Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ — общепризнан­ные торжества, установленные церковью в честь значи­мых событий священной и церковной истории, а так­же в дни поминовения святых. Некоторые христиан­ские праздники имеют иудейское происхождение (Пасха и Пятидесятница), другие — специфически христианские (напр., все праздники Богородичного цикла). Но даже заимствованные праздники получили в христианстве принципиально др. значение. Напр., иудейский Песах (Пасха), установленный в честь исхо­да евреев из Египта, в христианстве стал знаменовать собой Воскресение Иисуса Христа, а праздник Шавуот — день дарования Торы — стал праздником Пятидесят­ницы — т. е. сошествия Духа Святого на апостолов. Большинство праздников появляется уже в первые века существования христианства, однако по поводу кон­кретных дней, в которые их необходимо отмечать, были серьезные разногласия. Примером этому может слу­жить довольно длительные «пасхальные споры» (они длились более 150 лет), поскольку Пасха первоначаль­но праздновалась или в один день с иудейской (14 ни­сана), или в первое воскресенье после нее. Окончатель­но вопрос был решен на Первом Вселенском соборе (325), постановившим праздновать Пасху независимо от иудейской в первое воскресенье после весеннего рав­ноденствия (впоследствии с 15 в. при переходе на гри­горианский календарь православная и католическая Пасха снова разошлись во времени). В целом, годо­вой цикл X. п. включает как фиксированные, т. е.т. наз. непереходящие праздники, дата которых не меняет­ся, и праздники, которые падают на разные даты (хотя часто они празднуются только в определенный день недели) — это т. наз. переходящие праздники. Самым известным непереходящим праздником является Рождество Христово (25 дек. или 7 янв., если учиты­вать разницу календарных стилей), а переходящим — Пасха и все праздники пасхального цикла (в первую очередь Вознесение и Пятидесятница или Троица). Некоторые праздники являются общими для всех христиан, но есть и некоторые конфессиональные раз­личия. Православная церковь из всего праздничного цикла выделяет Пасху как «праздник праздников» и 12 основныхилит. наз. «двунадесятыхпраздников»то: Рождество Христово (7 янв.), Крещение Господне или Богоявление (19 янв.), Сретение Господня (15 февр.), Благовещенье (7 апр.), Преображение Господне (19 авг.), Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.), Рож­дество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвиженье Креста Господня (27 сент.), Введение во Храм Пресвя­той Богородицы (4 дек.), Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье), Вознесение и Пятидесят­ница (последние три праздника зависят от дня празд­нования Пасхи). Кроме того, установлен еще целый ряд праздников (в честь чтимых икон или святых) и памятных дней поминовения, среди которых есть не­которые, характерные только для православия (напр., Покров Пресвятой Богородицы). В свою очередь, ка­толическая церковь также ввела ряд праздников, не имеющих аналогов в раннем христианстве. Так, в ка­толицизме установлены праздники Тела Божьего (вве­ден в 1264), Святейшего Сердца Иисусова, (утверж­ден в 1765), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 дек.; официально установлен в 1854), Вознесения Богома­тери (15 авг.). В целом, католический цикл праздни­ков начинается с т. наз. Адвента — первого воскресе­нья после 30 нояб., дня св. Андрея. Далее следует осо­бо чтимый в католицизме праздник Рождества Христова. Существует также особый день поминове­ния усопших, который отмечается на следующий день после праздника Всех Святых. Особенности католи­ческого церковного года частично сохранились в лю­теранстве. Некоторые протестантские конфессии (напр., пресвитерианская церковь Шотландии) не празднуют никаких праздников, кроме Воскресенья. В отдельных протестантских деноминациях распрос­транены ветхозаветные праздники или их аналоги, такие, как День Жатвы у баптистов (соответствует празднику Суккот). Есть и протестантские праздни­ки, имеющие локальное значение — напр., День Бла­годарения у большинства протестантских деномина­ций США. Но в целом в протестантизме не придается такого значения праздникам, как в православии и ка­толицизме.

О.В. Несмиянова, A.M. Семанов

Rambler's Top100
Hosted by uCoz