"Христианская наука" - Религиоведение. Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

«ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА», Церковь Христа сайентистская, Общество Христианской Науки (Christian Science Society) — религиозно-этическое движение, возникшее во вт. пол. 19 в. в США. Основано Мэри Бэкер Эдди (1821-1910). В результате падения на обледе­нелый тротуар она получила тяжелое повреждение. Посетивший ее доктор посчитал, что у нее нет надежд на выздоровление. Попросив Библию и прочитав в ней об исцелениях, совершенных Иисусом Христом, Мэри Бэкер Эдди оказалась в состоянии глубокого озарения после чего, по ее словам, она исцелилась. В поисках причин произошедшего она приступает к углубленному изучению Библии, итогом которого становится осоз­нание того, что Бог есть Жизнь, единственный источ­ник здоровья и благополучия. В 1862 начинает запи­сывать свои мысли об изучении Священного Писания, одновременно проверяя найденную методику исцеле­ния сначала на членах семьи и соседях, а затем и на всех обращающихся за помощью. В 1875 Мэри Бэкер Эдди публикует книгу «Наука и Здоровье с ключом к Священному Писанию», ставшую впоследствии глав­ным учебником последователей «X. н.». Последние сто страниц книги включают подборку отчетов людей, ис­целившихся просто чтением этой книги. Начиная с 1880 идет непрерывная запись подобных исцелений в жур­нале «Christian Science Journal», а с 1898 — в ежене­дельнике «Christian Science Sentinel». В 1879 Мэри Бэ­кер Эдди создает религиозную общину — «Церковь Христа сайентисткая», а два года спустя учебное заве­дение — Массачусетский метафизический колледж. В «X. н.» Бог определяется как «Великое Я есмь», все­знающее, всевидящее, вселюбящее, премудрое и веч­ное, Принцип, Ум, Дух, Жизнь, Истина, Любовь, Суть всего. Отрицается личностная природа Бога. Как утверж­дается в «Науке о Здоровье», «теория о трех личностях в едином Боге... предполагает политеизм, а не одно всегда присутствующее Я». Проводится разграничение Иисуса и Христа, Иисус — это человек, а Христос — божественная идея. Согласно теологии «X. н.», мате­рия — иллюзия, а не факт существования. Поэтому от­вергается то, что называется естественными науками, ибо они построены на ложных гипотезах: что «мате­рия сама себе законодательница, что закон основан на материальных свойствах, и что эти свойства конечны и сильнее могущества божественного Разума». Призна­ются все традиционные таинства христианские, но практикуют их не в виде обрядов, а в виде безмолвной молитвы. Отрицается первородный грех, рай и ад счи­таются состоянием человеческого сознания. Человек — это духовная идея Бога, индивидуальная, совершенная, вечная. Человеческое здоровье рассматривается как состояние Разума, а не материи, и «материальные чув­ства» не могут верно свидетельствовать о здоровье. Ничто кроме Разума не может правильно представить действительное состояние человека. Центральный пункт теологии и этики «X. н.» образует учение об ис­целении больных. Христос и первые христиане были исцелителями, однако этот важнейший элемент хрис­тианства был утрачен по причине распространения идолопоклонства, первым проявлением которого ста­ла вера в реальность существования материи. Идоло­поклонство, медицинские учения сделали модной веру в лекарство вместо веры в Божество. Свою миссию «X. Н.» видит в восстановлении исцеляющей силы Истины, черпая свою силу из Библии. Исцеление тракту­ется как духовное возрождение, избавление от разлада любого рода, в т. ч. и от физической болезни. Целительством занимаются практикующие (всего их в мире на­считывается ок. 2,5 тыс.), а также сестры и братья мило­сердия, умеющие исцелять без применения медикамен­тов. Роль исцелителя заключается в оказании помощи пациенту принять в своих мыслях присутствие исцеля­ющего закона божественного Разума и покориться его могуществу. Смиренная и непрерывная молитва прак­тикующего призвана изменить мысли пациента в на­правлении от болезни к здоровью. Богослужение ведет­ся на местном языке. Служба состоит из чтения текстов Священного Писания, исполнения гимна, безмолвной молитвы, молитвы вслух, изучения очередного библей­ского урока из ежеквартального цикла, составленного в Бостоне. Институт священства отсутствует. Богослуже­ния проводят чтецы, избираемые местной церковью. В члены «X. н.» принимаются достигшие 18 лет, на про­тяжении 6 месяцев регулярно посещавшие богослуже­ния, отказавшиеся от алкоголя, табака и лекарств. Со­гласно правилу, установленному Мэри Бэкер Эдди, сведения о численности последователей «X.н.» не публикуются. В изданиях американских социологов ре­лигии сообщается о 450 тыс. приверженцев «X.н.» в США и свыше 150 тыс. в других странах мира. Центральная община — первая Церковь Христа сайентистская — располагается в Бостоне (штат Массачусетс, США). В 70 странах мира действуют ок. 2500 региональных отде­лений. В России последователи «X.н.» появились в 1906 в Петербурге; здесь же с 1909 начали проводиться бо­гослужения на нем. языке, распространяться книги Мэри Бэкер Эдди. В 1918 состоялись первые богослу­жения на рус. языке; в 1922 в Петрограде была офици­ально зарегистрирована община «X.н.». С 1929 деятель­ность «X.н.» в России прекращается по политическим причинам. В 1990 в Ленинграде создается община по­следователей «X.н.», в 1994 издается новый рус. пере­вод «Науки и Здоровья». Годом позже управлением юс­тиции С.-Петербурга регистрируется в качестве рели­гиозной организации первая община «X.н.», а в 1999 «X.н.» проходит перерегистрацию в качестве обще­ственного объединения. Небольшие группы привер­женцев «X.н.» действуют в Москве, Ухте, Арсеньеве. С 1908 издается ежедневная газета «The Christian Science Monitor», с 1990 – «Ежеквартальник Христи­анской Науки» (на 14 языках, в т.ч. на рус. языке).

И.Я. Каптеров