Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСКОЕ
ИСКУССТВО — понятие,
охватывающее: 1) все виды и жанры искусства, представленного в богослужебной
практике церквей и конфессий этой религии; 2) все виды, жанры и
образно-тематические решения искусства, признаваемые как воплощающие
христианское мировоззрение и мирочувствование. До утверждения христианства в
качестве государственной религии Римской империи Х.и. известно преимущественно
по катакомбным изображениям символов — рыба, агнец, Добрый пастырь (человек с
ягненком на плечах). С признанием христианства государственной
религией, Х.и. за сравнительно короткий исторический период радикально
изменилось. Сооружается ряд базилик и крестовокупольных храмов. Базилика
отличается простым прямоугольным очертанием здания, обычно разделенным рядами
колонн на три отсека: центральную часть — более высокую и просторную и два
боковых помещения, примыкающих к ней и, как правило, более низких и менее
просторных. Алтарь в церкви-базилике помещался в восточной части здания, в
специальной нише — абсиде. С противоположной стороны находился крытый, вход —
притвор. По-видимому, к 6 в. сложился в основном порядок размещения крупных
мозаичных композиций на стенах христианских храмов (затем он воспроизводился с
известными изменениями также стенописью и фресками). Христианские мозаики Равенны,
а затем Софии Киевской являются примером такого размещения. Центральное
положение в нем занимают Иисус Христос, Иоанн Креститель, Богоматерь,
архангелы, евангелисты, евангельские сюжеты. Существенное место уделялось
исполнению ветхозаветных пророчеств и, соответственно, пророкам. В
западно-христианских храмах изображались папы, кардиналы, епископы,
общехристианские святые, канонизированные деятели католической церкви, а также
римские Отцы Церкви. В восточно-христианских храмах чаще изображались на
стенах греческие учителя церкви: Афанасий, Василий Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст. София Киевская была крестово-купольным храмом. Этот тип
пришел на смену базиликам. В основу его архитектурного плана
был положен крест, ориентированный по странам света. В восточной перекладине
креста-плана размещался алтарь. Поперечные перекладины образовывали нефы (от
лат. navis — корабль), где собирались верующие.
Греческая традиция крестовокупольного храма предусматривала равенство
перекладин креста в плане, а следовательно, и нефов.
Западноевропейская (будущая католическая) традиция содержала в плане-кресте
более длинную западную перекладину, которая определяла размеры главного церковного
нефа. Образ церкви, как корабля, переправляющего верующих в Царство
Божие через невзгоды и бури земной жизни, был популярен как в восточной,
так и в западной христианской церквях. В центре креста первоначально возвышался
купол (в восточных церквях) или колокольня (в
западных). Традиционализм византийского культового искусства сохранил тип
крестовокупольного храма в качестве основного варианта церковной архитектуры у
восточной ветви христианства. Он разнообразился местными особенностями
строительства, в т. ч. и опытом
народного зодчества, в части., шатровой деревянной и каменной архитектурой
(см. Православное искусство). В западном же христианстве
крестовокупольный храм эволюционировал в романский стиль: на смену ему пришла
готика, которую вытеснила ренессансная церковная архитектура (см. Католическое
искусство). Последующее развитие церковной архитектуры
как в католицизме, так и в православии в значительной мере
определялось влиянием светского градостроительства, переменчивостью
художественного вкуса и моды, включавших обращение к уже оставленным в прошлом
образцам (неоготика, неовизантизм и др.). Протестантская архитектура
первоначально отсутствовала. Возникшие в ходе Реформации протестантские
общины осваивали сакральное пространство католических соборов, освобождая его
от икон и картин на христианские сюжеты, пышной орнаментики и театрализованного
богослужения. По мере распространения и утверждения протестантизма появляются
(вначале робкие) попытки создания его собственного стиля в церковном
строительстве. Позаимствовав у готики принцип устремленности в небо колокольни,
протестанты предельно упростили не только внешний рисунок храма, но и его
интерьер, подчинив последний функциональным задачам. Изобразительное
X. и., помимо
мозаики, представлено фресками, стенописью, иконами, скульптурой, орнаментами,
а в католицизме — также картинами и витражами. Первоначально тенденции развития
этих видов X. и.
были строго подчинены популяризации ключевых идей христианского богослужения.
Орнаментика, насыщенная христианской символикой, служила эстетическим фоном, на
котором развертывались драмы ветхозаветных и новозаветных сюжетов. Фрески и
стенопись, равно как и мозаики, создавались на стенах храмов с учетом законов
перспективы и требований последовательности развертывания событий Священного
Писания. Иконы (греч. eiKcov
— изображение, образ) писались
на досках (специально подготовленных нанесенным на них грунтом) минеральными,
а затем и масляными красками. Иконы монастырских храмов отличались, как
правило, более строгим рисунком и более сдержанной цветовой гаммой; иконы приходских
храмов были более праздничными, яркими, нарядными. Иконописание в X. и. представлено множеством
региональных икон и традиций, часть из которых находилась в активном и многоплановом
взаимодействии друг с другом. Установка на следование почитаемым
(чудотворным) иконописным образцам закрепило принцип «обратной перспективы» в
православии: право на крупный план в изображении получили религиозно-ключевые
события и персонажи; менее значимые (в иерархии сакрального) участники, а
также детали и подробности фона изображались более мелкими, невзирая на их
действительное место в группе. В традициях западной христианской церкви
ико-нопочитание не получило роли одного из ключевых принципов богослужения. Как
следствие, принцип «обратной перспективы» постепенно утратил религиозно-смысловое
значение, что привело в конце концов к превращению
иконы в картину христианского религиозного содержания, украшающую интерьер католического
храма. Скульптурные изображения персонажей и сцен из Ветхого
и Нового Заветов — древнейшая традиция X. и. До иконоборчества скульптура
была представлена как в восточных, так и в западных храмах. Затем ее
значение как объекта религиозного почитания падает на Востоке христианского
мира (и, напротив, возрастает —на Западе). В качестве декоративного элемента она сохранялась во многих древнерусских
храмах (Дмитровский собор во Владимире — 12 в.), западные и некоторые
центральные регионы Московского государства). Музыка в Х.и. включена в
ход церковных ритуалов, сопровождая, оттеняя и эмоционально усиливая его
основные компоненты, прежде всего тексты Священного Писания и молитвы.
Благодаря музыке и целостности архитектурного пространства обеспечивается
непрерывность и смысловое единство театрализованного богослужения, распределение
функций, смены одежд, разнообразия поз и интонаций голосов священнослужителей
и др. Как простейшие музыкальные фразы, так и сложнейшие композиции христианской
музыки складывались в неотъемлемое целое трагедийно-драматическими богослужебными
текстами — отточенными образцами поэтического творчества. Католическое
богослужение допускает инструментальное исполнение музыки и сопровождение им
хорового и сольного пения; православное же, напротив, отказалось от
инструментальной музыки. Православие негативно относится к композиционным
совпадениям светской и церковной музыки, к созвучию их интонаций и мотивов.
Последняя тенденция в наибольшей степени отличает музыку в протестантском
богослужении. Ювелирное искусство (украшение предметов ритуала и убранства
священнослужителей, окладов икон и др.), красочное шитье парадных одежд
участников процессий также способствует формированию эстетической
выразительности богослужения. Кроме богослужебного, к X. и. могут быть отнесены
самые разнообразные художественные произведения, связанные с сюжетами и
проблематикой христианского отношения к миру и, в той или иной мере созвучные
ей. (См. также: Религия и
искусство, Православное искусство, Католическое искусство.)
B.C. Глаголев