Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.
«ХРИСТИАНСКАЯ
НАУКА», Церковь Христа сайентистская, Общество Христианской Науки (Christian Science Society) — религиозно-этическое движение, возникшее во вт. пол. 19 в. в США. Основано Мэри
Бэкер Эдди (1821-1910). В результате падения на обледенелый тротуар она
получила тяжелое повреждение. Посетивший ее доктор посчитал, что у нее нет
надежд на выздоровление. Попросив Библию и прочитав в ней об исцелениях,
совершенных Иисусом Христом, Мэри Бэкер Эдди оказалась в состоянии глубокого
озарения после чего, по ее словам, она исцелилась. В поисках причин произошедшего
она приступает к углубленному изучению Библии, итогом которого становится осознание
того, что Бог есть Жизнь, единственный источник здоровья и
благополучия. В 1862 начинает записывать свои мысли об изучении Священного
Писания, одновременно проверяя найденную методику исцеления сначала на
членах семьи и соседях, а затем и на всех обращающихся за помощью. В 1875 Мэри
Бэкер Эдди публикует книгу «Наука и Здоровье с ключом к Священному Писанию»,
ставшую впоследствии главным учебником последователей «X. н.». Последние сто страниц книги
включают подборку отчетов людей, исцелившихся просто чтением этой книги. Начиная с 1880 идет непрерывная запись подобных исцелений в
журнале «Christian Science Journal»,
а с 1898 — в еженедельнике «Christian Science Sentinel».
В 1879 Мэри Бэкер Эдди создает религиозную общину — «Церковь Христа
сайентисткая», а два года спустя учебное заведение — Массачусетский
метафизический колледж. В «X. н.» Бог определяется как «Великое Я есмь», всезнающее,
всевидящее, вселюбящее, премудрое и вечное, Принцип, Ум, Дух, Жизнь, Истина,
Любовь, Суть всего. Отрицается личностная природа Бога. Как утверждается
в «Науке о Здоровье», «теория о трех личностях в едином Боге... предполагает политеизм,
а не одно всегда присутствующее Я». Проводится разграничение Иисуса и Христа, Иисус — это человек, а Христос —
божественная идея. Согласно теологии «X. н.», материя — иллюзия, а не факт
существования. Поэтому отвергается то, что называется естественными науками,
ибо они построены на ложных гипотезах: что «материя сама себе
законодательница, что закон основан на материальных свойствах, и что эти
свойства конечны и сильнее могущества божественного Разума». Признаются все
традиционные таинства христианские, но практикуют их не в виде обрядов,
а в виде безмолвной молитвы. Отрицается первородный грех, рай и ад
считаются состоянием человеческого сознания. Человек — это духовная идея
Бога, индивидуальная, совершенная, вечная. Человеческое здоровье
рассматривается как состояние Разума, а не материи, и «материальные чувства»
не могут верно свидетельствовать о здоровье. Ничто
кроме Разума не может правильно представить действительное состояние человека.
Центральный пункт теологии и этики «X. н.» образует учение об исцелении больных. Христос и
первые христиане были исцелителями, однако этот важнейший элемент христианства
был утрачен по причине распространения идолопоклонства, первым проявлением
которого стала вера в реальность существования материи. Идолопоклонство,
медицинские учения сделали модной веру в лекарство вместо веры в Божество. Свою
миссию «X. Н.»
видит в восстановлении исцеляющей силы Истины, черпая свою силу из Библии. Исцеление
трактуется как духовное возрождение, избавление от разлада любого рода, в т. ч. и от физической болезни. Целительством занимаются
практикующие (всего их в мире насчитывается ок. 2,5 тыс.), а также сестры и
братья милосердия, умеющие исцелять без применения медикаментов. Роль
исцелителя заключается в оказании помощи пациенту принять в своих мыслях
присутствие исцеляющего закона божественного Разума и покориться его
могуществу. Смиренная и непрерывная молитва практикующего
призвана изменить мысли пациента в направлении от болезни к здоровью.
Богослужение ведется на местном языке. Служба состоит из чтения текстов
Священного Писания, исполнения гимна, безмолвной молитвы, молитвы вслух,
изучения очередного библейского урока из ежеквартального цикла, составленного
в Бостоне. Институт священства отсутствует. Богослужения проводят чтецы,
избираемые местной церковью. В члены «X. н.» принимаются достигшие 18 лет, на протяжении 6 месяцев
регулярно посещавшие богослужения, отказавшиеся от алкоголя, табака и
лекарств. Согласно правилу, установленному Мэри Бэкер Эдди, сведения о
численности последователей «X.н.»
не публикуются. В изданиях американских социологов религии сообщается о
450 тыс. приверженцев «X.н.»
в США и свыше 150 тыс. в других странах мира. Центральная община — первая
Церковь Христа сайентистская — располагается в Бостоне (штат Массачусетс, США).
В 70 странах мира действуют ок. 2500 региональных отделений. В России
последователи «X.н.»
появились в 1906 в Петербурге; здесь же с 1909 начали проводиться богослужения
на нем. языке, распространяться книги Мэри Бэкер Эдди. В 1918 состоялись первые
богослужения на рус. языке;
в 1922 в Петрограде была официально зарегистрирована община «X.н.». С 1929 деятельность «X.н.» в России прекращается по
политическим причинам. В 1990 в Ленинграде создается община последователей «X.н.», в 1994 издается новый рус. перевод «Науки и Здоровья».
Годом позже управлением юстиции С.-Петербурга регистрируется в качестве религиозной
организации первая община «X.н.»,
а в 1999 «X.н.»
проходит перерегистрацию в качестве общественного объединения. Небольшие
группы приверженцев «X.н.»
действуют в Москве, Ухте, Арсеньеве. С 1908 издается ежедневная газета «The Christian Science Monitor», с 1990 – «Ежеквартальник Христианской
Науки» (на 14 языках, в т.ч. на рус. языке).
И.Я. Каптеров