НЕОСХОЛАСТИКА — совокупность направлений и учений современной западной философии, ориенти¬рующихся на мировоззрение католицизма

НЕОСХОЛАСТИКА — совокупность направлений и учений современной западной философии, ориенти­рующихся на мировоззрение католицизма. Н. приспо­сабливает принципы вероучения и философию ка­толицизма к изменяющимся социальным и культур­ным условиям, вбирая в себя новые философские идеи и концепции. Н. возникла в нач. 19 в. в связи с возрождением интереса к католической философии в Италии, Испании, Германии и др. европейских стра­нах. Со вт. пол. 19 в. Н. существует гл. обр. в форме неотомизма, поскольку в 1879 г. энцикликой папы Льва XIII «Aeterni patris» именно учение Фомы Аквинского было провозглашено единственно истинной филосо­фией католицизма, «вечной философией». Однако Н. не ограничивается неотомизмом, помимо Фомы Ак­винского значимым авторитетом для католических фи­лософов является, напр., испанский систематизатор схо­ластики Франсиско Суарес (кон. 16 — нач. 17 в.). Более того, целый ряд школ Н. разрабатывают относительно самостоятельные направления в современной фило­софии, причем католическая философия может рас­сматриваться лишь в качестве одного из источников их учений («трансцендентальный неотомизм», школы в Лувене и Пуллахе, а также школы платоновско-авгу- стинианской и францисканской ориентации). Отноше­ние Н. к альтернативным направлениям в философии не оставалось в 19-20 вв. неизменным. Если в энцик­лике Льва XIII в целом реализуется установка на диа­лог с ними, то Пий X и Пий XII (энциклики 1907 и 1950) призывают к осторожности по отношению к но­вым мировоззренческим движениям и склонны усмат­ривать в модернизме лишь новую опасность для хрис­тианской веры. В контексте подобного отношения к модернизму следует понимать, напр., критику ирраци­онализма в эстетике, предпринятую Ж. Маритеном. Нельзя признать случайным и то обстоятельство, что видный католический мыслитель Э. Жильсон отдавал предпочтение в своем творчестве исследованию исто­ков и истории становления христианского миросозер­цания, рассматривая изучение классиков западноевро­пейской средневековой философии в качестве основа­ния для адекватного понимания проблем современной католической философии. При этом общей тенденци­ей Н. следует считать все же установку на универса­лизм, синтез многообразных философских идей и тен­денций современной культуры на основе мировоззре­ния католицизма. Основу философии Н. составляет томистское учение о гармонии веры и разума. Главная задача философии в религиозном мировоззрении Н., как и в средневековой христианской философии, усматривается в рациональном раскрытии, обосновании и разъяснении истин веры. Томистская (и шире — ка­толическая) философия наделяется в Н. способностью неизменно выступать в роли философского основания католического вероучения в силу того, что в качестве ее предмета устанавливаются «бытие» (esse) и связан­ные с ним «трансцендентальные понятия» — един­ство, истина, благо, красота. Бытие вечно, бесконечно, умопостигаемого. В отличие от него «сущее» (ens), вы­ступающее в качестве предмета исторически развива­ющегося научного знания, существует во времени и, представляя собой совокупность «фрагментов бытия», может познаваться лишь эмпирическим путем. Зави­симость научного знания от философии выражается в том, что его содержание организуется с помощью фи­лософских категорий (понятий меньшей степени общ­ности), которые обобщают и систематизируют опыт­ное познание. Однако, по убеждению неотомистов и других философов католической ориентации, наука, несмотря на неограниченные перспективы своего раз­вития, никогда не сможет поколебать фундаменталь­ных принципов христианского вероучения. Между «бытием» и «сущим» пролегает граница, установлен­ная самим актом творения. В соответствии с интерпре­тацией философии Аристотеля, которая была дана Фомой Аквинским, Бог как чистая актуальность прин­ципиально отличен от сотворенного им мира, в кото­ром субстрат (потенция, материя) лишь связан с фор­мой. Существование единичных вещей фиксируется чувствами, а связывающие их закономерности позна­ются науками благодаря опыту и рассудку. Однако не­посредственно перейти от познания сотворенного мира к познанию Бога невозможно. В природе можно обна­ружить лишь следы трансцендентного бытия, на этом основании разум способен строить лишь аналогии. Поскольку действительное познание Бога — дело тео­логии, а не вырастающей из опыта науки, то только на основе теологии томизма, полагают католические мыс­лители, открывается возможность исследовать в гра­ницах философии чистое бытие, бытие как таковое, «бытие» в его отличии от «сущего». Во многих школах Н. важной функцией философии признается не толь­ко разъяснение религиозных истин и характеристика соотношения религии, теологии, философии и науки в основанной на католическом вероучении культуре, но и обоснование социально значимых ценностей чело­веческой жизни. Напр., из тезиса о том, что акт суще­ствования в сотворенном мире осуществляется лишь субъектом (противопоставляемым в этом случае абст­рактной сущности), в философии Н. могут делаться выводы о ценности жизни индивида, неприкосновен­ности личности, значимости борьбы за права человека в современном обществе и т. д.

В.И. Коротких