Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСКИЕ
ПРАЗДНИКИ — общепризнанные
торжества, установленные церковью в честь значимых событий священной и
церковной истории, а также в дни поминовения святых. Некоторые христианские
праздники имеют иудейское происхождение (Пасха и Пятидесятница), другие —
специфически христианские (напр., все праздники Богородичного цикла). Но даже
заимствованные праздники получили в христианстве принципиально др.
значение. Напр., иудейский Песах (Пасха), установленный в честь исхода евреев
из Египта, в христианстве стал знаменовать собой Воскресение
Иисуса Христа, а праздник Шавуот — день дарования Торы — стал
праздником Пятидесятницы — т. е. сошествия Духа Святого на апостолов. Большинство
праздников появляется уже в первые века существования христианства, однако по
поводу конкретных дней, в которые их необходимо отмечать, были серьезные
разногласия. Примером этому может служить довольно длительные «пасхальные
споры» (они длились более 150 лет), поскольку Пасха первоначально
праздновалась или в один день с иудейской (14 нисана), или в первое
воскресенье после нее. Окончательно вопрос был решен на Первом
Вселенском соборе (325), постановившим праздновать Пасху независимо от
иудейской в первое воскресенье после весеннего равноденствия (впоследствии с
15 в. при переходе на григорианский календарь православная и католическая
Пасха снова разошлись во времени). В целом, годовой цикл X. п. включает как фиксированные, т. е.т.
наз. непереходящие праздники, дата которых не меняется, и праздники, которые
падают на разные даты (хотя часто они празднуются только в определенный день недели)
— это т. наз. переходящие праздники. Самым известным непереходящим праздником
является Рождество Христово (25 дек. или 7 янв., если учитывать разницу календарных стилей), а
переходящим — Пасха и все праздники пасхального цикла (в первую очередь Вознесение
и Пятидесятница или Троица). Некоторые праздники являются общими для всех
христиан, но есть и некоторые конфессиональные различия. Православная церковь
из всего праздничного цикла выделяет Пасху как «праздник праздников» и 12
основныхилит. наз. «двунадесятыхпраздников».Это:
Рождество Христово (7 янв.), Крещение Господне или Богоявление (19 янв.),
Сретение Господня (15 февр.), Благовещенье (7 апр.), Преображение Господне (19
авг.), Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.), Рождество Пресвятой
Богородицы (21 сент.), Воздвиженье Креста Господня (27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 дек.), Вход Господень в
Иерусалим (или Вербное воскресенье), Вознесение и Пятидесятница (последние три
праздника зависят от дня празднования Пасхи). Кроме
того, установлен еще целый ряд праздников (в честь чтимых икон или
святых) и памятных дней поминовения, среди которых есть некоторые, характерные
только для православия (напр., Покров Пресвятой Богородицы). В свою
очередь, католическая церковь также ввела ряд праздников, не имеющих аналогов
в раннем христианстве. Так, в католицизме установлены праздники Тела
Божьего (введен в 1264), Святейшего Сердца Иисусова, (утвержден в 1765),
Непорочного Зачатия Девы Марии (8 дек.; официально
установлен в 1854), Вознесения Богоматери (15 авг.). В целом, католический
цикл праздников начинается с т. наз. Адвента —
первого воскресенья после 30 нояб., дня св. Андрея. Далее следует особо
чтимый в католицизме праздник Рождества Христова. Существует также особый день
поминовения усопших, который отмечается на следующий день после праздника Всех Святых. Особенности католического церковного года
частично сохранились в лютеранстве. Некоторые протестантские конфессии
(напр., пресвитерианская церковь Шотландии) не празднуют никаких праздников,
кроме Воскресенья. В отдельных протестантских деноминациях распространены
ветхозаветные праздники или их аналоги, такие, как День Жатвы у баптистов
(соответствует празднику Суккот). Есть и протестантские праздники, имеющие
локальное значение — напр., День Благодарения у большинства протестантских
деноминаций США. Но в целом в протестантизме не придается такого значения
праздникам, как в православии и католицизме.
О.В. Несмиянова, A.M. Семанов