло в центральных регионах (Муромский, Костромской, Владимирский,
Нижегородский уезды, р. Ока, р. Волга) в сер. 17 в. Истоки X. лежат в русской религиозной традиции
и опираются на народную религию, мистические верования, аскетизм и
экстатические практики. На генезис X. большое влияние оказали радикальные
течения беспоповского старообрядчества, ересь старца Ка-питона
Даниловского, Феодосия Косого, секта «подрешетников» и др. Однако сходство
некоторых аспектов вероучения X.
с западными (монтанизм, богомилы, квакеры, флагелланты и др.) и
вост. (манихейство, индуизм) религиозными традициями дали основу для
ошибочных предположений о чужеродных истоках и заимствованиях как главных
причинах возникновения X.
в России. Термин X. является
самоназванием последователей движения, именовавших себя также «люди Божьи», «белоризцы»,
«Христова вера» и иначе. Происхождение термина связывают также с тем, что
руководители движения нередко называли себя «христами». Термин «X.» введен в оборот советской
историографией (А.И. Клибанов). Наряду с самоназванием широко известно
обозначение движения понятиями «хлысты», «хлыстовщина». Эти наименования были
введены Русской православной церковью как производные от глагола
«хлестать» — бичевание и самобичевание практиковалось многими последователями
движения в качестве аскетического подвига и средства для достижения
религиозного экстаза. Общины X. известны также под названиями «богомолы», «шелапуты»,
«вертуны», «квасники» и др. Легендарными основателями X. считаются: крестьянин Данила Филиппович
(Филиппов) живший во вт. пол.
17 в., — он объявил себя богом-«Саваофом», провозгласил 12 заповедей и
потопил церковные книги в реке, а также его преемник Иван Суслов, назвавший
себя «Христом», проповедовавший вместе с «Богородицей» и 12 «апостолами».
Однако факты их деятельности по учреждению X. не подтверждены надежными источниками.
Первым достоверно существовавшим лидером X. был занимавшийся торговлей отставной
стрелец Прокофий Лупкин (ум. 1732), проповедовавший в Москве, Московском,
Ярославском и Нижегородском уездах. В 1717 члены общины Лупкина были
арестованы, состоялось первое следственное дело в отношении X., но позднее лидер и большинство
последователей были отпущены. К 30-м гг. 18 в. X. широко распространилось в центральных
уездах России. Только в Москве действовало 13 молитвенных собраний.
Социальную базу движения составляли крестьяне, купцы, посадские люди,
православное духовенство (в основном монашество обоих полов),
незначительная прослойка ремесленников и солдат. В 1733-1739 и 1745-1756
состоялись громкие следственные дела в отношении X. По первому делу осуждено ок. 300
человек, часть казнили, включая лидеров — старицу Настасью (Агафью) Карпову,
иеромонахов Высокопетровского монастыря Филарета и Тихона, монаха
Богоявленской пустыни Савватия и др. По второму делу проходило ок. 450 человек
во главе с «христом» и «юродом» Андреем Петровым, позднее казненным. Ок. 1760
на базе X. формируется
движение скопцов. В кон. 18 — нач. 19 вв. X. проникает в привилегированные слои
общества, где одним из центров X. и духовного христианства был кружок Е.Ф. Татариновой
(Буксгевден), разгромленный властями в 1837. В 19 в. X. распадается на ряд направлений, самыми
известными из которых являются: «данило-филипповцы», соблюдавшие традицию
раннего X. (одна
из наставниц — Ульяна Васильева), «постники», культивировавшие пост как
аскезу и средство для достижения экстатических состояний (основатели — Аббакум
Копылов и его преемник Перфил Катасонов), и община «Новый Израиль», характеризовавшаяся
постепенным отходом от вероучения и культа традиционных
для X., ослаблением
аскетических ограничений (основатели — Василий Мокшин и его последователь
Василий Лубков). К 20 в. вероучение и культ в общинах X. постепенно теряют свои оригинальные черты.
Будучи полицентричным, движением X. не сформировало единого обрядового и догматического канона.
Общими чертами X. являются: идея о воплощениях Бога в человеке (отсюда
большое количество «христов», «богородиц», «пророков»), особое
почитание Святого Духа и культивирование форм его проявления, вера в
мистическое единение с Богом, апокалиптические ожидания близкого конца света и Страшного
суда, который должен произойти в С.-Петербурге с деятельным участием
лидеров X., крайний аскетизм,
отказ от праздников, отсутствие брака, запрет на матерную брань,
алкоголь, табак, некоторые продукты и т. д. Открытого противопоставления собственного
учения православию у X. не
было. X. сохраняли
иконы, кресты, крестное знамение (чаще всего двуперстное), культ святых,
могли посещать церковь.
Однако пропагандировалось
«духовное» понимание православия, признание его плотской, ветхозаветной верой,
тогда как учение X. объявлялось
истинным, духовным, элитарным и тайным. Основой богослужения
являлись «беседы» или «соборы» — собрания общины (или, в понятиях X., «корабля») для
совершения культовых и обрядовых действий, возглавляемых «христами», «богородицами»,
«наставниками», «кормщиками», «восприемниками», «пророками».
«Беседы» проходили в приспособленных для этого помещениях
(городских домах, крестьянских избах, в монастырских кельях, иногда в погребах),
называемых «Сионской горницей», «Иерусалимом», «домом Давидовым», «молельным
домом». Верующие обоего пола, одетые, как правило, в белые рубахи и
сарафаны («белые ризы», «парус»), рассаживались отдельно друг от друга на
лавки. Пелись Иисусова молитва (одна из редакций —
«Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас. Дух Святой, помилуй нас.
Пресвятая Богородица, упроси о нас у сына своего Христа —
Бога нашего»), «стихи», «песенки» местного сочинения или православные
песнопения. Затем следовала экстатическая часть богослужения,
именуемая «радением» (реже — «баней духовной», «хождением» и иначе),
включающая пророчество (этического, житейского, гадательного, эсхатологического
или иного содержания), глоссолалию, танцы, скаканье, в ряде общин —
самобичевание и другие формы ритуального поведения, которые, по убеждению участников,
выражали состояние общения со Святым Духом. Танцы на радениях X. могли быть одиночными, парными или
групповыми. Последние различались на «корабельные» (друг за другом), стеночкой,
перекрестные, хороводные и др. Часто термин «радение» используется для
обозначения всего богослужения или только экстатических танцев. После радений
практиковалось причастие (чаще всего с использованием хлеба, воды или кваса),
совместная трапеза, присяга (при вступлении нового члена). Ряд судебных процессов,
церковные обвинения и литературная традиция сформировали другой устойчивый
стереотип радений X. —
ритуальные убийства, кровавые жертвоприношения, каннибализм и групповые
сексуальные оргии («свальной грех»), однако современные исследования не
подтверждают существование в ритуалах X. таких аспектов. Небольшие общины X., ведущие замкнутый образ жизни, сохраняются
в России и в настоящее время.
Р.А. Кобызов