Христианство - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТИАНСТВО (от греч. хриттбс, — помазанник Бо­жий) — одна из трех наряду с буддизмом и исламом ми­ровых религий. X. распространено гл. обр. в странах Ев­ропы и Америки, в меньшей степени — в Африке, в Азии и в других регионах. Основными источниками вероуче­ния являются Священное Писание Библия и Священ­ное Предание догматы, выработанные на соборах, со­чинения Отцов Церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) — события земной жизни Иисуса Хри­ста. X. возникло в 1 в. в Палестине, находившейся тогда в составе Римской империи. Палестинские евреи, пере­жившие вавилонское, персидское и македонское вла­дычество, правление иноземных династий Птолемеев и Селевкидов (4-2 вв. до н. э.) добиваются политической независимости. С сер. 2 в. до н. э. независимой Иудеей правили цари-первосященники из рода Хасмонеев, про­водившие политику расширения территории страны и стремившиеся иудаизировать население. В 63 до н. э. воспользовавшись ситуацией внутренней смуты, рим­ский полководец Гней Помпеи ввел в Иудею войска. В б в. н. э. Иудея и Самария были лишены остатков са­моуправления: реальная власть в стране принадлежала римскому наместнику, а синедрион — совет, состоявший из жрецов и представителей знати во главе с первосвя­щенником, был существенно ограничен в правах и конт­ролировался римлянами. Утрата политической самосто­ятельности, воспринимавшаяся частью населения как по­следствие нарушения религиозных обычаев и запретов, усиливала позиции еврейских религиозных национали­стических группировок — хасидеев и фарисеев. Ради­кальные движения зелотов и сикариев выступали за воо­руженную борьбу с Римом и местной знатью, совместно с фарисеями они принимали участие в антиримских вой­нах 66-70 и 132-135. Разочарования в связи с разгромом восстаний, нарастание внутренних противоречий, соци­ального и имущественного расслоения порождали на­строения неуверенности, апатии, бесперспективности, эсхатологических ожиданий. В это время появляется большое количество бродячих проповедников, возве­щавших скорый приход спасителя, мессии (машиах), «помазанника Божьего», который спасет народ и станет «царем иудейским». Первоначальная идея мессии — смертного человека царского рода, потомка Давида, ко­торый будет «царствовать в истине», трансформируется, мессианские чаяния становятся все более мистически­ми. Распространяются различные религиозные течения, среди которых община эссенов (ессеев) отличалась сход­ством с ранними христианами. Об этом свидетельству­ют найденные в 1947 в Хирбет-Кумран (район Мертво­го моря) рукописные свитки. 1 в. н. э. был временем ста­новления новой политической формы — империи, опирающейся на военную силу, провинциальную знать и бюрократический аппарат управления, выполняющий волю только императора. Римская империя, включив­шая в свой состав почти весь эллинистический мир, гра­била покоренные народы и страны посредством нало­гов, собираемых откупщиками. В Рим постоянно шел приток дешевых рабов из стран Средиземноморья. Рим­ских ремесленников и крестьян разоряло участие сво­бодного населения Италии в войнах, наполнение рын­ка дешевыми и качественными товарами из покорен­ных стран, конкуренция рабского труда в латифундиях. Богатства и земельные владения сосредоточивались в руках отдельных лиц. Обострялись противоречия меж­ду рабами и свободными, между римскими гражданами и подданными провинций, между потомственной зна­тью и обогатившимися всадниками. Кризис античных порядков и становление новых социально-политиче­ских реалий переживались людьми болезненно, что об­условливало поиски спасения от мира зла, в т. ч. и ирраци­ональным путем. Возрастал интерес к магии, гаданиям, мистицизму. Традиционные сирийско-персидские, египетские и другие восточные земледельческие культы су­щественно переосмысливаются, усиливается мистичес­кая составляющая и сотериологическая направлен­ность. Популярными становятся культы Митры, Исиды, Осириса, Сераписа, орфические дионисийскием истерии. Как и религиозные учения Востока, римская религия, не­смотря на ее трансформации в эту эпоху, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национально­го характера не позволяла утверждать идею общей спра­ведливости и равенства. X. прежде всего провозгласило равенство всех людей перед Богом. Оно подвергло со­мнению существующие общественные порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и по­рабощения отчаявшихся людей. Оно призвало к пере­устройству мира, выразив тем самым реальные интере­сы бесправных и порабощенных. X. давало всем угне­тенным утешение, надежду на обретение свободы простым и понятным способом — через признание бо­жественной истины, которую принес на землю Христос, Спаситель, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Тяжелые последствия экономических и политических процессов стимулировали появление в Малой Азии и других областях империи множества различных объединений, товариществ —т. наз. «коллегий». Люди объединялись по принципам единой профессии, или общественного положения, или соседства. Члены союзов оказывали друг другу поддержку, имели общую кассу, устраивали собрания. Возникали землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ бо­гов по обычаям родной страны или данной местности. Т. обр., возникающие христианские общины получили готовые легальные (союзы были запрещены только при Траяне) формы существования X. быстро превращалось в мощное идейное течение. Первые христианские про­поведники обращались, по-видимому, гл. обр. к иудеям и лишь отчасти — к «язычникам». Но ортодоксально настроенные иудеи отнеслись к их деятельности враж­дебно. Очень скоро синагоги превратились в источники гонений христиан. Сложными были и отношения с им­перскими властями, т. к. христиане отказывались от уча­стия в языческих культах и обязательном культе гения императора. Такое поведение толковалось как свидетель­ство политической неблагонадежности. Тем не менее идеи раннего X. привлекали последователей из социально обез­доленных слоев населения различной этнической и ре­лигиозной принадлежности. Этому способствовала так­же упрощенная по сравнению с национальными рели­гиями обрядность. По мере распространения X. в него вовлекались все более широкие слои населения. Если в первых христианских общинах участие образованных и высокопоставленных лиц было исключением, то с кон. 1 в. и на протяжении 2-3 вв. в них появляется большое число сенаторов и всадников. Участие в христианском движении знати и образованных людей сказалось на изменении характера X. Радикализм и проповедь непри­ятия существующих; порядков постепенно исчезают, уступая место проповеди непротивления. Со временем появляется клир, или духовенство: епископы, диаконы, пресвитеры, митрополиты и др. Эти церковнослужите­ли, в начале избиравшиеся на определенный срок, в даль­нейшем стали избираться пожизненно. Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к центра­лизации, римская община постепенно возвышается над прочими общинами западной части империи. Христи­анские общины все больше отходят от прежних демократических тенденций, явственно проявляется стремление клира к союзу с императорской властью. С другой стороны, мировая империя нуждалась в миро­вой религии, понятной всем народам империи. Попыт­ки сделать таковой национальную римскую религию ус­пеха не имели. Примирение X. с римскими властями пос-ледовало в результате окончательного отрыва от иудаизма после подавления иудейских восстаний 66-73, 114-115, 132-135. Однако еще долгое время христиане подвергались гонениям. Ореол мученичества способ­ствовал росту популярности христиан. В 312 император Константин Великий издает Миланский эдикт о веро­терпимости по отношению к христианской религии. В 325 он же обеспечивает свободу X. во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны. Гонения, теперь уже на «язычников», начинаются при сыне Константина императоре Констанции (337-361), императорах Валентиниане (364-375) и Грациане (367-383). Последняя попытка «реставрации» национальной римской религии была предпринята императором Юли­аном, правившим с 361 по 363. Она провалилась, а в 391 император Феодосии издал эдикт, запрещающий «язы­ческие» культы. Окончательное поражение «язычества» было ознаменовано закрытием императором Юстиниа­ном в 529 Афинской Академии — центра распростра­нения античного философского и научного наследия и уничтожением последнего «языческого» святилища — храма Аполлона. X. усвоило и переосмыслило ряд идей иудаизма, митраизма, древних восточных религий, а также распространенных в те времена философских уче­ний. В X. были переосмыслены иудейские монотеизм, мес­сианство, эсхатология, хилиазм. Соответствующим обра­зом интерпретируя библейские ветхозаветные тексты, бо­гословы разработали христианские представления о провиденциализме, креационизме, трансцендентности и не-постижимости Бога, благодати и избранничестве. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников, частично в аристотелизме были выработаны мыслительные конструкции, понятия и термины, появившиеся в новозаветных текстах, в трудах богословов. Особенно заметную роль в форми­ровании христианского вероучения сыграли неоплато­низм Филона Александрийского (ок. 25 до н.э. – ок. 50 н.э.) и этическое учение римского стоика Луция Аннея Сенеки (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.). Согласно традиции, книги, составляющие Новый Завет, считаются богодухновенными и священными. Раннее X. этих источников не имело. Первоначально существовала длительная устная традиция распространения X. путем проповедей, расска­зов, «благовествования». Первыми жанрами нарождав­шейся христианской литературы были откровения, по­слания, записи поучений и высказываний первых про­поведников, преданий об Иисусе и апостолах. Текстов становилось все больше, от них сохранилось множество отрывков и ряд целых произведений. В разных христи­анских общинах почитались разные тексты и склады­вались различные традиции толкования учения. Отбор канонических книг продолжался довольно длительное время. Император Константин потребовал от епископов ускорить процесс работы над каноном, но только после его смерти на Лаодикийском соборе (363) был установ­лен перечень канонических произведений, а утвержден он был на Карфагенском соборе (419). Строго опреде­ленные книги, признанные церковью священными и подлинными, стали считаться выражением нового со­юза с Богом — Новым Заветом. Произведения, вклю­ченные в состав Нового Завета следующие: четыре Еван­гелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Дея­ния апостолов, 21 послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные семь посланий, согласно традиции, написаны Иаковом — одно посла­ние, Петром — два послания, Иоанном — три посла­ния и Иудой — одно послание) и Апокалипсис (Откро­вение Иоанна Богослова). Все остальные произведения были отнесены в церковной традиции к числу апокри­фических (см. Апокрифы). Во 2-3 вв. перед христианс­кими авторами встают задачи осмысления вероучения в целостном виде и на более глубинном уровне. Суще­ствование различных истолкований христианских идей привело к необходимости унификации учения и аполо­гии (защиты) X. Апологетическими являлись сочине­ния «Диалог с Трифоном» Юстина (ум. 166); «Пять книг против ересей» Иринея Лионского (ок. 130-202), «Речь к эллинам», «Педагог» и «Строматы» Климента Алек­сандрийского (нач. 3 в.); «Оначалах» Оригена (185-254.). Татиан (ум. 175) в «Слове к эллинам» высказывает идею о заимствовании библейской мудрости из греч. филосо­фии. Климент Александрийский, напротив, полагал, что эллинская мудрость служила введением в X., подготав­ливала умы к принятию высших истин. Сочинения апо­логетов отличаются от позднейших богословских произведений X., поскольку догматика еще не была выра­ботана. Так, Ориген высказывает идеи предсуществования души, множественности актов творения миров во времени, Христа-Логоса он понимает как эманацию Бога-Отца и др. Ряд суждений апологетов способствовал фор­мированию догматов X. Напр., немаловажными оказа­лись идеи Оригена о творении из ничего, Тертуллиана Карфагенского (род. 160) — о Троице. Во 2-3 вв. зарожда­ется христианское богословие. В основном христианская догматика складывается в период 4-6 вв. Важная роль здесь принадлежит каппадокийским богословам 4 в. Гри­горию Назианзину (ок. 330 — ок. 390), Василию Кесарийскому (ок. 330-397), Григорию Нисскому (ок. 335-394). Так, Григорий Нисский в «Больше огласительном слове» предложил различение сущности и ипостаси, согласно которому одна сущность присутствует в трех разных ипо­стасях. Большой вклад в развитие христианского бого­словия внесли также Отцы зап. Церкви Амвросий Медиоланский (ок. 340-397), Иероним Блаженный (340/350-420), Августин Аврелий (354-430), Григорий Великий (ок. 540-604). Формирование и окончательное утвержде­ние догматов происходило на церковных соборах. На Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселен­ских соборах был сформулирован Символ веры. Христи­анские догматы утверждались в обстановке острых спо­ров, которые не прекращались и после канонизации дог­матов. Они велись гл. обр. вокруг трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. На первых Вселенских соборах были осуждены в качестве ересей ари­анство, евномианство, апполинаризм, антитринитарии, несторианство, монофизитство, монофелитство и др. Не все решения соборов и утвержденная на них догматика получали общее признание христиан. В сер. 5 в. часть духовенства, не согласная с решениями Халкидонского собора (451), положила начало образованию т. наз. не-халкидонских церквей, поставивших себя в особое поло­жение по отношению к ортодоксальному X. Это Армян­ская апостольская, Коптская, Эфиопская, Сирийская (Яковитская), Маланкарская сирийская, Эритрейская, Ассирийская Востока, Малабарская (Христиан Апосто­ла Фомы) церкви. Суть христианского догмата троично­сти Бога состоит в утверждении, что Бог выступает в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераз­дельную в своей сущности, равную в божественном до­стоинстве. Бог-Отец не рождается и не исходит от дру­гого лица. Им из ничего созданы: мир видимый и неви­димый, первый человек — Адам и из ребра последнего первая женщина — Ева. Сотворив человека. Бог распро­странил на него свой промысел. Бог-Сын является вто­рым лицом Троицы, воплощенным и вочеловеченным в образе Иисуса Христа. Христос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном поро­дил духовную жизнь человека, внушил людям страх Бо­жий, даровал благочестие и вдохновение, способность по­знания и мудрости. Христианское вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божественной бла­годати. Ожесточенные споры велись и по вопросам культа в связи с отношением к некоторым обрядам {молитвам, крестному знамению и др.) и к почитанию икон. Только к сер. 6 в. решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. 82-е правило пятого Вселенского собора (II Константино­польского; 553) обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца. Спор о почитании икон разрешился на седьмом Вселенском соборе (II Ни­кейском, 787), утвердившем правило, в соответствии с ко­торым считалось необходимым изображение святых и по­клонение им. В процессе своего развития X. распалось на три крупные ветви: православие, католицизм и протес­тантизм, в каждой из них выделялись различные тече­ния, направления, группы. Кроме того, существует ряд более мелких по численности последователей ответвле­ний. Все эти направления отличаются друг от друга осо­бенностями вероучения и культовой практики. Различ­ные направления в X. по-разному толкуют догматы, нео­динаково относятся к Священному Преданию, обрядам и таинствам. Критика X. существовала со времен его по­явления и распространения, напр., сочинения Цельса (2 в.), Порфирия (3-4 вв.), была распространена в эпоху Возрождения. Начало научному изучению X. было по­ложено в эпоху Реформации Б. Спинозой и было продол­жено Д. Юмом, И. Кантом, К. Вольнеем, Ш. Дюпюи, Ф.Х. Бауром, Д.Ф. Штраусом, Б. Бауэром, А. Древсом, Дж. Робертсоном, Ю. Вельгаузеном и другими.

И.И. Ершова