Христианское искусство - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО — понятие, охваты­вающее: 1) все виды и жанры искусства, представлен­ного в богослужебной практике церквей и конфессий этой религии; 2) все виды, жанры и образно-тематиче­ские решения искусства, признаваемые как воплощаю­щие христианское мировоззрение и мирочувствование. До утверждения христианства в качестве государствен­ной религии Римской империи Х.и. известно преимуще­ственно по катакомбным изображениям символов — рыба, агнец, Добрый пастырь (человек с ягненком на плечах). С признанием христианства государственной религией, Х.и. за сравнительно короткий исторический период радикально изменилось. Сооружается ряд ба­зилик и крестовокупольных храмов. Базилика отлича­ется простым прямоугольным очертанием здания, обычно разделенным рядами колонн на три отсека: цен­тральную часть — более высокую и просторную и два боковых помещения, примыкающих к ней и, как пра­вило, более низких и менее просторных. Алтарь в цер­кви-базилике помещался в восточной части здания, в специальной нише — абсиде. С противоположной сто­роны находился крытый, вход — притвор. По-види­мому, к 6 в. сложился в основном порядок размещения крупных мозаичных композиций на стенах христиан­ских храмов (затем он воспроизводился с известными изменениями также стенописью и фресками). Христи­анские мозаики Равенны, а затем Софии Киевской яв­ляются примером такого размещения. Центральное положение в нем занимают Иисус Христос, Иоанн Кре­ститель, Богоматерь, архангелы, евангелисты, евангельские сюжеты. Существенное место уделялось исполне­нию ветхозаветных пророчеств и, соответственно, про­рокам. В западно-христианских храмах изображались папы, кардиналы, епископы, общехристианские святые, канонизированные деятели католической церкви, а так­же римские Отцы Церкви. В восточно-христианских храмах чаще изображались на стенах греческие учите­ля церкви: Афанасий, Василий Великий, Григорий Бого­слов, Иоанн Златоуст. София Киевская была крестово-купольным храмом. Этот тип пришел на смену бази­ликам. В основу его архитектурного плана был положен крест, ориентированный по странам света. В восточной перекладине креста-плана размещался алтарь. Попе­речные перекладины образовывали нефы (от лат. navis — корабль), где собирались верующие. Греческая традиция крестовокупольного храма предусматривала равенство перекладин креста в плане, а следовательно, и нефов. Западноевропейская (будущая католическая) традиция содержала в плане-кресте более длинную за­падную перекладину, которая определяла размеры глав­ного церковного нефа. Образ церкви, как корабля, пе­реправляющего верующих в Царство Божие через не­взгоды и бури земной жизни, был популярен как в восточной, так и в западной христианской церквях. В центре креста первоначально возвышался купол (в восточных церквях) или колокольня (в западных). Традиционализм византийского культового искусст­ва сохранил тип крестовокупольного храма в качестве основного варианта церковной архитектуры у восточ­ной ветви христианства. Он разнообразился местны­ми особенностями строительства, в т. ч. и опытом на­родного зодчества, в части., шатровой деревянной и каменной архитектурой (см. Православное искусство). В западном же христианстве крестовокупольный храм эволюционировал в романский стиль: на смену ему пришла готика, которую вытеснила ренессансная цер­ковная архитектура (см. Католическое искусство). По­следующее развитие церковной архитектуры как в ка­толицизме, так и в православии в значительной мере определялось влиянием светского градостроительства, переменчивостью художественного вкуса и моды, вклю­чавших обращение к уже оставленным в прошлом об­разцам (неоготика, неовизантизм и др.). Протестант­ская архитектура первоначально отсутствовала. Возник­шие в ходе Реформации протестантские общины осваивали сакральное пространство католических со­боров, освобождая его от икон и картин на христиан­ские сюжеты, пышной орнаментики и театрализован­ного богослужения. По мере распространения и утвер­ждения протестантизма появляются (вначале робкие) попытки создания его собственного стиля в церков­ном строительстве. Позаимствовав у готики принцип устремленности в небо колокольни, протестанты пре­дельно упростили не только внешний рисунок храма, но и его интерьер, подчинив последний функциональ­ным задачам. Изобразительное X. и., помимо мозаики, представлено фресками, стенописью, иконами, скуль­птурой, орнаментами, а в католицизме — также карти­нами и витражами. Первоначально тенденции разви­тия этих видов X. и. были строго подчинены популя­ризации ключевых идей христианского богослужения. Орнаментика, насыщенная христианской символикой, служила эстетическим фоном, на котором развертыва­лись драмы ветхозаветных и новозаветных сюжетов. Фрески и стенопись, равно как и мозаики, создавались на стенах храмов с учетом законов перспективы и тре­бований последовательности развертывания событий Священного Писания. Иконы (греч. eiKcov — изображе­ние, образ) писались на досках (специально подготов­ленных нанесенным на них грунтом) минеральными, а затем и масляными красками. Иконы монастырских храмов отличались, как правило, более строгим рисун­ком и более сдержанной цветовой гаммой; иконы при­ходских храмов были более праздничными, яркими, нарядными. Иконописание в X. и. представлено мно­жеством региональных икон и традиций, часть из ко­торых находилась в активном и многоплановом взаи­модействии друг с другом. Установка на следование по­читаемым (чудотворным) иконописным образцам закрепило принцип «обратной перспективы» в право­славии: право на крупный план в изображении полу­чили религиозно-ключевые события и персонажи; ме­нее значимые (в иерархии сакрального) участники, а также детали и подробности фона изображались более мелкими, невзирая на их действительное место в груп­пе. В традициях западной христианской церкви ико-нопочитание не получило роли одного из ключевых принципов богослужения. Как следствие, принцип «обратной перспективы» постепенно утратил религи­озно-смысловое значение, что привело в конце кон­цов к превращению иконы в картину христианского религиозного содержания, украшающую интерьер ка­толического храма. Скульптурные изображения пер­сонажей и сцен из Ветхого и Нового Заветов — древ­нейшая традиция X. и. До иконоборчества скульптура была представлена как в восточных, так и в западных храмах. Затем ее значение как объекта религиозного почитания падает на Востоке христианского мира (и, напротив, возрастает —на Западе). В качестве декора­тивного элемента она сохранялась во многих древне­русских храмах (Дмитровский собор во Владимире — 12 в.), западные и некоторые центральные регионы Московского государства). Музыка в Х.и. включена в ход церковных ритуалов, сопровождая, оттеняя и эмоционально усиливая его основные компоненты, преж­де всего тексты Священного Писания и молитвы. Благо­даря музыке и целостности архитектурного простран­ства обеспечивается непрерывность и смысловое единство театрализованного богослужения, распреде­ление функций, смены одежд, разнообразия поз и ин­тонаций голосов священнослужителей и др. Как про­стейшие музыкальные фразы, так и сложнейшие композиции христианской музыки складывались в неотъемлемое целое трагедийно-драматическими богослужебными текстами — отточенными образца­ми поэтического творчества. Католическое богослуже­ние допускает инструментальное исполнение музыки и сопровождение им хорового и сольного пения; пра­вославное же, напротив, отказалось от инструменталь­ной музыки. Православие негативно относится к ком­позиционным совпадениям светской и церковной му­зыки, к созвучию их интонаций и мотивов. Последняя тенденция в наибольшей степени отличает музыку в протестантском богослужении. Ювелирное искусство (украшение предметов ритуала и убранства священно­служителей, окладов икон и др.), красочное шитье па­радных одежд участников процессий также способству­ет формированию эстетической выразительности бо­гослужения. Кроме богослужебного, к X. и. могут быть отнесены самые разнообразные художественные про­изведения, связанные с сюжетами и проблематикой христианского отношения к миру и, в той или иной мере созвучные ей. (См. также: Религия и искусство, Пра­вославное искусство, Католическое искусство.)

B.C. Глаголев