Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

ХРИСТИАНСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ (хри­стианско-демократическиеристианско-социальные, социал-христианские, христианские народные, евангелистские народные и т.п. партии и союзы) — конфес­сионально-политические организации, руководствую­щиеся христианским учением, но автономные по от­ношению к церковной иерархии; придерживаются принципов парламентской демократии и христиан­ского солидаризма как инструмента интеграции обще­ственных групп и классов. X. п. п. появились во вт. пол. 19 в. в Европе (в Германии, Бельгии, Нидерландах, Ав­стрии, Франции, Италии) как ответ на процессы секу­ляризации, активизации рабочего движения и про­мышленной революции. X. п. п. в настоящее время дей­ствуют более чем в 70 государствах; многие из них являются правящими или входят в правящие коали­ции. Учения X. п. п. представляют собой системы соци­ально-политических и философских взглядов, в осно­ву которых положены концепция демократического общества и главные ценности христианской социальной философии. Основными принципами учений X. п. п., яв­ляются: 1) персонализм, разработанный французски­ми католическими философами Э. Мунье и М. Недонсе-лем, рассматривающий человека как личность, т. е. как «духовную категорию», расценивамую выше всякой социальной и политической структуры, в т. ч. общества и государства; 2) плюрализм, означающий признание многообразия мнений и институциональных обще­ственных форм; 3) субсидиарность, выводимая из ли­берального понимания «самодостаточности» личнос­ти, провозглашающая не только защиту личности и социальных групп от вмешательства государства, но и взаимодействие с ним на основе отношений договор­ного характера; 4) солидаризм, предполагающий сотруд­ничество людей как в региональном, так и в глобаль­ном масштабах, поиск мира и согласия между расами, религиями, социальными группами и классами. В развитии христианско-социальной и христианско-демократической мысли, а также в становлении самих X. п. п. можно выделить несколько этапов. Первый этап (зарождение воззрений) относится к периоду револю­ций 1830-1848, под влиянием которых было положено начало согласованию демократических идей и религи­озно-нравственных принципов христианства. Второй (становление христианско-демократической мысли) связан с движением так называемого «социального католицизма» (Ф. Ж. Бюше, В. Э. фон Кеттелер и др., вт. пол. 19 в.) — исторически сложившейся формы орга­низации католиков с целью разрешения социальных конфликтов, ставшей впоследствии идейно-теорети­ческой базой официальной социальной доктрины ка­толицизма (см. Социальное христианство). Третий этап связан ст. наз. периодом «кризиса цивилизации» меж­ду двумя мировыми войнами и первыми послевоен­ными годами. В этот период X. п. п. обогатили свои учения основными положениями персоналистической философии, а также папских социальных энциклик. Персонализм базировался на признании высоких мо­ральных качеств и достоинства личности, вследствие чего общественные и политические структуры, преж­де всего государство, рассматривались в качества га­ранта свободы и неущемления прав личности. Персо­нализм в отличие от индивидуализма позволил христианско-демократическим и социал-христианским партиям выдвинуть концепцию ответственности ин­дивида за окружающее его общество и перед обще­ством, за «федералистский» и «плюралистический» со­циально-политические идеалы. В свою очередь, под воздействием энциклик папы римского Пия XII (1939-1958) христианско-демократическое движение получило импульс в борьбе за соединенные с христианскими идеалами демократические ценности, за новый соци­альный порядок. В послевоенные годы социал-хрис­тианство и христианская демократия оказались в за­падноевропейских государствах мощной обществен­ной силой, которая в сложной политической ситуации смогла заполнить политический вакуум, противодей­ствуя попыткам установления авторитарно-тоталитар­ного строя, отрицавшего любые формы демократии. Хронологические рамки четвертого эта'па можно опре­делить как время от первых послевоенных лет до сего дня. Христианско-демократические партии оформи­лись и действовали в 12 странах послевоенной Евро­пы; в 1947 они объединились в «Международный союз христианских демократов», который постепенно рас­ширялся и в 1982 трансформировался в «Интернацио­нал христианской демократии», включивший в себя ок. 60 партий и союзов. Руководители X. п. п. (А. де Гас-пери, К. Аденауэр, М. Шуманн) были инициаторами создания Европейского Экономического Союза; они стремились придать этой организации федералист­ский характер. X. п. п. постепенно стали отказываться от узкоконфессионального принципа, превращаясь в партии поликонфессиональные и неконфессиональ­ные, объединяющие в своих рядах представителей раз­ных христианских конфессий, а также неверующих, разделяющих христианские нравственные ценности. Наряду с этим они заявляют о себе как о «народных» партиях, объединяющих представителей всех групп и слоев населения, и альтернативных как капитализму, так и социализму. В отличие от социал-демократиче­ских партий X. п. п. в целом представлены более состо­ятельными и более консервативными слоями населе­ния. Начало становления X. п. п. в России относится к первым годам 20 в. Большое влияние на формирова­ние социально-христианской мысли в России оказала идея «христианской политики» русского философа B.C. Соловьева. Последняя, по Соловьеву, есть преобра­зование политических и общественных отношений в духе христианских принципов, при котором реализа­ция идеи Царства Божьего на земле становится инди­видуальным подвигом личности. Важную роль в раз­витии христианской политической мысли сыграл СМ. Булгаков, которому принадлежит первая попытка создания в стране христианской партии — Союза хри­стианской политики (1905). По замыслу Булгакова, партия должна была привлечь в свои ряды «челове­ческие души, отвоеванные у социализма», и изменить общество путем утверждения в его сознании принци­пов христианской политики, базирующейся на равен­стве, братстве людей, социальной любви и т. д. Проект «Союза христианской политики» так и не был претво­рен Булгаковым а жизнь. Идея создания в стране хрис­тианских политических партий осуществилась только в постсоветской России. На начальном этапе становле­ния X. п. п. в нашей стране их идеологи выказывали при­верженность западным социально-христианским и христианско-демократическим традициям, поскольку не были знакомы с отечественными идейными истоками христианской социально-политической мысли. Про­грамма первой в стране христианской партии — Христианско-демократического союза России (основан в 1989 А. Огородниковым) — скрупулезно излагала клас­сические положения европейской христианской демо­кратии: провозглашала основой своей деятельности мировоззренческий и этический фундамент, заложен­ный в Евангелии, во главу политики ставила примат личности, декларировала защиту интересов христиан независимо от их конфессиональной принадлежнос­ти, построение правового демократического государ­ства. Движение «Церковь и перестройка» (образовано в 1988 священником Г. Якуниным) призывало к еди­нению всех сил вокруг Русской православной церкви для поддержки целей и задач перестройки. Позже «Цер­ковь и перестройка» отказалась от односторонней ори­ентации на РПЦ, призвав к сотрудничеству и другие конфессии, а с появлением христианских партий это движение прекратило свою деятельность. Российское христианско-демократическое движение (РХДД), со­зданное В. Аксючицем в 1989, выдвинуло свою модель христианской демократии в России, предполагающую построение нового общества на национал-патриоти­ческой почве. В основу этого общества будет положен синтез демократии и православных традиций. Идео­логами Российской христианско-демократической партии (РХДП, образована А. Чуевым в 1990) в каче­стве основы деятельности последней был предложен экуменизм-, положенный на русскую национально-куль­турную почву и соединенный с наработками зап. христианских партий. Российский христианско-демократический союз (РХДС, основан в 1992 В. Бортевым, В. Са­вицким, Г. Якуниным, позже переименован в ХДС — Христиане России) ставил своей задачей сплочение вокруг себя всех христиан страны с тем, чтобы корен­ным образом повлиять на развитие общества. Все дей­ствовавшие в России X. п. п. были малочисленными, практически не оказывали никакого влияния на резуль­таты выборов в представительные органы власти в стра­не в 90-х гг. 20 в. С принятием закона о политических партиях, запретившего создание каких-либо партий на национальной и религиозной основе, большинство X. п. п. в России прекратили свою деятельность, а неко­торые из них трансформировались в различного рода общественные объединения (напр., «Союз православ­ных граждан», председатель В. Лебедев), регистрация которых в Министерстве юстиции РФ не является обязательной.

Ф.Г. Овсиенко

Rambler's Top100
Hosted by uCoz