Религиоведение / Энциклопедический словарь

Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

НЕООРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ — течение в протестантской теологии, сложившееся в 20-х гг. 20 в. как противоречиво-критическая реакция и на обмир­щение христианства в либеральном протестантизме (см. Либеральная протестантская теология), и на фун­даменталистский буквализм. Включает в себя такие направления, как «диалектическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология слова Бога». Хотя термин «неоортодоксия» обычно используется в качестве обобщающего синонима для названий всех этих концепций, своим происхождением он обязан аме­риканскому варианту диалектической теологии, который появился позже европейского и под его влиянием. Ос­новные представители европейской неоортодоксии — К. Барт, Р. Булътман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, О. Куль­ман, Г. Мерц, Э. Турнейзен, американской — Р. Нибур, П. Тиллих. За пределами Германии и Швейцарии, где она возникла, неоортодоксию разрабатывали П. Мюри (Франция), Н. Зее (Дания), К. Мискотт (Нидерланды), Й. Громадка (Чехословакия). Н. п. начинается с концеп­ции «диалектической теологии» Барта, изложенной в его работе «Послание к римлянам» (1919) и поддер­жанной молодыми теологами — сторонниками осно­ванного Мерцем журнала «Между временами» (1923- 1933). Ее возникновение обязано также влиянию парадоксализма С. Кьеркегора и экзистенциальной диалектики Ф. М. Достоевского. Будучи в идейно-теоре­тическом плане изначально неоднородной, в 30-е гг. она распадается на радикальный христоцентризм Барта-Турнейзена и новую «естественную теологию» Бруннера, на «демифологизацию Нового завета» Бультмана и «экзистенциальное Откровение» Гогартена. Одно­временно способствует возникновению, в период «Великой депрессии», американского направления — неоортодоксии в узком смысле. В США главными цен­трами становятся Йельская школа теологии и Объе­диненная теологическая семинария в Нью-Йорке, с 1941. издается журнал «Христианство и кризис», редак­тируемый Нибуром (до 1966) — самым значительным американским теологом прошлого века. В 40-60-е гг. Европейская линия неоортодоксии обретает характер чисто академического течения, американского же по- прежнему достаточно влиятельна, хотя ее значение в протестантизме из-за усиления протестантского фун­даментализма ослабевает. Неоортодоксия возникает в период после Первой мировой войны. В форме од­ного из течений протестантской мысли она отражает кризис социального оптимизма и рационализма в об­щественной идеологии своего времени (отсюда одно из ее названий — «теология кризиса»). Н. п. выступа­ет против попыток либерального протестантизма све­сти христианскую Весть к морали, культу или идеям социальной справедливости, против прямого приспо­собления христианства к ценностям современной цивилизации. Главный ее призыв — вернуться к пер­воосновам Реформации. Тенденция к «обновлению» христианства — обычное для протестантизма явле­ние — в еще большей степени реализуется в неоор­тодоксии. Однако само понятие «обновление» трак­туется по-разному: либо как поворот назад, к принци­пам первоначального христианства и подлинному учению М. Лютера, либо как поворот лицом к миру, когда христианство должно давать человеку ответы на злободневные вопросы жизни и гармонизировать свои отношения с современным миром, становясь сущностью культуры. Типичные для первой т. зр. — взгляды Барта, для второй — Тиллиха. Барт отвергает философию за ее подход к богопознанию через ра­зум — через признание какой-то основы, родствен­ной для Бога и человека. Бог — нечто совершенно отличное от мира, в т. ч. и в плане его восприятия, по­этому прямые суждения о Боге как таковом неправо­мерны. Но о нем возможны высказывания экзистен­циального порядка, т. к. лишь в них человеческое су­ществование выражается как деяние Бога. При этом христианство должно быть освобождено от своей ис­торически-преходящей оболочки — религии — и де­мифологизировано. Оно, в понимании Барта, находит­ся в разрыве с культурой и всем человеческим; только через Бога человек обретает свое подлинное существо­вание и свою подлинную сущность. Для Тиллиха же, напротив, религия — мера глубины всей человечес­кой жизни, а Бог — имманентность миру. Теология Тиллиха — это религиозная философия, основанная на корреляции христианского Откровения с челове­ком в его метафизическом и историческом измере­нии, христианской веры — со светской культурой. Поэтому религия представляется Тиллихом в качестве «порыва к абсолютному», постигаемому разумом и верой, а философия — в качестве дополнения к тео­логии: философия обязана ставить перед человеком экзистенциальные вопросы, а теология должна отве­чать на них. Согласившись, т. обр., в том, что Иисус Христос есть единственное содержание теологии, и отвергнув как либеральный, так и фундаменталист­ский ее варианты, протестантские неоортодоксы рас­ходятся в понимании того, как следует объяснять хри­стианскую весть современному человеку. Так или ина­че, Гогартен, Бультман и Бруннер, вслед за Тиллихом, вновь обращаются от Христа к человеку, полагая, что Бог открывается не только в Слове, но и в человече­ском существовании, а поэтому философия способна помочь теологии в прояснении Слова Божьего. Тем самым они вновь оживляют некогда ими же отверг­нутые подходы либеральной теологии и поворачива­ют теологию вт. пол. 20 в. в антропологическом направ­лении. Две противоположные тенденции в Н. п. — об­новления и догматизации Символа веры — в целом все-таки усиливают модернизацию традиционного христианства и используют для этого, гл. обр., герме­невтический подход и парадоксалистский способ мышления. Экзистенциальная диалектика отчаяния и надежды, занявшая место гегелевской рационали­стической диалектики отвлеченных категорий, от­части восполняет неудовлетворенность человека не­возможностью постичь разумом противоположность между собой и Богом, между словом человека и словом Бога, между временем и вечностью. Явившись опреде­ленной ступенью между либеральной и радикальной теологией, неоортодоксия, в свою очередь, иниции­ровала последующие, связующие ее с «радикалами», учения — «безрелигиозное христианство» евангели­ческого пастора Д. Бонхёффера, «Честность перед Бо­гом» (название книги) англиканского епископа Дж. Ро­бинсона. Неоортодоксальные идеи повлияли также на концепции католических теологов Г. У. фон Бальтазара и Г. Кюнга, на взгляды некоторых религи­озных экзистенциалистов, стимулируя современную христианскую теологию даже в тех ее вариантах, ко­торые развиваются в размежевании и прямой поле­мике с ее исходными положениями. Можно сказать, что именно Н. п. определила основную тенденцию раз­вития всей христианской идеологии вт. пол. 20 в. — экзистенциально-антропологический путь к Богу.

И.И. Иванова