Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСТВО
(от греч. хриттбс, — помазанник Божий) —
одна из трех наряду с буддизмом и исламом мировых религий. X. распространено гл. обр. в странах Европы и Америки, в
меньшей степени — в Африке, в Азии и в других регионах. Основными источниками
вероучения являются Священное Писание — Библия и Священное
Предание — догматы, выработанные на соборах, сочинения Отцов
Церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) — события земной
жизни Иисуса Христа. X. возникло в 1 в. в Палестине, находившейся
тогда в составе Римской империи.
Палестинские евреи, пережившие вавилонское, персидское и македонское владычество,
правление иноземных династий Птолемеев и Селевкидов (4-2 вв. до н. э.) добиваются
политической независимости. С сер. 2 в. до н. э. независимой
Иудеей правили цари-первосященники из рода Хасмонеев, проводившие политику
расширения территории страны и стремившиеся иудаизировать население. В
63 до н. э. воспользовавшись ситуацией
внутренней смуты, римский полководец Гней Помпеи ввел в Иудею войска. В б в. н. э. Иудея и Самария были лишены остатков самоуправления:
реальная власть в стране принадлежала римскому наместнику, а синедрион — совет,
состоявший из жрецов и представителей знати во главе с первосвященником, был
существенно ограничен в правах и контролировался римлянами. Утрата
политической самостоятельности, воспринимавшаяся частью населения как последствие
нарушения религиозных обычаев и запретов, усиливала позиции еврейских
религиозных националистических группировок — хасидеев и фарисеев. Радикальные
движения зелотов и сикариев выступали за вооруженную борьбу с Римом и местной
знатью, совместно с фарисеями они принимали участие в антиримских войнах 66-70
и 132-135. Разочарования в связи с разгромом восстаний, нарастание внутренних
противоречий, социального и имущественного расслоения порождали настроения
неуверенности, апатии, бесперспективности, эсхатологических ожиданий. В это
время появляется большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый
приход спасителя, мессии (машиах), «помазанника Божьего», который спасет
народ и станет «царем иудейским». Первоначальная идея мессии — смертного
человека царского рода, потомка Давида, который будет «царствовать в истине»,
трансформируется, мессианские чаяния становятся все более
мистическими. Распространяются различные религиозные течения, среди
которых община эссенов (ессеев) отличалась сходством с ранними
христианами. Об этом свидетельствуют найденные в 1947 в Хирбет-Кумран (район
Мертвого моря) рукописные свитки. 1 в. н. э. был временем становления новой
политической формы — империи, опирающейся на военную силу, провинциальную знать
и бюрократический аппарат управления, выполняющий волю только императора.
Римская империя, включившая в свой состав почти весь эллинистический мир, грабила
покоренные народы и страны посредством налогов, собираемых откупщиками. В Рим
постоянно шел приток дешевых рабов из стран Средиземноморья. Римских
ремесленников и крестьян разоряло участие свободного населения Италии в
войнах, наполнение рынка дешевыми и качественными товарами из покоренных
стран, конкуренция рабского труда в латифундиях. Богатства и земельные владения
сосредоточивались в руках отдельных лиц. Обострялись противоречия между рабами
и свободными, между римскими гражданами и подданными провинций, между
потомственной знатью и обогатившимися всадниками. Кризис античных порядков и
становление новых социально-политических реалий переживались людьми
болезненно, что обусловливало поиски спасения от мира зла, в
т. ч. и иррациональным путем. Возрастал интерес к магии, гаданиям,
мистицизму. Традиционные сирийско-персидские, египетские и другие восточные
земледельческие культы существенно переосмысливаются, усиливается мистическая
составляющая и сотериологическая направленность. Популярными становятся культы
Митры, Исиды, Осириса, Сераписа, орфические дионисийскием истерии. Как и
религиозные учения Востока, римская религия, несмотря на ее
трансформации в эту эпоху, не могла дать утешение обездоленным
и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею общей
справедливости и равенства. X. прежде всего провозгласило равенство
всех людей перед Богом. Оно подвергло сомнению существующие общественные
порядки и тем самым породило надежду на избавление от гнета и порабощения
отчаявшихся людей.
Оно призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные интересы бесправных и порабощенных. X. давало всем угнетенным утешение, надежду
на обретение свободы простым и понятным способом — через признание божественной
истины, которую принес на землю Христос, Спаситель, чтобы навсегда искупить все
человеческие грехи и пороки.
Тяжелые последствия экономических и политических процессов стимулировали
появление в Малой Азии и других областях империи множества различных объединений,
товариществ —т. наз. «коллегий». Люди объединялись по
принципам единой профессии, или общественного положения, или соседства. Члены
союзов оказывали друг другу поддержку, имели общую кассу, устраивали собрания.
Возникали землячества и религиозные союзы, призванные отправлять культ богов
по обычаям родной страны или данной местности. Т. обр., возникающие
христианские общины получили готовые легальные (союзы были запрещены только при
Траяне) формы существования X. быстро
превращалось в мощное идейное течение. Первые христианские проповедники обращались,
по-видимому, гл. обр. к иудеям и лишь отчасти — к «язычникам». Но ортодоксально
настроенные иудеи отнеслись к их деятельности враждебно.
Очень скоро синагоги превратились в источники гонений христиан. Сложными
были и отношения с имперскими властями, т. к. христиане отказывались от участия
в языческих культах и обязательном культе гения императора. Такое
поведение толковалось как свидетельство политической неблагонадежности. Тем не
менее идеи раннего X. привлекали последователей из социально
обездоленных слоев населения различной этнической и религиозной
принадлежности. Этому способствовала также упрощенная по сравнению с
национальными религиями обрядность. По мере распространения X. в него вовлекались все более широкие
слои населения. Если в первых христианских общинах участие образованных и высокопоставленных
лиц было исключением, то с кон. 1 в. и на протяжении 2-3 вв. в них появляется
большое число сенаторов и всадников. Участие в христианском движении знати и
образованных людей сказалось на изменении характера X. Радикализм и проповедь неприятия
существующих; порядков постепенно исчезают, уступая место проповеди
непротивления. Со временем появляется клир, или духовенство: епископы,
диаконы, пресвитеры, митрополиты и др. Эти церковнослужители, в начале
избиравшиеся на определенный срок, в дальнейшем стали избираться пожизненно.
Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к централизации,
римская община постепенно возвышается над прочими общинами западной части
империи. Христианские общины все больше отходят от прежних демократических
тенденций, явственно проявляется стремление клира к союзу с императорской
властью. С другой стороны, мировая империя нуждалась в мировой религии,
понятной всем народам империи. Попытки сделать таковой национальную римскую
религию успеха не имели. Примирение X. с римскими властями пос-ледовало
в результате окончательного отрыва от иудаизма после подавления иудейских
восстаний 66-73, 114-115, 132-135. Однако еще долгое время христиане подвергались
гонениям. Ореол мученичества способствовал росту популярности христиан. В 312
император Константин Великий издает Миланский эдикт о веротерпимости по
отношению к христианской религии. В 325 он же обеспечивает свободу X. во всей Римской империи и равноправие с
иными религиями страны. Гонения, теперь уже на «язычников», начинаются при сыне
Константина императоре Констанции (337-361), императорах Валентиниане (364-375)
и Грациане (367-383). Последняя попытка «реставрации» национальной римской
религии была предпринята императором Юлианом, правившим с 361 по 363. Она
провалилась, а в 391 император Феодосии издал эдикт, запрещающий «языческие»
культы. Окончательное поражение «язычества» было ознаменовано закрытием императором
Юстинианом в 529 Афинской Академии — центра распространения античного
философского и научного наследия и уничтожением последнего «языческого»
святилища — храма Аполлона. X. усвоило и переосмыслило ряд идей
иудаизма, митраизма, древних восточных религий, а также распространенных
в те времена философских учений.
В X. были переосмыслены
иудейские монотеизм, мессианство, эсхатология, хилиазм. Соответствующим
образом интерпретируя библейские ветхозаветные
тексты, богословы разработали христианские представления о провиденциализме,
креационизме, трансцендентности и не-постижимости Бога, благодати и
избранничестве. В философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и
неоплатоников, частично в аристотелизме были выработаны мыслительные
конструкции, понятия и термины, появившиеся в новозаветных текстах, в трудах
богословов. Особенно заметную роль в формировании христианского вероучения
сыграли неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н.э. – ок. 50
н.э.) и этическое учение римского стоика Луция Аннея Сенеки (ок. 4 до н.э. – 65 н.э.). Согласно традиции, книги, составляющие
Новый Завет, считаются богодухновенными и священными. Раннее
X. этих источников не
имело. Первоначально существовала длительная устная традиция распространения X. путем проповедей, рассказов,
«благовествования». Первыми жанрами нарождавшейся христианской литературы были
откровения, послания, записи поучений и высказываний первых проповедников,
преданий об Иисусе и апостолах. Текстов становилось все больше, от них
сохранилось множество отрывков и ряд целых произведений. В разных христианских
общинах почитались разные тексты и складывались различные традиции толкования
учения. Отбор канонических книг продолжался довольно длительное время.
Император Константин потребовал от епископов ускорить процесс работы над каноном,
но только после его смерти на Лаодикийском соборе (363) был установлен
перечень канонических произведений, а утвержден он был на Карфагенском соборе
(419). Строго определенные книги, признанные церковью священными и подлинными,
стали считаться выражением нового союза с Богом — Новым Заветом. Произведения, включенные в состав Нового Завета следующие: четыре
Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, 21
послание апостолов (автором 14 посланий считается Павел, остальные семь посланий,
согласно традиции, написаны Иаковом — одно послание, Петром — два послания,
Иоанном — три послания и Иудой — одно послание) и Апокалипсис (Откровение
Иоанна Богослова). Все остальные произведения были отнесены в церковной
традиции к числу апокрифических (см. Апокрифы). Во 2-3 вв. перед
христианскими авторами встают задачи осмысления вероучения в целостном виде и
на более глубинном уровне. Существование различных истолкований
христианских идей привело к необходимости унификации учения и апологии (защиты)
X. Апологетическими
являлись сочинения «Диалог с Трифоном» Юстина (ум. 166); «Пять книг против ересей»
Иринея Лионского (ок. 130-202), «Речь к эллинам», «Педагог» и «Строматы»
Климента Александрийского (нач. 3 в.); «Оначалах» Оригена (185-254.). Татиан
(ум. 175) в «Слове к эллинам» высказывает идею о заимствовании библейской
мудрости из греч. философии.
Климент Александрийский, напротив, полагал, что
эллинская мудрость служила введением в X., подготавливала умы к принятию высших
истин. Сочинения апологетов отличаются от позднейших богословских произведений
X., поскольку догматика
еще не была выработана. Так, Ориген высказывает идеи предсуществования души,
множественности актов творения миров во времени, Христа-Логоса он понимает
как эманацию Бога-Отца и др. Ряд суждений апологетов способствовал формированию
догматов X. Напр.,
немаловажными оказались идеи Оригена о творении из ничего, Тертуллиана Карфагенского
(род. 160) — о Троице. Во 2-3 вв. зарождается христианское богословие.
В основном христианская догматика складывается в период 4-6 вв. Важная роль
здесь принадлежит каппадокийским богословам 4 в. Григорию
Назианзину (ок. 330 — ок. 390), Василию Кесарийскому (ок. 330-397), Григорию
Нисскому (ок. 335-394). Так, Григорий Нисский в «Больше огласительном
слове» предложил различение сущности и ипостаси, согласно которому одна
сущность присутствует в трех разных ипостасях. Большой вклад в развитие
христианского богословия внесли также Отцы зап. Церкви Амвросий Медиоланский
(ок. 340-397), Иероним Блаженный (340/350-420), Августин Аврелий (354-430),
Григорий Великий (ок. 540-604). Формирование и окончательное утверждение
догматов происходило на церковных соборах. На Никейском (325) и Константинопольском (381) Вселенских соборах был
сформулирован Символ веры. Христианские догматы утверждались в
обстановке острых споров, которые не прекращались и после канонизации догматов.
Они велись гл. обр. вокруг трех главных догматов: триединства Бога, воплощения
и искупления. На первых Вселенских соборах были осуждены в качестве
ересей арианство, евномианство, апполинаризм, антитринитарии,
несторианство, монофизитство, монофелитство и др. Не все решения соборов и
утвержденная на них догматика получали общее признание христиан. В сер. 5 в.
часть духовенства, не согласная с решениями Халкидонского собора (451),
положила начало образованию т. наз. не-халкидонских церквей, поставивших
себя в особое положение по отношению к ортодоксальному
X. Это Армянская
апостольская, Коптская, Эфиопская, Сирийская (Яковитская), Маланкарская сирийская,
Эритрейская, Ассирийская Востока, Малабарская (Христиан Апостола Фомы) церкви.
Суть христианского догмата троичности Бога состоит в утверждении, что Бог
выступает в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три
лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в
божественном достоинстве. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица.
Им из ничего созданы: мир видимый и невидимый, первый
человек — Адам и из ребра последнего первая женщина — Ева. Сотворив
человека. Бог распространил на него свой промысел. Бог-Сын является вторым
лицом Троицы, воплощенным и вочеловеченным в образе Иисуса Христа. Христос
— тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Третьей ипостасью является
Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил
людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания
и мудрости. Христианское вероучение содержит также догматы о происхождении,
назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о Божественной
благодати. Ожесточенные споры велись и по вопросам культа в
связи с отношением к некоторым обрядам {молитвам, крестному знамению и
др.) и к почитанию икон. Только к
сер. 6 в. решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. 82-е правило пятого
Вселенского собора (II
Константинопольского; 553)
обязывало изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца.
Спор о почитании икон разрешился на седьмом Вселенском соборе (II Никейском, 787), утвердившем правило, в
соответствии с которым считалось необходимым изображение святых и поклонение
им. В процессе своего развития X. распалось
на три крупные ветви: православие, католицизм и протестантизм, в
каждой из них выделялись различные течения, направления, группы. Кроме того,
существует ряд более мелких по численности последователей ответвлений. Все эти
направления отличаются друг от друга особенностями вероучения и культовой
практики. Различные направления в X. по-разному толкуют догматы, неодинаково относятся к Священному
Преданию, обрядам и таинствам. Критика X. существовала со времен его появления и
распространения, напр., сочинения Цельса (2 в.), Порфирия (3-4 вв.),
была распространена в эпоху Возрождения. Начало научному изучению X. было положено в эпоху Реформации Б.
Спинозой и было продолжено Д. Юмом, И. Кантом, К. Вольнеем, Ш. Дюпюи,
Ф.Х. Бауром, Д.Ф. Штраусом, Б. Бауэром, А. Древсом, Дж. Робертсоном, Ю.
Вельгаузеном и другими.
И.И. Ершова