Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.:
Академический проект, 2006. –1256 с.
НЕООРТОДОКСИЯ
ПРОТЕСТАНТСКАЯ
— течение в протестантской теологии, сложившееся в 20-х гг. 20 в. как
противоречиво-критическая реакция и на обмирщение христианства в либеральном
протестантизме (см. Либеральная протестантская теология), и на фундаменталистский
буквализм. Включает в себя такие направления, как «диалектическая теология»,
«теология кризиса», «теология парадокса», «теология слова Бога». Хотя термин
«неоортодоксия» обычно используется в качестве обобщающего синонима для названий
всех этих концепций, своим происхождением он обязан американскому варианту
диалектической теологии, который появился позже европейского и под его
влиянием. Основные представители европейской неоортодоксии — К. Барт, Р.
Булътман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, О. Кульман, Г. Мерц, Э. Турнейзен,
американской — Р. Нибур, П. Тиллих. За пределами Германии и Швейцарии, где она
возникла, неоортодоксию разрабатывали П. Мюри (Франция), Н. Зее (Дания), К.
Мискотт (Нидерланды), Й. Громадка (Чехословакия). Н. п. начинается с концепции
«диалектической теологии» Барта, изложенной в его работе «Послание к римлянам»
(1919) и поддержанной молодыми теологами — сторонниками основанного Мерцем
журнала «Между временами» (1923- 1933). Ее возникновение обязано также влиянию
парадоксализма С. Кьеркегора и экзистенциальной диалектики Ф. М. Достоевского.
Будучи в идейно-теоретическом плане изначально неоднородной, в 30-е гг. она
распадается на радикальный христоцентризм Барта-Турнейзена и новую
«естественную теологию» Бруннера, на «демифологизацию Нового завета» Бультмана
и «экзистенциальное Откровение» Гогартена. Одновременно способствует
возникновению, в период «Великой депрессии», американского направления —
неоортодоксии в узком смысле. В США главными центрами становятся Йельская
школа теологии и Объединенная теологическая семинария в Нью-Йорке, с 1941.
издается журнал «Христианство и кризис», редактируемый Нибуром (до 1966) —
самым значительным американским теологом прошлого века. В 40-60-е гг.
Европейская линия неоортодоксии обретает характер чисто академического течения,
американского же по- прежнему достаточно влиятельна, хотя ее значение в
протестантизме из-за усиления протестантского фундаментализма ослабевает.
Неоортодоксия возникает в период после Первой мировой войны. В форме одного из
течений протестантской мысли она отражает кризис социального оптимизма и
рационализма в общественной идеологии своего времени (отсюда одно из ее
названий — «теология кризиса»). Н. п. выступает против попыток либерального
протестантизма свести христианскую Весть к морали, культу или идеям социальной
справедливости, против прямого приспособления христианства к ценностям
современной цивилизации. Главный ее призыв — вернуться к первоосновам
Реформации. Тенденция к «обновлению» христианства — обычное для протестантизма
явление — в еще большей степени реализуется в неоортодоксии. Однако само
понятие «обновление» трактуется по-разному: либо как поворот назад, к принципам
первоначального христианства и подлинному учению М. Лютера, либо как поворот
лицом к миру, когда христианство должно давать человеку ответы на злободневные
вопросы жизни и гармонизировать свои отношения с современным миром, становясь
сущностью культуры. Типичные для первой т. зр. — взгляды Барта, для второй —
Тиллиха. Барт отвергает философию за ее подход к богопознанию через разум —
через признание какой-то основы, родственной для Бога и человека. Бог — нечто
совершенно отличное от мира, в т. ч. и в плане его восприятия, поэтому прямые
суждения о Боге как таковом неправомерны. Но о нем возможны высказывания экзистенциального
порядка, т. к. лишь в них человеческое существование выражается как деяние
Бога. При этом христианство должно быть освобождено от своей исторически-преходящей
оболочки — религии — и демифологизировано. Оно, в понимании Барта, находится
в разрыве с культурой и всем человеческим; только через Бога человек обретает
свое подлинное существование и свою подлинную сущность. Для Тиллиха же,
напротив, религия — мера глубины всей человеческой жизни, а Бог —
имманентность миру. Теология Тиллиха — это религиозная философия, основанная на
корреляции христианского Откровения с человеком в его метафизическом и историческом
измерении, христианской веры — со светской культурой. Поэтому религия представляется
Тиллихом в качестве «порыва к абсолютному», постигаемому разумом и верой, а философия
— в качестве дополнения к теологии: философия обязана ставить перед человеком
экзистенциальные вопросы, а теология должна отвечать на них. Согласившись, т.
обр., в том, что Иисус Христос есть единственное содержание теологии, и
отвергнув как либеральный, так и фундаменталистский ее варианты, протестантские
неоортодоксы расходятся в понимании того, как следует объяснять христианскую
весть современному человеку. Так или иначе, Гогартен, Бультман и Бруннер,
вслед за Тиллихом, вновь обращаются от Христа к человеку, полагая, что Бог
открывается не только в Слове, но и в человеческом существовании, а поэтому
философия способна помочь теологии в прояснении Слова Божьего. Тем самым они
вновь оживляют некогда ими же отвергнутые подходы либеральной теологии и
поворачивают теологию вт. пол. 20 в. в антропологическом направлении. Две
противоположные тенденции в Н. п. — обновления и догматизации Символа веры — в
целом все-таки усиливают модернизацию традиционного христианства и используют
для этого, гл. обр., герменевтический подход и парадоксалистский способ
мышления. Экзистенциальная диалектика отчаяния и надежды, занявшая место
гегелевской рационалистической диалектики отвлеченных категорий, отчасти
восполняет неудовлетворенность человека невозможностью постичь разумом противоположность
между собой и Богом, между словом человека и словом Бога, между временем и
вечностью. Явившись определенной ступенью между либеральной и радикальной
теологией, неоортодоксия, в свою очередь, инициировала последующие, связующие
ее с «радикалами», учения — «безрелигиозное христианство» евангелического
пастора Д. Бонхёффера, «Честность перед Богом» (название книги) англиканского
епископа Дж. Робинсона. Неоортодоксальные идеи повлияли также на концепции
католических теологов Г. У. фон Бальтазара и Г. Кюнга, на взгляды некоторых
религиозных экзистенциалистов, стимулируя современную христианскую теологию
даже в тех ее вариантах, которые развиваются в размежевании и прямой полемике
с ее исходными положениями. Можно сказать, что именно Н. п. определила основную
тенденцию развития всей христианской идеологии вт. пол. 20 в. —
экзистенциально-антропологический путь к Богу.
И.И. Иванова