НЕОСХОЛАСТИКА — совокупность
направлений и учений современной западной философии, ориентирующихся на
мировоззрение католицизма. Н. приспосабливает принципы вероучения и философию
католицизма к изменяющимся социальным и культурным условиям, вбирая в себя новые
философские идеи и концепции. Н. возникла в нач. 19 в.
в связи с возрождением интереса к католической
философии в Италии, Испании, Германии и др. европейских странах. Со вт. пол.
19 в. Н. существует гл. обр. в форме неотомизма, поскольку в 1879 г. энцикликой
папы Льва XIII «Aeterni patris» именно учение Фомы Аквинского было
провозглашено единственно истинной философией католицизма, «вечной
философией». Однако Н. не ограничивается неотомизмом, помимо Фомы Аквинского
значимым авторитетом для католических философов является, напр., испанский
систематизатор схоластики Франсиско Суарес (кон. 16 — нач. 17 в.). Более того, целый ряд школ Н. разрабатывают
относительно самостоятельные направления в современной философии, причем католическая
философия может рассматриваться лишь в качестве одного из источников их учений
(«трансцендентальный неотомизм», школы в Лувене и Пуллахе, а также школы
платоновско-авгу- стинианской и францисканской
ориентации). Отношение Н. к альтернативным направлениям в философии не
оставалось в 19-20 вв. неизменным. Если в энциклике Льва XIII в целом
реализуется установка на диалог с ними, то Пий X и Пий XII (энциклики 1907 и
1950) призывают к осторожности по отношению к новым мировоззренческим
движениям и склонны усматривать в модернизме лишь
новую опасность для христианской веры. В контексте подобного отношения к
модернизму следует понимать, напр., критику иррационализма в эстетике,
предпринятую Ж. Маритеном. Нельзя признать случайным и то обстоятельство, что
видный католический мыслитель Э. Жильсон отдавал предпочтение в своем
творчестве исследованию истоков и истории становления христианского миросозерцания,
рассматривая изучение классиков западноевропейской средневековой философии в
качестве основания для адекватного понимания проблем современной католической
философии. При этом общей тенденцией Н. следует считать все же установку на
универсализм, синтез многообразных философских идей и тенденций современной
культуры на основе мировоззрения католицизма. Основу философии Н. составляет
томистское учение о гармонии веры и разума. Главная задача философии в
религиозном мировоззрении Н., как и в средневековой христианской философии,
усматривается в рациональном раскрытии, обосновании и разъяснении истин веры.
Томистская (и шире — католическая) философия наделяется в Н. способностью неизменно
выступать в роли философского основания католического вероучения в силу того,
что в качестве ее предмета устанавливаются «бытие» (esse) и связанные с ним
«трансцендентальные понятия» — единство, истина, благо, красота. Бытие вечно,
бесконечно, умопостигаемого. В отличие от него «сущее»
(ens), выступающее в качестве предмета исторически развивающегося научного
знания, существует во времени и, представляя собой совокупность «фрагментов
бытия», может познаваться лишь эмпирическим путем. Зависимость научного знания
от философии выражается в том, что его содержание организуется с помощью философских
категорий (понятий меньшей степени общности), которые обобщают и
систематизируют опытное познание. Однако, по убеждению неотомистов и других
философов католической ориентации, наука, несмотря на неограниченные
перспективы своего развития, никогда не сможет поколебать фундаментальных
принципов христианского вероучения. Между «бытием» и «сущим» пролегает граница,
установленная самим актом творения. В соответствии с интерпретацией философии
Аристотеля, которая была дана Фомой Аквинским, Бог как чистая актуальность принципиально
отличен от сотворенного им мира, в котором субстрат (потенция, материя) лишь
связан с формой. Существование единичных вещей фиксируется чувствами, а
связывающие их закономерности познаются науками благодаря опыту и рассудку.
Однако непосредственно перейти от познания сотворенного мира к познанию Бога невозможно.
В природе можно обнаружить лишь следы трансцендентного бытия, на этом
основании разум способен строить лишь аналогии. Поскольку действительное познание
Бога — дело теологии, а не вырастающей из опыта науки, то только на основе теологии
томизма, полагают католические мыслители, открывается возможность исследовать
в границах философии чистое бытие, бытие как таковое, «бытие» в его отличии от
«сущего». Во многих школах Н. важной функцией философии признается не только
разъяснение религиозных истин и характеристика соотношения религии, теологии,
философии и науки в основанной на католическом вероучении культуре, но и
обоснование социально значимых ценностей человеческой жизни. Напр., из тезиса
о том, что акт существования в сотворенном мире осуществляется лишь субъектом
(противопоставляемым в этом случае абстрактной сущности), в философии Н. могут
делаться выводы о ценности жизни индивида, неприкосновенности личности,
значимости борьбы за права человека в современном обществе и т. д.
В.И. Коротких