Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСКИЙ
СОЛИДАРИЗМ — возникшее
во вт. пол. 19 в.
религиозно-политическое течение, провозглашающее идею совпадения и общности
основных интересов различных групп в обществе и государстве независимо от социальной
и классовой принадлежности их членов, достигаемого с помощью теологических,
религиозно-антропологических и религиозно-этических аргументов. В отличие от светских форм солида-ризма, формировавшихся под
влиянием работ Э. Дюркгейма (прежде всего его сочинения «О разделении
общественного труда», 1893), доказывавшего, что обладающие своими особенными
характеристиками разнообразные факты общественной жизни имеют «коллективную
природу» и вытекают из присущего всем людям «коллективного сознания», X. с. складывался в рамках
католической социальной мысли как компонент будущей официальной социальной
доктрины церкви. Идеи X. с.
уходят своими корнями отчасти в органическую и иерархическую
трактовки общества Фомы Аквинского. Неравенство людей,
многообразие и иерархичность выполняемых ими в обществе функций в истолковании
Фомы представали как проявления на земле естественного права, за которым
всегда стоит провидение; отмеченные различия, однако, по убеждению
средневекового богослова, не должны заслонять того, что индивиды и различные
ячейки общества, обладающие определенной автономией, в конечном итоге
объединены общей целью, каковой является общее благо. Основоположник
школы X. с. нем. теолог и социолог
Г. Пеш (1854-1926) под «социальным солидаризмом»
понимал «такую систему, которая, исходя из органического устройства
общественной жизни, требует созидания общества на принципах взаимной
солидарности и взаимной ответственности всех его членов». Г. Пеш
утверждал, что идею социального солидаризма можно обосновать сугубо
социологическим путем, однако достоинства этого феномена и его необходимость
лучше всего демонстрировать с помощью христианского мировоззрения. Солидаризм Пеша имеет персоналистический характер, поскольку исходной
посылкой его рефлексии служит не общество, а отдельная личность, всегда
имеющая приоритет по отношению к государству и любому иному институту. Однако
между благом личности и благом любой общности, согласно Пешу, нет
противоречия: жизненная цель личности состоит в сохранении, укреплении и
улучшении «общественной среды», в рамках которой только и могут свободно реализовываться
потенции всех граждан. Данное обоснование социального солидаризма Г. Пеш подкреплял религиозно-антропологическими аргументами.
Общественный характер существования человека и его жизнедеятельности,
согласно Пешу, обусловлен «недостаточностью» природы человека, случайностью и
ограниченностью его бытия. Сознавая неполноту своего бытия, человек должен
преодолевать ее, как бы восполнять коллективным трудом; поскольку сотворенный
Богом мир потенциально содержит многочисленные и разнообразные средства
удовлетворения потребностей не для одного человека, а для всего человечества,
то удовлетворить эти потребности могут только солидарные действия людей. В отличие от представителей классической философской антропологии (А.
Гелен, Э. Ротхакер, М. Ландман), видевших «недостаточность» человека в биологическом
превосходстве над ним других млекопитающих — в наличии у них волосяного
покрова как естественной защиты от холода, хорошо развитых инстинктов, тренированных
конечностей для защиты от опасности собственными силами и т. д., — Г. Пеш и его
ученики — немецкие теологи Г. Гундлах (советник пап римских Пия XI и Пия XII),
О. фон Нелль-Бройнинг, И. Хеффнер и австрийский католический социолог Г.
Вильдман (ученик Гундлаха) — усматривали атрибутивные пороки человека также в
его греховности и склонности к неверию. В связи с этим наряду с подчеркиванием
общности интересов людей в преодолении своего несовершенства посредством
совместной солидарной деятельности они отмечали, что указанный порок должен
преодолеваться также поисками индивидом «совместно с другими» объединяющей
всех людей высшей трансцендентной ценности — Бога. Теологическое
обоснование данного тезиса выводилось из того, что личность — не только
источник, но и конечная цель общественной жизни. Даже будучи ограниченной
своей природой, личность обладает внутренней потенциальностью, направляющей ее
интенционально к совершенному бытию — Богу. Указанное онтологическое стремление
к Богу и, соответственно, к собственному совершенству, ограничиваемое фактом
телесности человека, превышает, однако, возможности отдельно взятой личности.
Поэтому актуализация внутренней потенциальности требует солидарного сотрудничества
всех без исключения личностей также и в этой области; самим своим бытием люди
«обречены» на взаимную поддержку и взаимное дополнение ради достижения общего
блага и своего потенциального совершенства. Согласно утверждениям Г. Гундлаха
и Г. Вильдмана, интенциональное стремление человеческой личности к
осуществлению своей потенциальности через сотрудничество с другими личностями,
через социальное единство, объясняет как генезис, так и сущность общественной
жизни. Как особо подчеркивают теологи, цель человеческих усилий — общее благо,
являясь имманентным по отношению к личностям, «выявляется через них не как
через независимых друг от друга индивидов, а через них как социальное целое»
(Г. Вильдман). Т. обр., общее благо, с одной стороны, обладает «персональным»
характером, потому что может быть реализовано только через личность; с другой
стороны, из-за того, что его реализация превышает возможности единичных личностей
и может быть осуществлена только в рамках общества, оно обладает социальным
измерением. Этическое направление в X. с. представлено фрибургской (Фрибург, Швейцария) школой католического «социального этицизма». Основоположник этой
школы А.Ф. Утц отмечал, что истолкование общественной жизни только через «природу»
человека — лишь одна сторона христианской антропологии и социологии.
Одна «онтология» не в состоянии объяснить направленность развития общественного
процесса, осуществить это можно только с помощью введения в круг изысканий этической
проблематики. Специфика обоснования идеи солидаризма А.Ф. Утцем состоит в
доказательстве того, что, во-первых, сама общественная жизнь возникает в результате
интенциональнои устремленности усилий многих личностей к общей ценности;
во-вторых, что эта ценность имеет «дообщественный характер» и обладает
достоинством этического императива. Источником этического предписания
реализации «заданного» свыше императива является Творец человека, его природы
и заповеданной для сообщества людей гармонии, заключающейся в солидарном
сотрудничестве всех людей, при котором имущественные, социальные и пр. различия
должны отойти на второй план. Идеи X. с. первоначально развивались в рамках т. наз. «социального
католицизма» 19 в. (епископ г. Майнца В.Э. фон Кеттелер, создатель первых
производственных католических объединений священник А. Кольпинг, австрийский
общественный деятель К. фон Фогельзанг и др.). Постепенно теологические,
антропологические, этические и сугубо социологические аргументы в пользу X. с. стали составной частью папских социальных эн-циклик, начиная с энциклики Льва
ХШ «Rerum novarum» («Новые вещи», 1891) и кончая
энцикликами Иоанна Павла II
«Sollicitudo
rei socialis» («Забота о социальном благополучии»,
1988) и «Centesimus annus»
(«Столетняя годовщина», 1991). В истолковании папы Иоанна Павла II (с 1978) X. с. предстает как «осознание взаимозависимости,
понимаемой в виде системы, детерминирующей отношения в современном мире во
всех сфеpax:
экономической, культурной, политической, а также религиозной; солидарность —
это моральная и социальная основа, а также добродетель... Все превратные
механизмы и структуры греха могут быть устранены лишь с реализацией
человеческой солидарности, которую церковь неустанно провозглашает и поддерживает»
(«Sollicitudo
rei socialis», p. 40). Идеи X.с. в гораздо меньшей
степени развивались в рамках протестантских конфессий; в православной
социальной мысли отдельные идеи X. с. получили развитие в начале 20 в. в трудах С.Н. Булгакова
и Н.А. Бердяева. В официальном документе, принятом в 2000
Архиерейским собором РПЦ — «Основы социальной концепции Русской Православной
Церкви», — представлено видение церковным священноначалием проблем труда, собственности,
войны и мира и др., однако проблема X. с. в нем отсутствует.
Ф.Г. Овсиенко