Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
ХРИСТИАНСКИЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (христианско-демократические,христианско-социальные, социал-христианские, христианские
народные, евангелистские народные и т.п. партии и союзы) — конфессионально-политические
организации, руководствующиеся христианским учением, но автономные по отношению
к церковной иерархии; придерживаются принципов парламентской демократии и христианского
солидаризма как инструмента интеграции общественных групп и классов. X. п. п. появились во
вт. пол. 19 в. в Европе (в Германии, Бельгии, Нидерландах, Австрии,
Франции, Италии) как ответ на процессы секуляризации, активизации
рабочего движения и промышленной революции. X. п. п. в настоящее время действуют
более чем в 70 государствах; многие из них являются правящими или входят в
правящие коалиции.
Учения X. п. п. представляют
собой системы социально-политических и философских взглядов, в основу которых
положены концепция демократического общества и главные
ценности христианской социальной философии. Основными принципами учений X. п. п., являются: 1) персонализм,
разработанный французскими католическими философами Э. Мунье и М.
Недонсе-лем, рассматривающий человека как личность, т. е. как «духовную
категорию», расценивамую выше всякой социальной и политической структуры, в т.
ч. общества и государства; 2) плюрализм, означающий признание многообразия
мнений и институциональных общественных форм; 3) субсидиарность, выводимая из
либерального понимания «самодостаточности» личности, провозглашающая не
только защиту личности и социальных групп от вмешательства государства, но и
взаимодействие с ним на основе отношений договорного характера; 4) солидаризм,
предполагающий сотрудничество людей как в
региональном, так и в глобальном масштабах, поиск мира и согласия между
расами, религиями, социальными группами и классами. В развитии
христианско-социальной и христианско-демократической мысли, а также в
становлении самих X. п.
п. можно выделить несколько этапов. Первый этап (зарождение воззрений)
относится к периоду революций 1830-1848, под влиянием которых было положено
начало согласованию демократических идей и религиозно-нравственных принципов
христианства. Второй (становление христианско-демократической мысли) связан с
движением так называемого «социального католицизма» (Ф. Ж. Бюше, В. Э. фон
Кеттелер и др., вт. пол. 19
в.) — исторически сложившейся формы организации католиков с целью разрешения
социальных конфликтов, ставшей впоследствии идейно-теоретической базой
официальной социальной доктрины католицизма (см. Социальное
христианство). Третий этап связан ст. наз. периодом «кризиса цивилизации»
между двумя мировыми войнами и первыми послевоенными годами. В этот период X. п. п. обогатили свои учения основными
положениями персоналистической философии, а также папских социальных энциклик.
Персонализм базировался на признании высоких моральных качеств и достоинства
личности, вследствие чего общественные и политические структуры, прежде всего
государство, рассматривались в качества гаранта свободы и неущемления прав
личности. Персонализм в отличие от индивидуализма позволил
христианско-демократическим и социал-христианским партиям выдвинуть концепцию
ответственности индивида за окружающее его общество и перед обществом, за
«федералистский» и «плюралистический» социально-политические идеалы. В свою
очередь, под воздействием энциклик папы римского Пия XII (1939-1958) христианско-демократическое
движение получило импульс в борьбе за соединенные с христианскими идеалами демократические
ценности, за новый социальный порядок. В послевоенные годы социал-христианство
и христианская демократия оказались в западноевропейских государствах мощной
общественной силой, которая в сложной политической ситуации смогла заполнить
политический вакуум, противодействуя попыткам установления
авторитарно-тоталитарного строя, отрицавшего любые формы демократии.
Хронологические рамки четвертого эта'па можно определить
как время от первых послевоенных лет до сего дня. Христианско-демократические
партии оформились и действовали в 12 странах послевоенной Европы; в 1947 они
объединились в «Международный союз христианских демократов», который постепенно
расширялся и в 1982 трансформировался в «Интернационал христианской
демократии», включивший в себя ок. 60 партий и союзов. Руководители X. п. п. (А. де Гас-пери,
К. Аденауэр, М. Шуманн) были инициаторами создания Европейского Экономического
Союза; они стремились придать этой организации федералистский характер. X. п. п. постепенно
стали отказываться от узкоконфессионального принципа, превращаясь в партии
поликонфессиональные и неконфессиональные, объединяющие в своих рядах
представителей разных христианских конфессий, а также неверующих, разделяющих
христианские нравственные ценности.
Наряду с этим они заявляют о себе как о «народных» партиях, объединяющих
представителей всех групп и слоев населения, и альтернативных как капитализму,
так и социализму. В отличие от социал-демократических партий X. п. п. в целом представлены более состоятельными
и более консервативными слоями населения. Начало становления X. п. п. в России относится к первым годам
20 в. Большое влияние на формирование социально-христианской мысли в России
оказала идея «христианской политики» русского философа B.C. Соловьева. Последняя, по
Соловьеву, есть преобразование политических и общественных отношений в духе
христианских принципов, при котором реализация идеи Царства Божьего на
земле становится индивидуальным подвигом личности. Важную роль в развитии христианской
политической мысли сыграл СМ. Булгаков, которому принадлежит первая
попытка создания в стране христианской партии — Союза христианской политики
(1905). По замыслу Булгакова, партия должна была привлечь в свои ряды «человеческие
души, отвоеванные у социализма», и изменить общество путем утверждения в его
сознании принципов христианской политики, базирующейся на равенстве, братстве
людей, социальной любви и т. д. Проект «Союза христианской политики» так и не
был претворен Булгаковым а жизнь. Идея создания в
стране христианских политических партий осуществилась только в постсоветской
России. На начальном этапе становления X. п. п. в нашей стране их идеологи
выказывали приверженность западным социально-христианским и христианско-демократическим
традициям, поскольку не были знакомы с отечественными идейными истоками
христианской социально-политической мысли. Программа первой
в стране христианской партии — Христианско-демократического союза России
(основан в 1989 А. Огородниковым) — скрупулезно излагала классические
положения европейской христианской демократии: провозглашала основой своей
деятельности мировоззренческий и этический фундамент, заложенный в Евангелии,
во главу политики ставила примат личности, декларировала защиту интересов
христиан независимо от их конфессиональной принадлежности, построение
правового демократического государства. Движение «Церковь и
перестройка» (образовано в 1988 священником Г. Якуниным) призывало к единению
всех сил вокруг Русской православной церкви для поддержки целей и задач
перестройки. Позже «Церковь и перестройка» отказалась от односторонней ориентации
на РПЦ, призвав к сотрудничеству и другие конфессии, а с появлением
христианских партий это движение прекратило свою деятельность. Российское христианско-демократическое
движение (РХДД), созданное В. Аксючицем в 1989, выдвинуло свою модель христианской
демократии в России, предполагающую построение нового общества на национал-патриотической почве. В основу этого общества
будет положен синтез демократии и православных традиций. Идеологами Российской
христианско-демократической партии (РХДП, образована А. Чуевым в 1990) в качестве
основы деятельности последней был предложен экуменизм-,
положенный на русскую национально-культурную почву и соединенный с
наработками зап. христианских партий. Российский христианско-демократический
союз (РХДС, основан в 1992 В. Бортевым, В. Савицким, Г. Якуниным, позже
переименован в ХДС — Христиане России) ставил своей задачей сплочение вокруг
себя всех христиан страны с тем, чтобы коренным образом повлиять на развитие общества.
Все действовавшие в России X. п. п. были малочисленными,
практически не оказывали никакого влияния на результаты выборов в
представительные органы власти в стране в 90-х гг. 20 в. С принятием закона о
политических партиях, запретившего создание каких-либо партий на национальной и
религиозной основе, большинство X.
п. п. в России прекратили свою деятельность, а некоторые из них трансформировались
в различного рода общественные объединения (напр., «Союз православных
граждан», председатель В. Лебедев), регистрация которых в Министерстве юстиции
РФ не является обязательной.
Ф.Г. Овсиенко