Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСКИЙ
АТЕИЗМ — радикальная
христианская концепция, развиваемая Т. Алътицером. X. а. представляет
собой крайнюю форму самокритики теологии, направленную на разрыв с
традиционным теистическим мировоззрением и церковными институтами. X. а. предполагает, что религия (в
частности, христианство) и атеизм не исключают друг друга. На теоретическом уровне зависимость
атеизма от религии предопределена его негативной природой, в которой заложена
связь атеистической позиции с тем представлением о Боге, которое
подвергается отрицанию. История религиозной мысли показывает, что
атеистическая позиция, безбожие и неверие всегда развивались параллельно
религиозным воззрениям и представляют собой неотъемлемую часть религиозной
жизни. В новейшей христианской литературе показана необходимость взаимосвязи
атеизма и веры в сочинениях С. Кьеркегора и Ф. М.
Достоевского. По Альтицеру, в рамках X. а. объединяются взгляды христианского мистика В. Блейка,
объявлявшего традиционного Бога христианской церкви Сатаной, и позиция Ф. Ницше,
ниспровергавшего христианские ценности ради принятия всецело мирского
существования. Преимущество и актуальность X. а., согласно
Альтицеру, заключается в том, что он позволяет христианину сохранить
самоидентичность и в то же время участвовать в жизни современного секуляризованного
мира, воспринять в полном объеме светскую и даже нигилистическую культуру.
Центральным понятием для X. а. выступает идея смерти Бога, которая
трактуется как исчезновение трансцендентного измерения человеческой жизни. Все
христианские ценности сосредоточиваются в мирской реальности, христианин
освобождается от чувства греховности и вины, от власти отчуждения, выраженного
в церковных институтах и церковных догмах. Кульминация христианской
истории в жизни и смерти Иисуса Христа, согласно концепции X. а., обозначила
конец теистического мировоззрения. Современный христианин готов к тому, чтобы
избавиться от страха перед потусторонней властью умершего Господа, а также от
подавления своей свободы и полноты жизни посюсторонней властью церковных и
светских иерархов. Полное слияние с мирской реальностью и одновременно независимость
от нее продемонстрировал сам Иисус Христос, внесший божественное присутствие в
мир и положивший начало реальности Царства Божьего здесь и сейчас, в
мирском настоящем. С т. зр. X. а.,
соучастие в Царстве Божьем возможно для христианина только в мирской деятельности,
нацеленной на завершение божественного процесса Воплощения в апокалиптическом
конце света (см. Апокалиптика). В этом
отношении X. а. сопоставляется Альтицером с
учением буддизма, в котором религиозное измерение входит в человеческую
жизнь за счет движения через мирскую реальность к освобождению во внеисторической
нирване.
Ю.Р. Селиванов